Власти Литвы до предела затруднили пересечение границы с соседней Белоруссией. По последним данным, на рубеже, разделяющем две страны, застыли в очередях свыше полутора тысяч грузовых фур. Среднее время ожидания составляет почти двое суток. Нечто подобное происходит и на границе Литвы с российской Калининградской областью.
Литовская сторона сама экономически страдает от замедления движения транспорта, перевозящего грузы. Экспорт товаров из Литвы в июне (по сравнению с тем же периодом 2023-го) снизился на 8,2%, а импорт – на 10,3%. Но госчиновников в Вильнюсе это не заботит – свои зарплаты они получают, а задачу максимально навредить Белоруссии и России, поставленную Литве «старшим братом», никто не отменял.
Было шесть – стало два
В августе прошлого года Литва закрыла два из шести действовавших на тот момент пограничных пунктов пропуска, соединявших её с Белоруссией, – «Шумскас» («Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Данное решение Вильнюс обосновал «угрозой» от бойцов группы «Вагнер», которые минувшим летом переместились на белорусскую территорию. После этого на белорусско-литовской границе остались четыре погранперехода: «Лаворишкес» («Котловка»), «Мядининкай» («Каменный Лог»), «Шальчининкай» («Бенякони»), «Райгардас» («Привалка»). Основная часть транспортных потоков с закрытых КПП перенаправилась в «Мядининкай», который и до того был самым загруженным из пограничных пунктов.
Белорусская сторона осудила решение Литвы, назвав его неконструктивным и недружественным шагом. В Государственном пограничном комитете РБ отметили, что в Вильнюсе хотят не только воспрепятствовать перемещению грузов, но и уменьшить поток литовцев, въезжающих по введённому Минском в 2022 году «безвизу» и способных своими глазами увидеть, как на самом деле живут соседи.
Надо сказать, что предпринимаемые литовскими властями меры – частичное закрытие пограничных КПП, запугивание через СМИ («в Белоруссии вас могут арестовать и шантажировать, принуждая стать шпионами!») – постепенно оказывают своё воздействие. По данным литовских госорганов, в 2023 году на пунктах пропуска с Белоруссией было проверено почти 3,9 млн человек, что на 25,5% больше, чем в 2022-м. Отмечается, что 66% всех проверенных составили граждане Белоруссии. В то же время поток граждан Литвы в Белоруссию снизился. Границу в прошлом году пересекли 684 тыс. литовцев, что на 13,4% меньше, чем в 2022-м. Большинство граждан Литвы пересекали границу в пунктах пропуска «Шальчининкай» и «Лаворишкес».
В начале февраля литовские госорганы предложили закрыть ещё два пункта пропуска на границе с Белоруссией: «Лаворишкес» («Котловка») и «Райгардас» («Привалка»). Этот шаг, как водится, обосновали «снижением рисков, связанных с увеличением транзитных потоков, деятельностью разведывательных служб и служб безопасности соседнего государства», а также «усилением контроля за перевозкой санкционных товаров и контрабанды». Заодно было решено наполовину сократить количество разрешений, выдаваемых белорусским и литовским фирмам, осуществляющим регулярные трансграничные автобусные перевозки, а также ограничить посадку и высадку пассажиров на железнодорожном пункте пропуска «Кена» («Кибартай»).
Вопреки доводам разума
Инициатива по закрытию еще двух КПП испугала литовских бизнесменов. В тамошней Ассоциации автомобильных перевозчиков (Linava) предупредили, что больше всего от этого пострадают местные небольшие транспортные компании, которым не удалось целиком перенести свою деятельность на территорию Евросоюза. «Из-за закрытых пунктов пропуска грузоперевозки всегда задерживаются, так как растут очереди и нагрузка на остальные КПП», – отметил глава Linava Зенонас Буйвидас. По его словам, в сутки через пограничные посты проходило около 250 грузовиков, то есть около 7,5 тыс. в месяц. «Необходимо понимать, что торговля, движение большегрузного транспорта не прекратятся. Когда пограничные пункты закроются, вся нагрузка будет переложена на оставшиеся, что приведёт к созданию очередей. Уже сейчас стоянки возле пограничных пунктов забиты грузовыми автомобилями», – предупредил Буйвидас.
Встревожились даже некоторые литовские муниципальные чиновники. Глава курортного города Друскининкай Ричардас Малинаускас сообщил, что закрытие КПП «Райгардас» приведет к резкому снижению количества отдыхающих, которые оставляют свои деньги в его самоуправлении. По мнению мэра, Друскининкай должен оставаться открытым для всех, в том числе и для туристов из Белоруссии. «Мы – курорт. Курорт для всех. Мы не углубляемся в вопросы геополитики, безопасности, потому что это не наша функция и уровень. Мы за то, чтобы все желающие, благонамеренные люди приезжали к нам на отдых, лечение и оздоровление. А кто из них доброжелателен – об этом должны позаботиться службы», – сказал Малинаускас литовским СМИ.
Эти прагматические соображения не возымели на правительство Литвы ни малейшего воздействия. 21 февраля решение о закрытии двух погранпунктов с 1 марта было утверждено. Таким образом, на границе Литвы с Белоруссией продолжают работать лишь два пункта пропуска – «Мядининкай» и «Шальчининкай». По этому поводу в белорусском министерстве иностранных дел заявили, что «цель таких манипуляций одна – искусственно создать образ врага из соседней Беларуси, прикрывая собственные просчеты в экономике, уничтожение транспортной отрасли, бездумную гонку вооружений, насилие над мигрантами на границе».
А летом Вильнюс начал новый этап самоогораживания: с 18 июля (вслед за Латвией) он ввёл запрет на въезд легковых автомобилей с белорусскими номерами независимо от гражданства их владельца или водителя. Машины с такими номерами, уже находящиеся в Литве, должны покинуть её до 18 января 2025 года включительно.
Итог столь бурной деструктивной деятельности литовских властей налицо. Так, 29 августа на границе в очередях стояли около 1,6 тыс. грузовых и более 200 легковых автомобилей. В белорусском Госпогранкомитете сообщили, что «меньше всего фур за двадцать четыре часа проследовало в Литву через литовский "Мядининкай" – его контрольные службы оформили всего пятнадцать процентов большегрузов от нормы». В свою очередь, пресс-секретарь литовской госпогранслужбы Гедрюс Мишутис, выступив в роли «Капитана Очевидность!», заявил, что очереди на границе образуются потому, что через Литву проходят большие потоки грузовых машин, а её пересечение разрешено только в двух пунктах. При этом, поскольку Польша и Латвия пропускают в Белоруссию только через один пункт, многие водители пытаются воспользоваться одним из двух литовских КПП в надежде, что там они проскочат быстрее. Кроме того, Мишутис сослался «на более строгий досмотр грузов со стороны литовской таможни из-за действия международных санкций».
Как будто этого мало, так литовская сторона еще и регулярно предпринимает на границе действия, которые трудно охарактеризовать иначе, чем акты саботажа. Один из многих случаев такого рода имел место, например, 1 сентября. В тот день в белорусском Государственном пограничном комитете сообщили, что с 6:00 до 18:00 литовская таможня проводит «плановое обслуживание аппаратного и программного обеспечения информационных систем». В этой связи документы в литовских пунктах пропуска принимались только в бумажном виде, что, естественно, привело к существенному замедлению таможенного оформления. Между тем на тот момент въезда в Литву ожидали около 1500 фур. «Рекомендуем учитывать данную информацию при планировании пересечения границы с Литовской Республикой», – попросили в Госпогранкомитете.
А вот более свежая сводка «с полей» за 2 сентября. В этот день на границе в очередях скопилось около 1,6 тыс. грузовых автомобилей, следовавших в обоих направлениях. Белорусские пограничники отметили, что за выходные дни (31 августа – 1 сентября) в Литву проследовало лишь 23% грузовиков от обычной нормы. «Меньше всего оформили сотрудники пункта пропуска "Мядининкай" ("Каменный Лог") – 12 процентов, то есть два авто из двадцати в час», – сообщили в Госпогранкомитете РБ.
На границе с Россией – не лучше
Похожая ситуация сложилась, кстати, и на границе Литвы с Россией. В конце августа в пресс-службе таможни Калининградской области сообщили, что их литовские коллеги нарочно замедлили работу и делают перерывы в приеме грузовиков. Из-за этого очередь на границе, как и следовало ожидать, растёт. «Перед пунктом пропуска восемьдесят машин; российскими таможенниками уже оформлены двадцать пять. В понедельник было шестьдесят. Литва снова замедлила работу, в течение суток были небольшие перерывы – по часу примерно, когда грузовики не брали вообще. Неритмично работают на протяжении последнего времени…» – рассказали таможенники во вторник 27 августа.
Официальных объяснений такого поведения от литовской стороны не поступало. «Захотели – замедлили работу, захотели – ускорились. В течение суток такая ситуация может меняться несколько раз», – констатируют в пресс-службе калининградской таможни. По информации Telegram-канала многостороннего автомобильного пункта пропуска «Чернышевское», отставание от зарезервированного времени составило 164 часа. Пробки на литовско-российской границе обусловлены тем, что из четырех пунктов пропуска там в настоящее время работает только один МАПП «Чернышевское» (на литовской стороне «Кибартай»). Соответственно, на этом погранпереходе сконцентрирован весь грузовой трафик. Остальные три КПП литовцы закрыли ещё в 2022 году.
3 сентября в таможне Калининграда отметили, что литовцы опять работают крайне медленно. «Стабильно медленно и неритмично. С 9:00 (10:00 мск) до 12:00 (13:00 мск) в понедельник и с 2:00 (3:00 мск) до 6:00 (7:00 мск) утра они не приняли ни одного грузового автомобиля из Калининградской области. Без объяснения причин. Перед пунктом пропуска сегодня сто грузовиков, на нейтральной полосе – двадцать», – уточнили в ведомстве. По информации же с «Чернышевского», отставание от зарезервированного времени в тот день составило 136 часов.
Бывший губернатор Калининградской области Антон Алиханов (ныне – министр промышленности и торговли России) рассказывал, что в ходе частных разговоров с пограничниками и таможенниками прибалтийской республики те откровенно признавались, что им было спущено «сверху» указание тормозить процесс. Экс-губернатор подчёркивает, что никаких объективных предпосылок возникновения заторов нет – литовская сторона «просто не принимает машины, не берет на проверку». По мнению А. Алиханова, решить проблему с очередями на границе можно посредством комбинированных железнодорожно-автомобильных и морских перевозок. Они могут стать альтернативой ввозу товаров фурами на территорию РФ через Литву.
В литовском правительстве давно уже поговаривают, что надо бы полностью закрыть границу и с Белоруссией, и с Россией. Да, сделать это они пока не решаются, но полностью такой вариант исключать нельзя.
Свежие комментарии