На нынешнем авиасалоне в Ле-Бурже турецкая промышленность впервые представила полноразмерный макет перспективного истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter – Experimental) собственной разработки. До появления готового самолета пока далеко, но уже сейчас проект привлекает внимание. Интерес к этой разработке подогревают как амбициозные планы Турции, так и объективные сомнения в возможности их выполнения.
Презентация полноразмерного макета TF-X состоялась 17 июня в присутствии представителей руководства турецкой авиационной промышленности. На выставочной площадке поместили сам макет и некоторые рекламные материалы. Звучали громкие заявления о больших планах Турции, хотя некоторые слова могли стать поводом для беспокойства.
При помощи самолета TF-X Турция планирует войти в узкий круг стран, способных создавать истребители пятого поколения. Пока такая техника имеется только у США, Китая и России. Еще несколько государств разрабатывают свои проекты, и турецкие авиастроители участвуют в этом негласном соревновании. В достижении желаемых результатов им помогают компании из зарубежных стран.
Не обошлось без неоднозначных заявлений. Так, ранее утверждалось, что первый полет TF-X состоится в 2023 г. Теперь его относят к периоду до 2025-го. С чем связан такой перенос, и удастся ли соблюсти хотя бы такие сроки – неизвестно.
Еще в начале нынешнего десятилетия Турция стала проявлять интерес к перспективным истребителям, что привело к появлению контракта на американские F-35. Кроме того, в 2014-15 гг. были запущены работы по созданию собственного самолета этого класса. В дальнейшем военное и политическое руководство страны, а также представители промышленности неоднократно раскрывали новые подробности планов на будущее и текущих работ.
Головным разработчиком самолета TF-X назначена турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI). Также в программе участвует ряд других компаний из Турции. В начале 2017 г. к проекту присоединилась британская BAE Systems. В прошлом году сообщалось о возможном участии российского «Ростеха». В этом контексте упоминалась возможная совместная разработка нового двигателя.
К настоящему времени TAI и другие участники проекта определили тактико-технические требования к TF-X и приступили к опытно-конструкторской работе. Время от времени публиковались различные данные о проекте, а теперь на крупной выставке состоялся показ полноразмерного макета. Проектирование продолжается, и в 2023-25 гг. Турция планирует построить опытный образец. В середине десятилетия он выйдет на испытания и пройдет необходимую доработку.
На вторую половину двадцатых годов запланирован старт серийного производства. Не позднее 2029 г. первая эскадрилья на TF-X должна достичь стадии начальной оперативной готовности. Затем перевооружение пройдут другие подразделения и соединения турецких ВВС.
При помощи истребителей TF-X в будущем планируется осуществить замену самолетов F-16, которые должны будут выработать свой ресурс. Кроме того, собственный проект рассматривается в качестве дополнения к современным импортным F-35, а также как «страховка» на случай проблем с ними. Любопытно, что такая роль проекта сейчас приобретает особое значение.
Представленный в Ле-Бурже макет построен по интегральной аэродинамической схеме с явными признаками стелс-технологий. Двухдвигательная машина со стреловидным крылом и двумя килями внешне напоминает зарубежные истребители последнего поколения. Длина макета достигает 21 м, размах крыла – 14 м. Максимальный взлетный вес полноценного самолета превысит 27 т. Он сможет развивать скорость до М=2, подниматься на высоту 17000 м и нести разнообразное вооружение.
Согласно открытым данным, планер для TF-X создается с использованием собственных и зарубежных наработок в области материаловедения и снижения заметности. Именно этим можно объяснить определенное сходство с другими самолетами. Планер с особыми обводами предлагается собирать из металла и композитов: последние будут составлять основу внешней обшивки. В 2016 г. сообщалось о запуске собственной турецкой программы по созданию такого материала.
В проекте TF-X предлагается уделить особое внимание вопросам защиты от средств поражения. В частности, самолет должен получить бронирование, прикрывающее жизненно важные узлы и кабину. Упоминалась возможность применения облегченной керамической брони турецкой разработки.
С 2017 г. турецкая компания Kale Group в сотрудничестве с несколькими зарубежными организациями работает над созданием нового турбореактивного двигателя для TF-X. Пара таких изделий с тягой более 9000 кгс должна обеспечивать требуемые летно-технические характеристики. В марте 2019-го из программы разработки двигателя вышла британская компания Rolls-Royce. Как это скажется на всем проекте – неясно. При этом прошлой осенью сообщалось, что из-за трудностей собственного проекта первые TF-X будут получать готовые двигатели американского производства.
Авионику для TF-X создают турецкие и зарубежные производители. Так, компания Aselsan работает над перспективной РЛС с АФАР, построенной на основе нитрида галлия. Эта же организация должна создать средства радиотехнической разведки, некоторые приборы управления и т.д. К разработке БРЭО привлечены зарубежные компании; возможна закупка готовых компонентов.
Будущий TF-X должен будет взять на себя роль истребителя-бомбардировщика, что предъявляет особые требования к номенклатуре вооружений и прицельно-навигационным системам. Ожидается, что во внутренних грузоотсеках и на внешней подвеске самолет сможет перевозить ракеты и бомбы разных типов – в первую очередь, современное и перспективное управляемое оружие турецкой и зарубежной разработки. В последние годы Турция представила целый ряд авиационных средств поражения, и, как минимум, большая их часть может быть использована на TF-X.
Проект TF-X выглядит весьма смелым и амбициозным, вследствие чего представляет большой интерес. Однако с самого начала были серьезные поводы для сомнений в его реальных перспективах. Имеет место целый ряд факторов, способных затруднить или сделать невозможной реализацию всех имеющихся планов.
В первую очередь, необходимо вспомнить, что Турция ни разу не разрабатывала собственные самолеты-истребители. Весь ее опыт в этой сфере связан с обслуживанием и модернизацией техники зарубежного производства. При этом сразу были поставлены весьма смелые цели – разработка истребителя пятого поколения.
Объективно оценивая свои возможности, Турция привлекла к проекту зарубежные компании с большим опытом в разных сферах авиастроения. Разработка в рамках международного сотрудничества с применением чужого опыта способна дать проекту TF-X определенные шансы на успешное завершение.
Схожие затруднения могут иметь место и в контексте будущего производства самолетов. Для полномасштабного выпуска серийных TF-X необходимо освоить ряд новых технологий, в том числе за счет модернизации производств. Очевидно, что эти задачи будут решаться при помощи зарубежных коллег, но реальный результат таких работ пока под вопросом.
По сути, компания TAI является ведущим разработчиком лишь формально. Основные опытно-конструкторские работы осуществляются с ее участием, но при ведущей роли зарубежных специалистов, имеющих необходимый опыт. Из-за этого в судьбу проекта могут вмешаться экономические, юридические и политические факторы. Так, британская компания «Роллс-Ройс» уже отказалась от участия в создании нового двигателя, что серьезно ударило по такому проекту. Новые отказы от сотрудничества могут поставить крест на всей программе TF-X.
По заявлениям руководителей промышленности, Турция с помощью истребителя TF-X собирается конкурировать с ведущими авиастроительными державами. Однако она уже оказывается в роли догоняющего, причем безнадежно отставшего. Первая эскадрилья на такой технике заступит на службу не ранее 2028-30 гг., и остается только гадать, как к этому времени будут выглядеть ВВС США, России и Китая, а также дружественных им стран.
Не следует забывать и политический фактор. TF-X создается как дополнение, а затем и замена для импортных F-35. Дальнейшие поставки последних сейчас под угрозой, но возможно и иное развитие событий. Не желая терять выгодного заказчика, США способны принять необходимые меры и помешать развитию турецкого проекта.
Таким образом, пока остаются поводы для сомнений в возможности успешного завершения текущих работ. Если же проект TF-X удастся довести до логического конца, его реальные результаты могут быть скромнее ожидаемых. Существуют риски неполного выполнения технического задания, отставания от сроков или невозможности выполнения всех планов по серии.
Впрочем, Турция сохраняет оптимизм, упорно продолжает работы и готова представлять те или иные их результаты. На днях впервые показали полноразмерный макет будущего самолета, что говорит о завершении некоторых этапов программы. В обозримом будущем TAI и другие участники проекта могут раскрыть новые подробности. Несмотря на очевидные проблемы и затруднения, турецкий проект TF-X представляет определенный интерес и за ним необходимо следить.
Громкое событие
Презентация полноразмерного макета TF-X состоялась 17 июня в присутствии представителей руководства турецкой авиационной промышленности. На выставочной площадке поместили сам макет и некоторые рекламные материалы. Звучали громкие заявления о больших планах Турции, хотя некоторые слова могли стать поводом для беспокойства.
При помощи самолета TF-X Турция планирует войти в узкий круг стран, способных создавать истребители пятого поколения. Пока такая техника имеется только у США, Китая и России. Еще несколько государств разрабатывают свои проекты, и турецкие авиастроители участвуют в этом негласном соревновании. В достижении желаемых результатов им помогают компании из зарубежных стран.
Не обошлось без неоднозначных заявлений. Так, ранее утверждалось, что первый полет TF-X состоится в 2023 г. Теперь его относят к периоду до 2025-го. С чем связан такой перенос, и удастся ли соблюсти хотя бы такие сроки – неизвестно.
Большие планы
Еще в начале нынешнего десятилетия Турция стала проявлять интерес к перспективным истребителям, что привело к появлению контракта на американские F-35. Кроме того, в 2014-15 гг. были запущены работы по созданию собственного самолета этого класса. В дальнейшем военное и политическое руководство страны, а также представители промышленности неоднократно раскрывали новые подробности планов на будущее и текущих работ.
Головным разработчиком самолета TF-X назначена турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI). Также в программе участвует ряд других компаний из Турции. В начале 2017 г. к проекту присоединилась британская BAE Systems. В прошлом году сообщалось о возможном участии российского «Ростеха». В этом контексте упоминалась возможная совместная разработка нового двигателя.
К настоящему времени TAI и другие участники проекта определили тактико-технические требования к TF-X и приступили к опытно-конструкторской работе. Время от времени публиковались различные данные о проекте, а теперь на крупной выставке состоялся показ полноразмерного макета. Проектирование продолжается, и в 2023-25 гг. Турция планирует построить опытный образец. В середине десятилетия он выйдет на испытания и пройдет необходимую доработку.
На вторую половину двадцатых годов запланирован старт серийного производства. Не позднее 2029 г. первая эскадрилья на TF-X должна достичь стадии начальной оперативной готовности. Затем перевооружение пройдут другие подразделения и соединения турецких ВВС.
При помощи истребителей TF-X в будущем планируется осуществить замену самолетов F-16, которые должны будут выработать свой ресурс. Кроме того, собственный проект рассматривается в качестве дополнения к современным импортным F-35, а также как «страховка» на случай проблем с ними. Любопытно, что такая роль проекта сейчас приобретает особое значение.
Предложенный облик
Представленный в Ле-Бурже макет построен по интегральной аэродинамической схеме с явными признаками стелс-технологий. Двухдвигательная машина со стреловидным крылом и двумя килями внешне напоминает зарубежные истребители последнего поколения. Длина макета достигает 21 м, размах крыла – 14 м. Максимальный взлетный вес полноценного самолета превысит 27 т. Он сможет развивать скорость до М=2, подниматься на высоту 17000 м и нести разнообразное вооружение.
Согласно открытым данным, планер для TF-X создается с использованием собственных и зарубежных наработок в области материаловедения и снижения заметности. Именно этим можно объяснить определенное сходство с другими самолетами. Планер с особыми обводами предлагается собирать из металла и композитов: последние будут составлять основу внешней обшивки. В 2016 г. сообщалось о запуске собственной турецкой программы по созданию такого материала.
В проекте TF-X предлагается уделить особое внимание вопросам защиты от средств поражения. В частности, самолет должен получить бронирование, прикрывающее жизненно важные узлы и кабину. Упоминалась возможность применения облегченной керамической брони турецкой разработки.
С 2017 г. турецкая компания Kale Group в сотрудничестве с несколькими зарубежными организациями работает над созданием нового турбореактивного двигателя для TF-X. Пара таких изделий с тягой более 9000 кгс должна обеспечивать требуемые летно-технические характеристики. В марте 2019-го из программы разработки двигателя вышла британская компания Rolls-Royce. Как это скажется на всем проекте – неясно. При этом прошлой осенью сообщалось, что из-за трудностей собственного проекта первые TF-X будут получать готовые двигатели американского производства.
Авионику для TF-X создают турецкие и зарубежные производители. Так, компания Aselsan работает над перспективной РЛС с АФАР, построенной на основе нитрида галлия. Эта же организация должна создать средства радиотехнической разведки, некоторые приборы управления и т.д. К разработке БРЭО привлечены зарубежные компании; возможна закупка готовых компонентов.
Будущий TF-X должен будет взять на себя роль истребителя-бомбардировщика, что предъявляет особые требования к номенклатуре вооружений и прицельно-навигационным системам. Ожидается, что во внутренних грузоотсеках и на внешней подвеске самолет сможет перевозить ракеты и бомбы разных типов – в первую очередь, современное и перспективное управляемое оружие турецкой и зарубежной разработки. В последние годы Турция представила целый ряд авиационных средств поражения, и, как минимум, большая их часть может быть использована на TF-X.
Слабые места
Проект TF-X выглядит весьма смелым и амбициозным, вследствие чего представляет большой интерес. Однако с самого начала были серьезные поводы для сомнений в его реальных перспективах. Имеет место целый ряд факторов, способных затруднить или сделать невозможной реализацию всех имеющихся планов.
В первую очередь, необходимо вспомнить, что Турция ни разу не разрабатывала собственные самолеты-истребители. Весь ее опыт в этой сфере связан с обслуживанием и модернизацией техники зарубежного производства. При этом сразу были поставлены весьма смелые цели – разработка истребителя пятого поколения.
Объективно оценивая свои возможности, Турция привлекла к проекту зарубежные компании с большим опытом в разных сферах авиастроения. Разработка в рамках международного сотрудничества с применением чужого опыта способна дать проекту TF-X определенные шансы на успешное завершение.
Схожие затруднения могут иметь место и в контексте будущего производства самолетов. Для полномасштабного выпуска серийных TF-X необходимо освоить ряд новых технологий, в том числе за счет модернизации производств. Очевидно, что эти задачи будут решаться при помощи зарубежных коллег, но реальный результат таких работ пока под вопросом.
По сути, компания TAI является ведущим разработчиком лишь формально. Основные опытно-конструкторские работы осуществляются с ее участием, но при ведущей роли зарубежных специалистов, имеющих необходимый опыт. Из-за этого в судьбу проекта могут вмешаться экономические, юридические и политические факторы. Так, британская компания «Роллс-Ройс» уже отказалась от участия в создании нового двигателя, что серьезно ударило по такому проекту. Новые отказы от сотрудничества могут поставить крест на всей программе TF-X.
По заявлениям руководителей промышленности, Турция с помощью истребителя TF-X собирается конкурировать с ведущими авиастроительными державами. Однако она уже оказывается в роли догоняющего, причем безнадежно отставшего. Первая эскадрилья на такой технике заступит на службу не ранее 2028-30 гг., и остается только гадать, как к этому времени будут выглядеть ВВС США, России и Китая, а также дружественных им стран.
Не следует забывать и политический фактор. TF-X создается как дополнение, а затем и замена для импортных F-35. Дальнейшие поставки последних сейчас под угрозой, но возможно и иное развитие событий. Не желая терять выгодного заказчика, США способны принять необходимые меры и помешать развитию турецкого проекта.
Неопределенное будущее
Таким образом, пока остаются поводы для сомнений в возможности успешного завершения текущих работ. Если же проект TF-X удастся довести до логического конца, его реальные результаты могут быть скромнее ожидаемых. Существуют риски неполного выполнения технического задания, отставания от сроков или невозможности выполнения всех планов по серии.
Впрочем, Турция сохраняет оптимизм, упорно продолжает работы и готова представлять те или иные их результаты. На днях впервые показали полноразмерный макет будущего самолета, что говорит о завершении некоторых этапов программы. В обозримом будущем TAI и другие участники проекта могут раскрыть новые подробности. Несмотря на очевидные проблемы и затруднения, турецкий проект TF-X представляет определенный интерес и за ним необходимо следить.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Janes.com, Thedrive.com, Flightglobal.com
Свежие комментарии