Прирастет ли российская экономика лесными дарами?
Неисчерпаемые лесные богатства Отечества — грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы и многое другое, чем исстари живет российский человек — должны ему и принадлежать.
Чтобы он, а не европейцы, по дешевке скупающие у нас «пищевые ресурсы», мог их свободно собирать, перерабатывать, продавать. Хоть в ту же Европу.Этим озаботились в Минсельхозе РФ, вспомнив, что «сфера переработки и оборота пищевых дикорастущих ресурсов — экономически и социально значимая отрасль, обладающая значительным потенциалом роста». Жаль, что понимание этого факта пришло к нашим чиновникам с опозданием лет этак на тридцать, если не больше, в течение которых львиная доля народного достояния уплывала и улетала за рубеж. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Как отмечается в пояснительной записке Минсельхоза к проекту постановления правительства Михаила Мишустина, иностранцы много лет вывозили дары нашей природы, перерабатывали их у себя, после чего продавали нам готовый уже продукт втридорога. И добавочная стоимость оставалась, естественно, у них.
Особенно преуспели с грибами. Скупали и вывозили не всё подряд, а преимущественно деликатесные, раскрученных у них брендов. К ним у европейцев относят белые, боровики, грузди белые и желтые, рыжики еловые и сосновые, лисички. Нам же они импортируют грибы, выращенные в искусственных условиях. Проще говоря, бросовые. Но по европейским ценам. Такой вот хитрый «бизнес».
Но вот, наконец, опомнилась родная власть. Не было бы счастья, да СВО помогла: в Минсельхозе озаботились импортозамещением. И вспомнили о лесных богатствах страны, на которые еще недавно смотрели исключительно, как на «экспортный потенциал», требующий жесткой регулировки. «Дорегулировались» до того, что взялись уже было ограничивать доступ сограждан в леса. Хочешь, например, грибов насобирать для домашней засолки или ягод на варенье детишкам? Покупай лицензию. Плати налог. Был подготовлен соответствующий законопроект. Три года назад его активно лоббировал тот же Минсельхоз и подпевающие ему заинтересованные бизнес-лица. Помешал реализации данного сомнительного плана COVID-2019. Воистину, нет худа без добра!
И вот теперь на волне антироссийских санкций в профильном ведомстве решили не тормозить частных производителей пищевой продукции из дикоросов, а выдавать им льготные кредиты. К дикоросам в проекте постановления отнесены, помимо грибов и ягод, также орехи, разнотравье, березовый сок, плоды съедобной «дички». Причем, разделения по сортам — (высший/не высший, раскрученный бренд или нет, и т. д.), что принципиально для грибников, не делается, независимо от их статуса — будь то хоть любитель «тихой охоты», хоть предприниматель. Уже прогресс, развязывающий руки отечественным собирателям. Ведь европейцы тоннами скупают у нас сейчас считающиеся у них деликатесными лисички. Считается аристократическим блюдом.
Будучи несколько лет назад в Париже, корреспондент «СП» была немало удивлена, когда хозяйка квартиры, у которой я сняла угол на неделю, сетовала на то, что не привезла ей лисичек, хотя бы сушенных: «Они у нас очень дорогие и идут нарасхват». Недавно я звонила ей, говорили о том, как живется русским в сменившей ориентацию на заокеанскую Франции. Та рассказала свежий анекдот о президенте Макроне, заговорившем недавно о необходимости возвращения РФ в G8. С чего вдруг? «Похоже, любимые русские грибы закончились», — констатируют парижане…
В конце 2010-х на всю Россию прогремела история с продажей почти тысячи тонн (!) лисичек в Германию и Литву. И это только в одном регионе! Литва, заметим, выступает главным образом в качестве перекупщика: у нас покупает по бросовым ценам, а в ЕС продает с солидным «наваром». Половина грибного экспорта из РФ шла туда. Ещё четверть в ФРГ. Это, к слову, о продаже природных богатств России русофобам.
Еще лет сто назад «тихая охота» была едва ли не основным способом пропитания и заработка для подавляющего числа россиян. Как сообщали в те годы отечественные газеты, на душу населения приходилось в год до 4−5 пудов съеденных грибов. Это порядка 70 кг на человека. Особенно богатым ягодно-грибным промыслом славились Ярославская, Олонецкая (ныне Карелия), Тверская, Вологодская и Костромская губернии, где сбором занимались целые деревни.
Сейчас в деревнях, известно, население немногочисленное. Да и самих деревень резко поубавилось. Как и лесов. Но те, что остались, еще способны накормить Россию. Если подойти к делу с умом.
— Не думаю, что нынешняя министерская инициатива что-то изменит в жизни тех фермеров, кто выращивает или собирает дары природы. «Практика доказала неэффективность большинства чиновничьих потуг», —сказал «СП» Владимир Ахатов (фамилия изменена), фермер из Волосовского района Ленинградской области. — Лично я уже один раз прогорел, поверив власти, как раз на сборе и продаже грибов. У нас их тут — бери — не хочу! Поэтому перешел на картофелеводство. Грибы — дополнительный для меня заработок. Была поначалу, не скрою, мысль, открыть небольшое предприятие для их переработки. Знакомые финны брались помочь с реализацией.
В Суоми в последние годы очень модны продукты из них. Я прикинул, во что обойдутся мне оформление, кредит, налоги, бесконечные проверки, и — отказался. Грибы — продукт скоропортящийся. Могли и не пережить всех процедур. А значит, работа себе в убыток.
«СП»: — С ягодами, орехами ситуация такая же?
— Увлекались мы с женой одно время лекарственными травами. В округе на 50 км великое их разнообразие. Настоящая природная аптека. Так ведь не дали даже толком начать. Одно перечисление требований и согласований отбило охоту.
О разумных требованиях, постоянному, при этом не навязчивому контролю за фермерскими лесными хозяйства говорит и Анатолий Бажан, финансист, ученый, доктор экономических наук.
«СП»: — С чего, на ваш взгляд Анатолий Иванович, следует начать, давая добро на развитие в стране новой по сути отрасли сельского хозяйства?
— С отмены запретов фермерам. Которых (запретов) — такое множество, что диву даешься, как вообще можно что-то создавать и развивать. И поставить руководить отраслью в центре и на местах людей грамотных. Тех, кто имеет собственный опыт работы в лесном хозяйстве. Чтобы контролировали и одновременно помогали предпринимателям-ягодникам, грибникам и других специализаций. А то ведь как сейчас — приезжает чиновник с проверкой, все ему не нравится, все не то и не так. Только охоту к делу у людей убивает, вот и вся его «помощь». Что касается самой инициативы Минсельхоза с льготными кредитами, правильно решили. Как с трудовой, так и с товарной точек зрения это сейчас очень кстати.
«СП»: — Хватит ли у нас специалистов лесного хозяйства, чтобы не допустить варварства по отношению к природе?
— И об этом в правительстве должны подумать. Хроническая проблема экономических преобразований и начинаний в нашей стране — скороспелость как решений, так и их исполнений. А где скороспелость, там и непродуманность. И перспектива редко когда просчитывается. В результате выходит в лучшем случае пшик. В худшем — миллиарды бюджетных средств «на ветер».
Свежие комментарии