Основатель династии Сун Тай-цзу. Источник: Инь Шилинь, Чжан Цзяньго «Китай – 5000 лет истории». СПБ, 2008.
Эта статья открывает небольшой цикл о событиях на Дальнем Востоке в период, связанный с монгольскими завоеваниями. А конкретнее – о событиях на землях современного Китая.
Вступление
Проблема диких монголов, которые каким-то чудесным образом смогли покорить великие страны, будоражит умы и требует ответов.
Без изучения ситуации на территории Китая мы вряд ли далеко продвинемся. А здесь после распада империи династии Тан появились три империи.
Конечно, мы не оставим в стороне вопрос о системах организации обществ, которые столкнулись с монгольским завоеванием. Без чего рассуждения об экономических и военных аспектах просто зависают в воздухе.
Итак, Китай накануне вторжения монголов – это две некитайские империи: Цзынь и Си Ся, и одна китайская – династии Сун. И начнём мы с неё.
Империя Тан
В Х веке пала империя Тан (618–908). Это было цветущее государство, которое считается важнейшим в китайской истории. Достаточно услышать словосочетание «ваза династии Тан», как представляются вазы, сделанные в технологии «трехцветной поливной керамики» в цветущем оазисе цивилизации среди бескрайнего моря кочующих варварских орд.
А эта империя, как многие другие, прошла путь от процветания к регрессу. Система управления, которая возникла в империи Тан, была совершенна для этого периода.
В Китае с 587 года для чиновников вводятся экзамены, с целью уменьшить права аристократии и предотвратить кумовство и клановость среди управленцев. В военном плане вся страна была разделена на военные округа, которые соответствовали гражданским провинциям. Количество округов было от 600 до 800. Соответственно, колебалась и численность воинов от 400 до 800 тыс. человек.
Проводя параллели, можно сказать, что такая структура соответствовала фемной системе в Византии. В Китае так же, как в Византии, военнообязанные были на самообеспечении (фу бин), в мирное время занимались земледелием. Они же исполняли и полицейские функции в своих провинциях. Такая система лишала местные военные власти возможности поднимать мятежи, столь частые в китайской истории, опираясь на лично преданные профессиональные отряды.
Период империи Тан – время, когда под контроль вернулся северный Вьетнам (Цзяочжоу), совершались походы на юг Индокитая, был завоеван Тайвань и острова Рюкю.
Империя разгромила западный Тюркский каганат, осколки которого докатились до Европы, где появились авары, а затем и тюркские племена.
Желая обезопасить доставку шелка на запад, Тан устанавливает контроль над так называемым Великим шелковым путем. Это была тонкая цепочка форпостов вдоль маршрута, последний из них находился восточнее озера Балхаш (современный Казахстан). Путь этот, сегодня не только будоражит умы любителей мировых загадок, но и является наименованием для важнейшей внешнеполитической программы современного Китая «Один пояс – один путь», выстраивающей глобальную логистическую схему через азиатские страны.
Стремления империи Тан обезопасить шелковый путь и увеличить контроль над ним столкнулось с экспансией ислама в Средней Азии. В этом империю поддержали и тюрки.
В 751 году на реке Талас (современный Казахстан) произошла битва, в которой тюрки и их союзники китайцы были разбиты войсками Абу Муслима.
Территория империи Тан, конечно, значительно уступала современной территории Китая и концентрировалась в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, а северная граница находилась в районе современного Пекина, проходила по границам Великой Китайской стены.
Одна из современных карт, которая изображает империю династии Тан как страну, которая контролирует огромные территории, включая Среднею Азию. Конечно, ничего подобного не было, и границы империи были значительно скромнее. Такую карту следовало бы называть не «картой империи династии Тан», а «картой о представлениях императоров династии Тан о пределах их власти», а, как мы знаем, в своих мечтах императоры раздвигали границы до невообразимых пределов.
Но внутренние экономические неурядицы, ключевые в развитие любого общества, привели к дисбалансу, вначале – в самой империи, а затем и к внешнеполитическим проблемам. На севере границы страны атакуют тибетцы, Уйгурский каганат, енисейские кыргызы и тангуты. Вышла из-под контроля империи Тан Корея, а на юго-востоке Китая тайское государство Наньчжао активно сопротивляется китайской экспансии, к 880-м годам вьеты (вьетнамцы) добились полной независимости от «севера».
Такую ситуацию усугубила и крестьянская война, полыхающая в империи.
И в 907 году последний танский император был свергнут Чжу Вэнем, одним из вождей восставшего крестьянства.
Раздробленный Китай
Уже в конце правления династии Тан, в период крестьянской войны, началось отделение китайских провинций, в результате чего возникали «государства», пытавшиеся копировать систему империи Тан.
После её падения пять династий сменяли одна другую, формально претендовавшие на полноту власти на всей бывшей территории Тан. Реальная власть переходила к военным губернаторам (цзедушам). Среди этого хауса выделяется империя династии Поздний Чжоу.
Но одновременно с династией Поздняя Чжоу со столицей Кайфэн и Лоян на р. Хуанхэ, претендующей на полноту власти на экс-территории династии Тан, существовало еще несколько самостоятельных государств. Одно – на севере, Северное Хань, на границе со степью, остальные – южнее: Позднее Шу, Южное Пин, Южное Тан, У-Юэ, Чу, Южное Хань. Все они вели между собой войны, так же как и в ХХ веке здесь была велика роль «милитаристов», военных губернаторов.
В Х веке в Позднем Чжоу к власти приходит династия Сун. Династия объединяет земли и начинает работу по стабилизации экономической и социальной структуры, побеждает «милитаристов», подчиняет или уничтожает независимых «генералов» (цзянцзюнь) и цзедушей.
Династия Сун в X–XI веках
Сложность переводов, малое количество собственно исторических документов, постоянно возникающие базовые теоретические разработки, не позволяют нам однозначно и безоговорочно утверждать о том или ином событии или явлении в истории большинства народов, в том числе и Китая. А точнее – его части южнее Хуанхэ, государству, которое получило название по династии Сун.
Этот период считается эталонным для последующей истории Китая, как в экономическом, так и социальном плане.
С точки зрения социологии, это, безусловно, доклассовое общество типа европейских территориальных общин.
Наличие этнической монолитности обеспечивало обществу единство, а обширная территория с благоприятным для сельского хозяйства климатом (порядка 4 млн кв. км) и связанным с этим населением, создавали государство, которое и современниками, и в наши дни именуется «империей».
Я взял «империю» в кавычки, потому что открытым остается вопрос, к какому типу государства стоит применять этот европейский термин, с точки зрения социологии. Но, в историческом плане, это была, конечно, дальневосточная империя, кстати, только по площади почти в три раза превышающая территории всех русских княжеств этого же периода.
Китай династии Сун был оседлой цивилизацией с атрибутами властных структур, в основе которой лежала общинная или клановая организация. Население страны было лично свободным, проживающим в небольших деревнях и городах, где преобладали большие семьи и клановые структуры. Это было экономически неоднородное общество, так как основными отношениями в деревне были взаимодействия арендатора земельного надела и землевладельцев. Последние составляли большую часть состоятельного сословия Китая, но юридически относились к простолюдинам.
Происходит рост городов, развивается ремесло и технологии, осуществляется дальняя караванная и морская торговля с разными странами. В это время в городах появляются специализированные и ночные рынки. Развивался, как и у прочих аналогичных обществ, кредит, чеканились монеты. В этой связи можно вспомнить Древнюю Русь XI–XIII веков.
Но вынужденная внешнеполитическая активность создавала огромный дефицит денег, и в империи Сун появились «кредитные» или бумажные деньги.
Город, с питейными и увеселительными заведениями, рынками и лавками серьезно отличался от крестьянского мира:
«Но в целом оно [ремесло] не переросло рамок потребительской экономики, удовлетворяя, прежде всего, нужды государственных властей и господствующих слоев общества».
[А. А. Бокщанин ]
Поэтому города в империи Сун, да и в Китае в целом, это, прежде всего, центры управления для страны с огромным количеством населения и только затем – центры ремесла и торговли.
Львиную долю в производстве товаров занимают казенные предприятия, а основная часть торговли, включая дани, приходится на государство. Поэтому города с огромным количеством населения не стали самостоятельными социальными единицами.
Столица. Шелк. Династия Сун.
Население городов не работало на рынок, а трудилось на «дворец» или обслуживало тех, кто корпел на государство. Недаром во всех государствах на территории Китая было по несколько столиц, с дворцами, государственными мастерскими, службами и т.д. По-другому и не могло быть в рамках общества, в основе которого лежала территориальная община.
Огромное количество продукции отправлялось империей Сун на оплату даней-подарков. Потому на многие виды товаров государство держало монополию. Она распространялась на железо, цветные металлы, соль, уксус, вино.
Управление обществом осуществляли профессиональные управленцы, чиновники. Несмотря на наличие экзаменов для занятия должностей, высшие должности замещали представители родовой или клановой знати, то есть Китай периода династии Сун еще не перешел на стадию полноценного государства. Тем не менее экзаменационная система способствовала тому, что должности в провинциях занимала нетитулованная знать, имеющая широкую социальною поддержку. Что обеспечивало, во взаимодействии с императором, эффективное управление.
Императорская власть не носила деспотичный и абсолютный характер. Управление четко делилось на военное и гражданское, при этом приоритетным было последнее. В период примитивных государственных систем осуществление управления гигантским населением на огромной территории было предпочтительным. Безусловно, не обходилось без злоупотреблений, но показателем эффективности власти тогда служило отсутствие восстаний, особенно крестьянских, которые были и до, и после Сун.
Правление династии Сун было периодом расцвета китайской культуры, возникло книгопечатание, грамотность охватила большие слои населения. В целом именно в это время китайцы обретали те бытовые национальные черты, которые дошли до наших дней.
Армия периода династии Сун
В целом о вооружении воинов этого периода, особенно до вторжения монголов, мы знаем лишь в общих чертах. До нас дошло крайне мало изображений, тем более археологических данных по воинам, а те реконструкции, которые мы имеем, собраны по крупицам и выстраиваются крайне гипотетически.
Воины династии Сун
В империи развивалась металлообработка, появляется специализация, но такой тип просуществует без особых изменений многие века, без особого прогресса. Мастера-металлурги знали ковку, пайку, литьё, штамповку, волочение. Так или иначе, не столь замысловатые технологии попадали и к северным кочевникам-соседям.
В период войн между различными династиями, с ростом укреплений, а иногда города имели по семь оборонительных стен, росла и мощь осадной техники. На вооружении армии появились катапульты, огромные самострелы, башни с таранами и первые пушки.
С приходом к власти династии Сун началась военная реформа. Точнее – она органически возникла в ходе борьбы династии за власть. «Дворцовое войско» (или императорская дружина) стало основой армейской структуры. Эти части не надо путать с отрядами, охранявшими дворец. Старая система всеобщего ополчения не справилась со стоящими перед страной задачами.
Похожая ситуация была у многих народов этого исторического периода. На Руси уже с XIII века на смену дружинам пришел «двор», а впоследствии «двор» стал наименованием для всех войск постоянной готовности, в отличие от ополчения. Дмитрий Донской, Василий Темный, Иван III воевали «двором», то есть своим войском.
Так, на смену ополчению в Сун приходят «профессиональные» войска. Эти войска защищали границы страны и находились в значимых гарнизонах. Командиров постоянно переводили из одной провинции в другую с целью избежать врастания их в местную среду.
Так же были созданы и «сельские войска», исполнявшие полицейские и вспомогательные функции по отношению к «дворцовым войскам».
В XI веке дворцовое войско насчитывало 826 тыс. воинов, а вся армия – 1 миллион 260 тыс. бойцов. За два века из-за постоянного роста внешних угроз, особенно с севера, количество войск увеличилось до невероятных 4, 5 млн, что опять же произошло в ущерб дворцовым войскам и за счёт увеличения слабо пригодного для войны, но массового ополчения.
А на северных границах империи сформировались два государства, претендующие на звания китайских империй и захватившие часть коренных китайских земель. Это империя монгольского этноса киданей – Ляо. И тибетского этноса тангутов – Великая Ся.
Реформа
После успехов первого столетия династии Сун происходит стагнация в управлении обществом. Она связана, во-первых, с неадекватным ростом бюрократического аппарата, когда управленцев больше, чем надо, и занимаются они уже не управлением, а излишним самообеспечением. А, во-вторых, фаворитизм и родовые пережитки, кланы, серьёзно ухудшали ситуацию.
«Дворцовые войска» теряли свою боеспособность, превращаясь в декоративные, в прямом смысли дворцовые войска, куда поступали служить не для защиты страны, а для получения денег и престижной службы при императоре.
И это происходило в период, когда империя Ляо захватывала китайские провинции. Войну между этими империями мы опишем в последующих статьях.
Чиновник Ван Аньши (1021–1086) решил предпринять реформу по изменению в управлении сунским обществом, но, прежде всего, в армии. Теперь представлялось, что на смену разложившимся профессиональным дворцовым частям, необходимо восстановить танскую систему набора ополчения по провинциям. Не сельские слабо подготовленные войска, которые уже и так существовали, а ополчение, состоящее из всадников, которые могли обеспечить себя вооружением.
Но до конца реформа проведена не была. Сторонники консервативных форм управления добились отставки реформатора в 1076 году и сворачивания реформ.
Следует отметить, что такая проблема сопровождала и китайское общество, да и другие оседлые цивилизации на протяжении всей истории человечества: проблема соотношения стоимости содержания войска по отношению к экономике страны. Внятного ответа на него, впрочем, нет и по сей день. В отличие от сообществ, в основе производственной деятельности которых лежало кочевое скотоводство.
Несмотря на одинаковый или почти одинаковый социальный уклад соседних кочевников и земледельцев, скотоводы были народом-войском, с высоким уровнем мобилизации.
У оседлых же народов, в частности, китайцев, было две системы (первая – всеобщего вооружения народа, вторая – профессионального воинства), которые постоянно менялись местами. Они же были тесно переплетены со структурами управления до того момента, когда бюрократия от выполнения общественно необходимого и социально полезного управления переходила к злоупотреблению управленческими правами.
Разбалансировка взаимосвязанной системы экономики и управления, а также отмена реформ Ван Аньши не позволили Сун вернуть 16 округов, захваченных киданями империи Ляо.
Продолжение следует…
- Автор:
- Ващенко Э.
Свежие комментарии