На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ильдус Мамлеев
    Польша при ввязывании официально в конфликт, становиться лигитимной целью и вошедшим войсками прямая дорога только в ...Киев мертв, Варша...
  • Ирина Рукина
    Очень мощные лоббистские группы вместе с диаспорами и религиозными деятелями проводят крайне опасную политику. У нас ...«Они тут не нужны...
  • Василий
    Вытерли очередной раз ноги об Россию, ну и что? Нам не привыкать.1 : 0 в пользу Аб...

Шлемы и короны в Средние века

Шлемы и короны в Средние века
Яркости средневековых рыцарских нарядов и пышности украшений сегодня можно только позавидовать. Кадр из кинофильма «Тайны Бургундского двора» (1961)

Мой трон – седло, моя на поле слава,
Венец мой – шлем, весь мир моя держава.

«Шах-наме». Фирдоуси Хаким Абулькасим

История Средневековья. Всегда приятно, когда тебе задают вопросы, на которые тебе интересно отвечать. Вот так недавно на ВО задан был мне вопрос о геральдических шлемах и коронах, их венчающих. Потому что, да, действительно, в Средние века среди знатных особ существовал обычай тешить свою спесь драгоценной короной на шлеме. Чтобы не только по конской попоне, сюрко, щиту и всевозможным эмблемам, но ещё и по короне, словно по фотографии в паспорте, его можно было бы легко опознать на поле боя. А всё дело в том, что уже в XIII веке шлем воина стал своеобразной основой для геральдической раскраски и геральдических фигур, которыми его украшали.


Высадка армии Харальда Хардрада и поражение армии Нортумберленда. Миниатюра из «Жития св. Эдуарда Исповедника» Матфея Парижского. Около 1250 г. Библиотека Паркера, Колледж Тела Христова, Кембридж. Одна корона видна на шлеме топфхельм, другая надета непосредственно на кольчужный капюшон

Красили свои шлемы в разные цвета уже воины на «гобелене из Байё». Есть и немало миниатюр из манускриптов разных веков, показывающих воинов в раскрашенных шлемах. Вплоть до середины XIII века, когда основным шлемом конного рыцаря сделался «большой шлем» (топфхельм), и позднее его также продолжали раскрашивать, но так как к этому же времени появились и гербы, то для этой цели часто выбирали именно гербовые цвета.


«Романс об Александре», 1338-1344 гг. Англия, Бодлианская библиотека. На голове у всадника справа поздний тип шлема топфхельм с заострённой макушкой, на которую как раз и надета его корона!

Но одни цвета, без фигур, это было как-то «не интересно». И на шлемы начинают крепить сделанные из лёгких материалов так называемые клейноды – или нашлемные украшения. Фантазия у гербовладельцев была буйная, так что неудивительно, что на рыцарских шлемах понемногу отобразили и весь крестьянский инвентарь, и части доспехов, и разнообразное оружие, и всякую живность, даже обнажённые женские фигуры – и те попали рыцарям на голову!


Гербы, шлемы и нашлемные украшения XIII в. «Геральдический атлас» Хьюго Герхарда Стреля. Штутгарт, 1899 г.

Однако прошло немало времени, прежде чем геральдическим аксессуаром сделался и сам шлем. Во всяком случае, до конца XV столетия он включался в герб только лишь как «помост» для клейнода. Шлемы, которые мы видим в ранних геральдических манускриптах, и которые изображены на памятниках, следуют любому стилю, который становился модным в тот или иной период времени.


Эволюция большого шлема 1331-1370 гг. Королевский арсенал, Лидс

И шлемы в то время практически не использовались для обозначения ранга владельца, и гербовники наглядно доказывают этот факт, потому что тогда все, от рыцаря до монаха, пользовались одним и тем же изображением шлема.


Ульрих фон Лихтенштейн (ок. 1200 – ок. 1275). Шлем украшен фигурой богини Венеры. «Манесский кодекс». Библиотека Гейдельбергского университета

Лишь с 1500 года наличие короны или диадемы на шлемах начинает обозначать тех рыцарей, кто принадлежал к королевскому роду. И к этому же времени можно отнести и появление на шлемах «решётки» у забрала, или «открытого шлема», с определённым количеством украшающих его вертикальных пластин на лицевой части. Это было первой попыткой, характерной для эпохи Ренессанса, ввести в геральдический обиход дополнительную систему опознавания. Причём на шлеме и сам металл, из которого он изготавливался, и количество пластин «решётки» теперь соответствовало рангу владельца герба и его положению в обществе.


Различные схематические виды шлемов, использовавшихся в геральдике

Как всегда, всё простое и логичное вскоре дополнилось мишурным и излишним. Шлемы начали украшать различными узорами, золотыми и серебряными окантовками и, само собой, строго фиксированным количеством «решетин», точно обозначающих ранг их носителя. Гербы знатных персон рангом пониже имели либо полностью закрытый шлем, с закрытым забралом, полностью скрывавшим лицо, либо шлем, получивший шутливое, но весьма точное наименование «лягушачья морда», поскольку имел он вид популярного турнирного шлема – «жабья голова».


Корона флёр-де-лис на шлеме бацинет. «Зеркало истории» (Том 1), 1370-1380 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

Как и в большинстве случаев в области геральдики, здесь первенствовала Франция. Причём французские герольды придумали не только различные формы шлемов, начиная от монарха (у которого шлем должен был быть целиком золотым, с открытым забралом) и до новоиспечённых аристократов (простой стальной шлем с тремя решетинами), — но и определяли то положение, в котором должен был находиться на гербе шлем.


И здесь тоже король сражается в «коронованном шлеме». «Большие хроники Франции», 1390-1405 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

Большинство шлемов были повёрнуты лицевой частью вправо, то есть в направлении «декстер». Шлем, повёрнутый в обратном направлении, или «синистер», указывал на незаконнорожденность его владельца. Испания и Португалия последовали примеру Франции, так что у них в геральдике утвердилась та же система.


А здесь король наблюдает за бомбардировкой города. «Цветы летописи», 1384-1400 гг. Париж, Франция. Муниципальная библиотека Безансона

А вот в Священной Римской империи выработалась упрощённая система использования шлема в гербе. Немецкая титулованная знать вставляла в свои гербы шлемы с решётками, но без какого-то определённого числа пластин в них, зато подразумевалось, что аристократия (до третьего поколения) должна использовать закрытый шлем. Тем не менее, в конце XIX века немецкие и скандинавские семьи, имевшие древние родословные, предприняли попытку установить своё геральдическое превосходство над новой аристократией с помощью использования фамильных гербов, выполненных в манере XIV–XV столетий, с большим шлемом, характерного для тех времён вида. Ну вот хочется хоть в чём-то одним людям быть выше других!

Английская аристократия знала только два изображения геральдического шлема. Первое – это серебряный шлем с золотыми решетинами, который давали лишь представителям высшей аристократии (пэрам и др.). А «знать второго сорта»: рыцари, баронеты и «джентри» — в гербе имели закрытый шлем цвета стали, с открытым забралом для первых двух категорий и полностью закрытым для «джентри».


«Эдуард Чёрный Принц получает во владение Аквитанию от своего отца короля Эдуарда III». Начальная буква «Е» (инициал) на странице иллюстрированной рукописи 1390 г. Британская библиотека, Лондон. Онлайн-галерея Британской библиотеки

Документы XIV в. указывают на то, что в то время большинство правителей использовали гербы, имевшие шлемы с клейнодами без какого-либо особого королевского отличия. Короны и диадемы, общепринятые в геральдике, либо находились над щитом или шлемом, либо использовались в качестве особой фигуры на самом щите. Ранние геральдические диадемы были упрощёнными версиями корон королей и принцев. От украшенного драгоценностями венца пошёл целый ряд орнаментальных украшений, похожих на листья, которые в последующие столетия оформились в цветы лилии, листья клубники и другие привычные для геральдики узоры, характерные для дизайна нашлемных намётов. Ранговые стили диадем для аристократов были установлены в XVI и XVII веках, хотя европейская аристократия и до того, судя по миниатюрам, веками носила и использовала свои собственные, отличающиеся друг от друга диадемы.


Как выглядели нашлемные короны? Тут нам повезло! До нас дошла эффигия Эдуарда Чёрного Принца в Кентерберийском соборе, в Кенте, на шлеме которого хорошо видна нашлемная корона. Причём это именно бацинетная корона. Потому что топфхельм Эдуарда лежит у него под головой. Фотография Джулиана П. Гаффогга


Эффигия Эдуарда Чёрного Принца. Фотография: RDIMAGES/EPICS/GETTY IMAGES


«Шлем Чёрного принца». Так мог бы он выглядеть, если бы можно было его достать. Сделанный из нескольких больших пластин, склёпанных вместе, шлем полностью закрывает голову владельца. Обзор обеспечивается горизонтальной смотровой щелью с короткой планкой между глаз для лучшей защиты. Крестообразное отверстие рядом с нижним краем позволяло прикрепить шлем к ремню владельца или броне с помощью металлической цепи. Многочисленные художественные изображения больших шлемов показывают, что их часто носили поверх плотно прилегающего бацинета без козырька, чтобы обеспечить дополнительный уровень защиты. Королевский Арсенал, Лидс

Эпоха Возрождения привнесла в геральдику целую систему диадем и корон. Было установлено, сколько на обруче следовало помещать листовидных заострений и жемчужин, в зависимости от ранга носителя. Причём важно иметь в виду, что в большинстве случаев это не более чем геральдическая условность, и такие «модели» корон никогда реально не носили. Государства Южной Европы взяли в этом плане за основу французскую геральдику, тогда как Северная Европа равнялась на Священную Римскую империю.


Надо отметить, что распространение нашлемных корон было связано не только с необходимостью опознавания старших командиров на поле боя, но и с самой формой шлема бацинет, на котором такие короны держались очень хорошо. Вот перед нами, например, фигурка французского рыцаря Столетней войны в масштабе 1:6 от фирмы «Куомоделз» в шлеме бацинет с забралом. Фотография: https://gsoldiers.ru


А это шлем от одной из фигурок и корона к нему. Сделана, как вы видите, она очень реалистично. Фотография: https://gsoldiers.ru

Единственная аристократия (в противоположность королевской знати), которая действительно носила и продолжает носить диадемы и короны — это дворянская верхушка Британии, где подобные украшения надевают по особым случаям — например, в день коронации монарха. В момент возложения короны на его голову пэры также надевают свои диадемы. В современном мире диадемы иногда рисуются в гербах некоторых муниципальных образований, причём не только в Европе, но и в столь далёком от Старого Света Габоне (Западная Африка).


Сегодня в нашем распоряжении имеется корона Святого Вацлава – так она официально называется, которая изготовлена из золота весом от 21 до 22 карат (от 88 до 92 %) и украшена 91 драгоценным камнем и 20 жемчужинами. В ней в общей сложности 19 сапфиров, 44 шпинели, 30 изумрудов и 1 красный эльбаит (разновидность рубеллита), который часто ошибочно принимают за рубин. Корона имеет два обруча и вертикальный крест в точке их пересечения. Вес два с половиной килограмма. Сапфировый крест имеет вставную камею, в которой вырезана сцена Распятия. Данная корона явно не предназначалась для ношения на шлеме, но такие короны вполне могли на неё походить. Ведь сделана она была в 1346 году, в самый расцвет, так сказать, «коронной моды». Фотография К. Пацевского

Особая система «профессиональных» корон введена в современной российской недворянской геральдике, дабы отличить старые дворянские гербы от вновь создающихся.


А это корона из знаменитого «Сродского клада», датируемого серединой XIV века и обнаруженного при раскопках в городе Строде в Силезии, на юго-западе Польши в 1985 году. В настоящее время учёные пришли к выводу, что это сокровище, включая и корону, скорее всего, принадлежало императору Карлу IV из Люксембургского дома. Около 1348 года, нуждаясь в средствах для поддержки своих притязаний на императорское звание, Карл заложил различные предметы еврейскому банкиру Мусхо (Мойжешу, Мойше) в Сроде. Вскоре после этого Сроду посетила чума, и о Мойжеше больше никто ничего не слышал. Считается, что он либо сбежал из города, либо умер от чумы или стал жертвой обезумевших от ужаса горожан, поскольку в распространении чумы тогда обвиняли евреев. Несомненно лишь то, что никто так и не вернул назад это сокровище, которое после этого сотни лет пролежало в земле. Данная корона, впрочем, не мужская, а женская… Фотография с сайта RMF FM

А теперь ряд выводов, которые сами по себе очень интересны. Да, шлемы в гербах были, но сначала лишь как постамент для клейнодов. Затем их попытались использовать для ранжирования владельцев герба, и такое ранжирование, например, распространилось во Франции в XVIII веке и даже сохраняется как традиция по сей день. Но… во всех странах шлемы, а затем и короны на них имели разный вид и разную символику. Поэтому то, что, скажем, о чём-то говорило в Германии, могло быть совершенно неверно для Англии или для России! Так что ориентироваться по геральдическим шлемам и коронам можно, но… лучше этого не делать!
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх