После США и Китая ожидаемо рассмотрим Индию. Эта страна с очень давних пор является членом клуба авианосцев, более того, ВМС Индии использовали этот класс кораблей «по-боевому». Но сейчас все-таки стоит задуматься над вопросом в заголовке, ибо с индийскими авианосцами не все просто и понятно.
Для начала немного истории.
Старье по дешевке
Авианосцы у Индии имеются давно. Точнее, сразу после Второй мировой войны, когда Великобритания продала Индии снятый с консервации «Геркулес». Его построили под самый конец войны, а потому он на нее не успел и был законсервирован в 1945 году. И простоял до 1957 года, когда ушел индусам и вошел в состав индийского флота как «Викрант» в 1961 году.
Водоизмещением авианосец был около 20 000 тонн, что в целом немного. На палубе «Викрант» нес 20-25 летательных аппаратов. Палубные истребители Hawker «Sea Hawk», противолодочные самолеты Breguet Br.1050 «Alizе», американские вертолеты «Sea King» и французские «Alouette».
Жизнь у «Викранта» была насыщенная, он даже принял участие в двух войнах с Пакистаном (есть такое национальное развлечение у двух стран) в 1965 и 1971 годах. Сложно говорить о том, какой урон врагу нанесли истребители-бомбардировщики авианосца, но что-то такое было. Летали, бомбили…
В общем, «Викрант» прослужил 36 лет. «Хэрриэры» сменили на палубе окончательно устаревшие «Си Хоки», а потом и сам авианосец ушел на заслуженный отдых в 1997 году, через 52 года после постройки. Умели строить британцы, ничего не сказать.
Заменили «Викранта» в 1987 году «Вираатом» (тоже британской постройки). Раньше авианосец носил имя «Гермес»/HMS Hermes. Это тот самый «Гермес», который участвовал в войне с Аргентиной за Фолклендские острова. То есть не самый свежий корабль, только в Королевском флоте он прослужил 27 лет.
«Вираат» крупнее, чем «Викрант», 28 700 тонн. Соответственно, несет больше самолетов (30-35). Это все те же «Си Хэрриэры», вертолеты «Си Кинг», но замечены были и российские Ка-28 и Ка-31.
В 2014 году индийцы вымучили «Викрамадитью» путем полной перестройки ТАВКР «Адмирал Горшков». Спущенный на воду в 1982 году, «Адмирал Горшков» (он же «Харьков» - изначально, он же «Баку») через 32 года из тяжелого авианесущего крейсера превратился в «чистый» авианосец.
На вооружении у «Викрамадитьи» 16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ, вертолёты Ка-28, Ка-31, HAL Dhruv общим числом до 10 единиц.
В целом – еще одно старье по дешевке.
О том, почему именно так, мы разберем чуть дальше, хотя в принципе все понятно: авианосец иметь очень хочется, но денег на это нет. Поэтому индийские военные и перелопачивают на рынках военной техники весь хлам, выбирая что-то такое, что еще послужит. Главное – чтобы цена была соответствующая.
Справедливости ради стоит отметить, что американский «Киити Хок» и французский «Клемансо», хоть и были предметами для рассмотрения, но их не выбрали по причине полного израсходования ресурса.
Зачем целых три?
Но как говорят у нас, «бог любит троицу». А потому к новому «Викранту» и «не совсем новому» «Викрамадитье» в Индии хотят добавить третий авианосец, на этот раз тоже собственной постройки.
Да, есть у индусов такой пунктик: они все должны строить сами. Даже если не умеют. На всякий случай, чтобы не налететь на санкции или, например, ухудшение отношений с поставщиком техники.
И в 2012 году начались работы по постройке «Вишала». «Вишал» - это совсем не то, что «Викрант» или «Викрамадитья», это корабль водоизмещением около 65 000 тонн, отвечающий схеме CATOBAR, то есть базирование на борту топливозаправщиков и самолетов ДРЛО. Весьма схоже с американскими авианосцами и французским «Де Голлем».
Британцы, например, такого себе позволить не могут. И не только британцы. Но тут вопрос: смогут ли построить вообще и насколько быстро? И как все это будет смотреться в плане работоспособности и качества? Но эти вопросы пока без ответа.
Равно как многие скептически смотрят на то, что «Вишал» будет атомным. Да, можно сказать, что подводный флот Индии атомный, поскольку там есть одна атомная подводная лодка. Но вот построена она не в Индии, а в России. И сдана в аренду Индии. Это К-152 «Нерпа», подлодка проекта 971.
«Викрант» строят с 2006 года, «Вишал» - с 2012. «Викрант» уже должен был быть «на подходе», но «сдвиг вправо» по срокам. Видимо, индусы у нас вирус подхватили.
В общем, авианосцы быстро делаются только в США. Да не всегда качественно.
Но здесь возникает абсолютно справедливый вопрос: а зачем индийскому флоту целых три авианосца?
Спорные территории
Если составить рейтинг самых скандальных (в плане территориальных споров) государств, то там точно окажутся Индия и Пакистан. И неподалеку будет Китай. На троих у этих соседей более десятка спорных территорий, за которые время от времени велись войны. Причем Индия – непременный участник.
Вся загвоздка в том, что все спорные территории лежат как бы далеко от моря. И для их решения точно авианосцы не потребуются, потому что с сухопутных аэродромов лететь и ближе, и дешевле. И взять боевой нагрузки можно больше.
Да, сражения на море у Индии с Пакистаном были. Но у Пакистана нет авианосцев, и флот у страны смешной, по сравнению с индийским. Уже сегодня ВМС Индии обладают подавляющим превосходством в силах над ВМС Пакистана. После реализации индийских планов (и с учетом продолжающейся системной деградации Пакистана) это превосходство станет абсолютным.
Резюме – не конкурент.
Тогда… Китай?
Споры с КНР находятся так далеко от морской линии, так что говорить о них можно исключительно с сухопутной точки зрения. Интересы КНР лежат в Тихом океане и пограничных с Индийским океаном морях. Интересы Индии в Тихом океане.
Связующее звено здесь Пакистан. По принципу «враг моего врага не обязательно мой враг» Китай поддерживает Пакистан всеми силами, страны заключили множество различных пактов и договоров и считают друг друга союзниками.
Квадрат противостояния
Учитывая то, что США с 90-х годов охладели к Пакистану и оказывают поддержку Индии, то получился квадрат противостояния из связок Индия-США и Пакистан-Китай.
И здесь возможны разные варианты развития событий.
На самом деле не факт, что Индия и Китай рано или поздно сойдутся в поединке. Думаю, дело исключительно в игре мускулами и демонстрации возможностей.
Индийская группировка из «Викрамадитьи» и «Викраана» против китайской «Шаньду» и «Ляонина» не выглядит уверенной.
Около 50 китайских J-15 (ксерокс Су-33) против такого же (или даже чуть меньше) количества МиГ-29К выглядят более уверенно. Да, китайский самолет тяжелее, но обладает большей боевой нагрузкой и дальностью полета.
Потому Индии реально нужен третий авианосец. Даже для демонстрации своего могущества в регионе. Так что «Вишал» с более многочисленной авиагруппой (до 40 машин класса МиГ-29К, «Рафаль» или «Теджас») может обеспечить Индии теоретическое преимущество.
Почему теоретическое? Просто потому, что флот НОАК КНР состоит не только из авианосцев. А в плане обеспечения поддержки своим самолетам и противодействия индийским китайский флот смотрится намного предпочтительнее.
В этом и заключается смысл того, что сила флота не только в палубной авиации. Амбиции флота КНР тоже простираются на строительство третьего авианосца, но сам по себе флот корабельным составом превосходит индийский.
Мы не берем реальное противостояние Индии и КНР, при котором за своего союзника могут вступиться США. Но при существующем положении дел Китаю придется отвечать на вызов (если таковой имеет место быть) постройкой еще одного авианосца.
Три авианосца, вооруженные такими самолетами, как J-15 – нивелировать это Индии будет весьма непросто.
А если добавить, что в планах у КНР значится создание трех оперативных авианесущих групп (в которые помимо авианосцев будут входить 2 ракетных эсминца проекта 055, 4 эсминца проекта 052Д и 4 фрегата проекта 054А ) – Индии нечего будет противопоставить таким ударным соединениям. Сегодня (и завтра тоже) индийских флот не в состоянии играть на равных с китайским.
Единственное, что на стороне Индии – это почти полувековой опыт использования авианосцев, школа подготовки морских летчиков, умение работать тактически.
Но если мы говорим о претензиях на доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то только авианосцы (один из которых даже типа «Вишала») - этого мало.
Символ респектабельности
Так зачем Индии авианосцы?
Сегодня авианосец – это не только ударная сила. Это символ морского могущества и уровня респектабельности, если хотите.
И Индия – это лучший тому пример.
У страны не настолько огромные территориальные претензии к соседям, по факту нет перспективы стать ведущей державой в акватории Индийского океана, поскольку для этого нужна не военная сила, а несколько иное.
Но Индия судорожно пытается всеми силами показать свое могущество. Пусть даже и за счет реанимации откровенного старья типа «Горшкова» и «Гермеса».
Если программа постройки нового «Викранта» и «Вишана» закончится успешно, то Индия сделает шаг к тому, чтобы считаться одним из мировых лидеров. По крайней мере, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Так что авианосцы нужны Индии исключительно для поддержания своей репутации сегодня и (если все сложится со строительством новых кораблей) претензий на лидерство в регионе.
В теории.
Потому что на практике для реального лидерства и игры мускулами нужны не только авианосцы, но полноценный флот. Которого у Индии пока нет. Так что авианосец для индийского флота есть некий стимул для дальнейшего развития.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии