На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Убогие псевдогосударства живущие на нашей земле!Победа Трампа выз...
  • Владимир Карпов
    Ммм-да ... Действительно - игры на острие бритвы уже порядком всем надоели и плохо заканчиваются ...Украинские ракеты...
  • Вячеслав Денисов
    У нас вообще нет власти! Та, что есть, озабочена набиванием карманов и сохранение места у кормушки.«Молятся где попа...

Ютландское сражение. Самая масштабная и грандиозная морская битва Первой мировой войны

Ютландское сражение. Самая масштабная и грандиозная морская битва Первой мировой войны
Гибель немецкого броненосца «Поммерн»

Во время Первой мировой войны государства противоборствующих сторон не щадили солдат – недаром современники называли эту войну бойней, а некоторые затяжные сражения – мясорубками. Были опробованы и новые способы ведения войны: солдат враждебных стран убивали с помощью авиации, танков, отравляющих веществ.

Однако боевые корабли сыграли в той войне удивительно малую роль. Слишком дорогостоящими были эти игрушки, закованные в броню и ощетинившиеся орудиями больших калибров. Правители всех стран испытывали трепет при мысли о возможности потерять несколько броненосцев. Лишь однажды мощные эскадры Великобритании и Германии вступили в открытый бой.

Грандиозная морская битва проходила в североморском проливе Скагеррак близ северо-западного побережья принадлежавшего Дании полуострова Ютландия. Она началась после полудня 31 мая 1916 года и закончилась утром 1 июня. Потери Большого флота Великобритании значительно превосходили немецкие, однако и германский флот не решил поставленных задач. Разгромить англичан и прорвать морскую блокаду Германии ему не удалось. Фактически это сражение оказалось безрезультатным.

Проба сил


Первый морской бой той войны состоялся уже в конце августа 1914 года. Англичане план своей операции построили с учётом того, что фарватер немецкой военно-морской базы Вильгельмсхафен во время отлива становился непроходимым для тяжелых кораблей. И 28 августа эскадра вице-адмирала Дэвида Битти близ Гельголанда разгромила отряд контр-адмирала Леберехта Маасса. Немцы потеряли 3 лёгких крейсера и 2 эсминца, у британцев серьёзные повреждения получили 2 крейсера и 3 эсминца.

В начале 1915 года эскадра контр-адмирала Франца фон Хиппера неожиданно атаковала побережье Англии.


Franz Ritter von Hipper, фото 1916 г.

Уже на обратном пути её настигли британские корабли вице-адмирала Д. Битти.


David Beatty, фото около 1915 г.

Преимущество было на стороне англичан: 47 военных судов против 26 немецких. Британцы превосходили немцев и по количеству больших кораблей: 12 крейсеров (5 линейных и 7 лёгких) против 8 (3 линейных, 1 броненосного, 4 лёгких). 24 января в бою у Доггер-банки был потоплен немецкий броненосный крейсер «Блюхер» и серьезно поврежден новый линейный крейсер «Зейдлиц».

Но досталось и британскому флагману – линейному крейсеру «Лев» (Lion), который получил несколько «болезненных» попаданий. Безвозвратные потери немецкой стороны составили 1 116 матросов и офицеров, у англичан погибли 14 человек.

После этого поражения кайзер Вильгельм II запретил немецкому флоту покидать хорошо защищённую Гельголандскую бухту, которая сформирована устьем реки Эльба и со стороны моря прикрыта островом Гельголанд и полуостровом Айдерштедт. Британцы же совместно с французами решили захватить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы (Дарданелльская или Галлиполийская операция).

Эта экспедиция оказалась крайне неудачной и закончилась полным провалом. Ее инициатор – Уинстон Черчилль был вынужден уйти в отставку с поста первого лорда Адмиралтейства. По этой причине он впал в состояние глубочайшей депрессии и постоянно жаловался своим знакомым: «Я – конченый человек».

Планы сторон на 1916 год


В новом году Великобритания и Германия стали готовиться к новой схватке на море. Немецким флотом тогда командовал вице-адмирал Рейнхард Шеер, которого подчиненные за требовательность и строгость называли «Человеком в железной маске».


Reinhard Scheer, фото 1916 г.

Немцы планировали снова ударить по английскому побережью, при этом эскадра контр-адмирала Хиппера в составе 5 линейных и 5 лёгких крейсеров и 30 эсминцев должна была уклониться от большого боя с британцами, но привести их к основным силам своего Флота открытого моря (Хохзеефлотте, императорский военный флот Германии называли также Кайзерлихмарине).

Разведку с воздуха должны были осуществлять немецкие дирижабли. Операция была назначена на 17–18 мая, однако затянулся ремонт подорвавшегося в апреле на мине линейного крейсера «Зейдлиц», а потом испортилась погода, и стало невозможно использовать дирижабли. У заранее выведенных в море подводных лодок уже заканчивались необходимые ресурсы.

В этих условиях Шеер решил отказаться от похода к берегам Англии и направить эскадру крейсеров к проливу Скагеррак, чтобы парализовать коммерческое судоходство, от которого критически зависела Британия.

Предполагалось, что англичане отправят к Ютландии часть своих сил, которые будут разгромлены подошедшим Флотом открытого моря. Но англичане и сами планировали операцию по выманиванию германских кораблей под удар своего Большого флота (Гранд флит). С этой целью были сформированы две эскадры крейсеров, которые должны были пройти через Скагеррак и Каттегат до пролива Зунд и на обратном пути привести за собой немецкие корабли.

Силы соперников накануне Ютландского сражения


Большим флотом Британии командовал вице-адмирал Джон Рашуорт Джеллико.


Джон Рашуорт, первый граф Джеллико, бюст на Трафальгарской площади, Лондон

Он имел в своём распоряжении три боевые эскадры линейных кораблей, а сам держал флаг на линкоре «Айрон Дюк» – всего 24 корабля. С ним находились также три линейных крейсера контр-адмирала Хораса Худа. В то же время 4 новейших линкора контр-адмирала Хью Эван-Томаса должны были сопровождать идущие впереди быстроходные линейные крейсеры Дэвида Битти – это обеспечивало подавляющее огневое превосходство над немецкими крейсерами Франца Хиппера.

В общей сложности в составе Большого флота находились 42 тяжелых боевых корабля (линкоры и линейные крейсеры) и 109 лёгких – крейсеры эсминцы, вспомогательные суда. На этих кораблях находились 272 орудия: 48 381-миллиметровых, 10 356-миллиметровых, 110 343-миллиметровых и 104 305-миллиметровых.

Совокупный вес бортового залпа вышедших в поход британских судов составлял 150,76 тонны – против 60,88 тонны у кораблей немецкого Флота открытого моря (соотношение 2,5:1). По водоизмещению британский флот превосходил немецкий почти в два раза – 1 130 000 тонн против 690 000.

В составе британского флота находились построенные в 1910–1914 гг. 12 линейных кораблей, которые сейчас часто называют сверхдредноутами: 4 типа «Орион», 4 типа «Кинг Джордж V» и 4 типа «Айрон Дьюк». А также новые линейные крейсеры, вошедшие в состав Гранд флита в 1912–1914 гг., которые британские моряки называли «Великолепными кошками» (Splendid Cats), а иногда – «Кошками адмирала Фишера». Их было всего три: Lion («Лев», а не французский город), Princess Royal, Queen Mary. Накануне Первой мировой войны они стали самыми большими и быстроходными крейсерами, которые к тому же получили 343-миллиметровые орудия. Но вот их бронирование оказалось недостаточным.


Линейный крейсер Lion


Линейный крейсер Queen Mary

В июне 1914 года все три «Великолепные кошки», а также линейный крейсер «Новая Зеландия» заходили в Ревель и в Кронштадт. На борт «Льва» поднимались Николай II, морской министр И. К. Григорович, русские морские инженеры и офицеры.


«Великолепные кошки» «Лев», «Принцесс Ройял» и линейный крейсер «Новая Зеландия»

Германский Флот открытого моря мог противопоставить британцам две эскадры относительно новых линейных кораблей плюс флагманский линкор «Фридрих Великий» (который в российской литературе часто называют «Фридрих дер Гроссе») и эскадру из 6 устаревших тихоходных броненосцев (додредноутов).

Всего у немцев оказалось 27 тяжелых кораблей, которые несли 200 орудий – 128 305-миллиметровых и 72 280-миллиметровых. В поход шли также 11 легких крейсеров и 61 эсминец.

Таким образом, британцы вывели в море 151 корабль, немцы – 99. Однако новые немецкие линкоры превосходили британские, а подготовка (в том числе артиллерийская) их экипажей была выше. Кроме того, английские линейные крейсеры имели более слабую броневую защиту. А немецкий порох, в отличие от британского, сгорал, не взрываясь.


Клаус Берген. Германский флот перед Ютландским сражением


Колонна британских линейных крейсеров на картине Уильяма Лайонела Уайли

Начало Ютландского сражения – битва авангардов


Итак, в мае 1916 года Большой флот Великобритании и германский Флот открытого моря двинулись навстречу друг другу – и обе стороны не подозревали, что им предстоит сражаться против главных сил противника в самой масштабной морской битве той войны.

У англичан в авангарде шел отряд Дэвида Битти – целых 46 кораблей. Главным козырем была Пятая эскадра линкоров контр-адмирала Х. Эван-Томаса – «Вэлиент», «Уорспайт», «Малайя» и «Бархэм». В распоряжении Битти были и две эскадры линейных крейсеров. В Первой, которую вёл О. Брок, шли три «Кошки» и присоединившийся к ним «Тигр» («Тайгер»). Во второй, под командованием Пакенхэма, находились «Индефатигебл» и «Новая Зеландия». Кроме того, в авангард Битти были включены три эскадры лёгких крейсеров (12 кораблей), четыре флотилии эсминцев (23 судна) и гидроавиатранспорт «Энгедайн». Главные силы англичан – 105 кораблей разных классов, вёл Джон Рашуорт Джеллико.

Расстояние между кораблями Битти и Джеллико составляло 65 миль – чтобы не спугнуть немецкую эскадру, которую авангард должен был вывести на главные силы.

Первая разведывательная группа Флота открытого моря (40 кораблей) шла под командованием контр-адмирала Франца Хиппера. Ударной силой этого отряда были пять линейных крейсеров – «Лютцов», «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке» и «Фон дер Танн». Их сопровождали 4 лёгких крейсера контр-адмирала Ф. Бёдикера («Франкфурт», «Висбаден», «Пиллау», «Эльбинг») и 30 эсминцев, которыми командовал капитан 1-го ранга Гейнрих.

Как мы видим, преимущество отряда Битти было подавляющим. За авангардом Хиппера шли основные силы Флота открытого моря – 16 линкоров, 6 броненосцев, 6 лёгких крейсеров и 31 миноносец (59 кораблей). Командовал ими Рейнхард Шеер, который держал свой флаг на линейном корабле «Фридрих Великий».


Линейный корабль «Фридрих Великий»

После полудня 31 мая немецкая и британская эскадры Хиппера и Битти достаточно случайно обнаружили друг друга. Первые выстрелы раздались в 14 часов 28 минут: немецкий легкий крейсер «Эльбинг», который остановил для досмотра проходивший мимо датский пароход, был атакован английским лёгким крейсером «Галатея». В историю вошли слова Хиппера, сказанные им прямо на борту своего флагманского корабля:

«Когда-нибудь ученые крысы из военно-морской академии будут ломать голову, пытаясь понять: что мы думали? А ничего мы не думали. Думать было некогда».

Между 15:20 и 15:24 начали бой линейные крейсеры, двигавшиеся сходящимися курсами на юг-юго-восток – эту фазу боя теперь называют «Бегом на юг». Численное превосходство опять было у англичан – шесть линейных крейсеров (в том числе одна из «Великолепных кошек» – «Лайон») против пяти.

Однако в 16:03, немецкий линейный крейсер «Фон дер Танн» потопил британский «Индефатигебл», на котором погибли 1 017 матросов и офицеров (двоим удалось спастись). Затем «Лютцов» едва не потопил флагманский британский корабль – «великолепную кошку» Lion.


Германский линейный крейсер «Лютцов»

Серьезно поврежден был и британский крейсер «Тигр» («Тайгер»), получивший 9 попаданий 280-миллиметровых снарядов «Мольтке».

К месту сражения подошли британские линейные корабли, 381-миллиметровые орудия которых стали весомым козырем в дальнейшем бою. Основной удар на себя приняли два немецких линейных крейсера. Один из них – «Фон дер Танн», который был атакован линкорами «Малайя», «Уорспайт» и линейным крейсером «Новая Зеландия». Вторым был «Мольтке», противниками которого стали линкоры «Бархэм», «Вэлиент» и линейный крейсер «Тигр». Эти немецкие корабли получили повреждения, но остались на плаву и сохранили боеспособность.

А немцы между тем удачно атаковали линейный крейсер «Куин Мэри»: одна из «великолепных кошек» англичан пошла на дно, погибли 1 266 человек, спаслись 20. Затем в бой вступили эсминцы, и стороны потеряли каждая по два корабля этого типа. Британской торпедой был повреждён немецкий крейсер «Зейдлиц», который тем не менее остался в строю.

А к месту сражения уже подошли корабли главных сил германского Флота открытого моря, и в 16:40 англичане стали отходить на север.

Бой главных сил Гранд флита и Хохзеефлотте



Схема Ютландского сражения


Ютландское сражение на картине Чарльза Диксона

«Бег» британских кораблей на север продолжался около 1 часа 20 минут, но около 17:30 Джеллико наконец собрал все эскадры. Теперь британцы начали выстраивать в боевой порядок свои крупные суда – 24 линкора и 7 линейных крейсеров. А Шеер дал сигнал к отступлению на запад.

Взаимные обстрелы линейных крейсеров возобновились в 18:20, при этом англичане поначалу оказались в более выгодной позиции, так как небо с их стороны было более тёмным. Получил несколько попаданий флагманский корабль Хиппера «Лютцов».

Однако потом, около 18:30, небо над англичанами вдруг прояснилось и, как вспоминали очевидцы, немцы увидели ярко освещённый солнцем корабль «Инвинсибл». Удачным выстрелом артиллеристы «Лютцова» поразили башню главного калибра, последовал взрыв – и на дно пошёл третий британский линейный крейсер, погибли 1 026 человек, в том числе и адмирал Худ, спасти удалось 6.


Линейный крейсер «Инвинсибл»


Horace Hood, фото 1916 г. Правнук адмирала Сэмюэля Худа в честь которого был назван линейный крейсер, погибший 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк»

Был потоплен также британский броненосный крейсер «Дифенс», который увлёкся добиванием вражеского легкого крейсера «Висбаден» (который потом всё же затонул) – и попал под огонь немецких линейных кораблей. На нём погибли 900 матросов и офицеров, в том числе контр-адмирал Арбетнот. Другой броненосный крейсер – «Уорриор», получил настолько тяжёлые повреждения, что не смог вернуться домой – затонул на обратном пути. Сильно пострадал и крейсер «Уорспайт».


Warrior и Warspite в Ютландском сражении

Немецкие корабли «Кениг», «Зейдлиц», «Дерфлингер», «Маркграф», «Гроссер Курфюрст» тоже получили серьезные повреждения, но держались на плаву. Покинул строй флагман Хиппера «Лютцов» – немецкий контр-адмирал перешел на «Мольтке».

После этого – примерно в 18 часов 40 минут, корабли неприятельских флотов потеряли друг друга из виду. Адмирал Джеллико, опасаясь мин, не рискнул преследовать немецкие суда. Вместо этого он приказал повёрнуть на юг, намереваясь отрезать германский флот от его баз. Это решение позже в Британии было подвергнуто резкой критике.

Однако Шеер также принял весьма неоднозначное решение: в 18:55 он вдруг развернул свои корабли и повёл их на восток – как оказалось, прямо на центр колонны британских судов.

В 19 часов 10 минут немецкие корабли были вновь обстреляны англичанами, которым удалось накрыть своими залпами крейсер «Дерфлингер», разрушив на нём две орудийные башни. В 19:18 Шеер приказал отступать, выставив в качестве кораблей охраны линейные крейсеры и эсминцы, каждый из которых дал торпедный залп, а потом выставил дымовую завесу. Это манёвр, кстати, получил высочайшую оценку специалистов: слаженный синхронный разворот целой эскадры на 180 градусов под прикрытием дымовой завесы не всегда удаётся даже в мирное время во время учений.

В результате к 19:31 германским кораблям удалось оторваться. Преследовать их пытался Битти. В 20:40 немецкий флот снова был обнаружен, но в сгущающейся темноте (солнце заходило в 21:07) Джеллико, опасаясь нарваться на минные заграждения и возможных атак немецких подводных лодок, не решился начать сражение ещё раз. Тем не менее, вражеские корабли то и дело натыкались друг на друга и вступали в бой.

В 22 часа в артиллерийской дуэли получили повреждения лёгкие крейсера обеих сторон – английский «Кастор» и немецкий «Гамбург». Около 22 часов 40 минут британский крейсер «Саутгемптон» удачно торпедировал немецкий «Фрауэнлоб». Около 23 часов немецкий линкор «Позен» протаранил немецкий же крейсер «Эльбинг», который недавно был атакован вражескими эсминцами. Германские крейсера тогда же атаковали британский эсминец «Типперери», который позже пошёл на дно. Серезно повреждены были английские эсминцы «Броук», «Спитфайр» и «Спарроухок».

В первом часу ночи британские эсминцы вновь атаковали германские суда, уничтожив лёгкий крейсер «Росток», но потеряв корабли «Форчун» и «Ардент». Английский броненосный крейсер «Блэк Принс» наткнулся на немецкие линейные корабли и был в упор расстрелян ими.

Британские эсминцы торпедировали старый (додредноутного типа) германский линкор «Поммерн», погибли 800 моряков. Затем в дуэли эсминцев был утоплен немецкий «V-4» и повреждён, но остался на плаву британский «G-40».

Наконец, уже в 5 часов 20 минут 1 июня подорвался на мине германский линкор «Остфрисланд». По пути домой немцам пришлось утопить потерявший ход флагманский корабль Хиппера – «Лютцов»: он был добит собственными эсминцами.

На этом Ютландское сражение и завершилось, уцелевшие немецкие корабли вернулись на свои базы.

Итоги битвы


Сразу же после окончания Ютландского сражения появились вопросы об её итогах и результатах.

Объявить себя победителями пожелали обе стороны. Немцы указывали, что им удалось потопить больше кораблей – 14 против 11. Ещё лучше было соотношение потерь судов первого ранга: англичане потеряли три линейных крейсера и три броненосных, немцы – один линейный крейсер и один старый линкор (додредноут).


Британские и немецкие корабли, потопленные в Ютландском сражении

Водоизмещение потопленных британских кораблей – 111 980 тонн, немецких – 62 233 тонны. При этом англичане израсходовали 4 480 крупнокалиберных снарядов, попаданий было 123 – 2,75 %. Немецкие суда израсходовали меньше снарядов – 3 597, и добились 122 попаданий – 3,39 %.

Потери экипажей английских кораблей также превосходили немецкие: 6 094 матроса и офицера погибли, либо числились пропавшими без вести, 674 получили ранения, 177 попали в плен. У немцев погиб 2 551 человек, были ранены 507.

В Германии царила эйфория. День награждения экипажей кораблей был объявлен выходным. Особо отличившимся матросам и офицерам ордена и медали вручал лично кайзер Вильгельм.


Ютландское сражение на немецкой открытке 1916 г.

Ничего не говорилось о том, что одержавший победу «по очкам» немецкий флот фактически бежал от англичан на свои базы. В Британии вполне справедливо заявили, что германский Флот открытого моря не решил своих стратегических задач.

Гранд флит понёс серьезные потери, но полностью сохранил боеспособность и продолжал контролировать морские просторы, блокада побережья Германии снята не была. Однако действия адмиралов Джеллико и Битти были подвергнуты суровой критике. Была даже создана комиссия по расследованию причин столь высоких потерь, которая, впрочем, не выявила никаких серьезных просчётов и тем более признаков халатности, либо небрежности.

В результате Битти в конце ноября 1916 года стал адмиралом флота и главнокомандующим Гранд флита. Джеллико получил орден Заслуг и должность заместителя Первого лорда Адмиралтейства. Он должен был сосредоточиться на борьбе с немецкими подводными лодками, но ушел в отставку уже в январе 1917 года.

Обе стороны были крайне разочарованы, придя к выводу, что огромные траты на строительство и содержание больших военных кораблей не оправдали себя. Грандиозное морское сражение привело лишь к большим потерям и практически не повлияло на ситуацию на фронтах. Появилась тенденция относиться к надводному флоту как к обузе: стоит дорого, а толку от него мало.

Но в целом стратегические итоги Ютландского сражения оказались в пользу англичан.

Германия просто не имела ресурсов не только для строительства новых кораблей, но и для быстрого ремонта поврежденных. И потому было принято роковое решение о «неограниченной подводной войне», что в конечном итоге стало одним из поводов для вступления в войну США.

Судьба германского Флота открытого моря


После Ютландского сражения кайзер Вильгельм II снова запретил своим адмиралам вступить в большие сражения с Гранд флитом. А ресурсы Германии стремительно истощались: в конечном итоге она потерпела поражение не на фронтах той Великой войны, а в тылу – на своей собственной территории. В июне 1918 во Францию стали прибывать американские войска. На фронте они окажутся лишь в октябре, но уже 8 августа 1918 года кайзер Вильгельм II сказал:

«Мы больше не выдерживаем. Войну надо закончить».

И 13 августа Коронный совет II Рейха под председательством кайзера принял решение начать мирные переговоры с государствами Антанты. Посредником выбрали королеву Нидерландов Вильгельмину. Ситуация стремительно ухудшалась. 28 сентября 1918 года капитулировала Болгария, 30 сентября – Австро-Венгрия, и немецкие генералы впали в панику. Людендорф 1 октября заявил:

«Сегодня войска держатся, что будет завтра, предвидеть нельзя... Фронт может быть прорван в любой момент, и тогда наше предложение поступит в самое неблагоприятное время... Наше предложение должно быть немедленно передано из Берна в Вашингтон. Армия не может ждать и сорока восьми часов».

2 октября его поддержал Гинденбург, который в направленной в Берлин телеграмме сообщил, что армия не сможет продержаться более сорока восьми часов.

А на следующий день капитулировала Османская империя.

Когда 24 октября президент США Вильсон в своей ноте намекнул на желательность отстранения от власти Вильгельма II и других «милитаристских повелителей Германии», кайзер немедленно был предан и высшими руководителями государства, и генералами.

Верность сохранили адмиралы, которые в надежде, что победа воодушевит германское общество и переломит ситуацию, 28 октября 1918 года приказали военным кораблям, находившимся в Киле, выйти в море и атаковать британский флот. Но это привело лишь к бунту моряков, которые 29 октября заглушили корабельные топки. Последовавшие аресты окончательно накатили ситуацию. 2 ноября 1918 года матросы и горожане вышли на антиправительственную демонстрацию, 4 ноября к восстанию присоединились экипажи всех кораблей и солдаты кильского гарнизона. В Киле был создан совет солдатских депутатов, а 5 ноября – также и совет рабочих депутатов.

7 ноября уже в Мюнхене был низложен король Баварии Людвиг III. 8 ноября началось восстание в Берлине.

9 ноября канцлер Максимилиан Баденский объявил об отречении и кайзера, и кронпринца. Вильгельм II узнал о своём отречении из газет и 10 ноября предпочёл бежать в Голландию. 11 ноября в Компьене было подписано перемирие. И лишь 28 ноября Вильгельм подписал официальный акт отречения от престолов империи и Пруссии.

По Версальскому мирному договору Германия передала победителям все военные корабли, подводные лодки и самолёты (а также 5 тысяч орудий, 25 тысяч пулемётов и множество локомотивов и вагонов). Возмущённые немецкие моряки 21 июня 1919 года в одной из бухт британской гавани Скапа-Флоу затопили 52 корабля: 10 линкоров, 5 линейных и 5 лёгких крейсеров, 32 эсминца (иногда говорят, что затопленных легких крейсеров было 4, в этом случае общее количество затопленных судов – 51).


Затопление линкора Bayern


Контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, отдавший приказ о затоплении интернированных немецких кораблей

Англичанам удалось спасти 22 судна, в том числе 1 линкор и 3 лёгких крейсера.

Стоимость затопленных кораблей приплюсовали к сумме наложенных на Германию репараций. Лежавшие на дне немецкие суда постепенно поднимали и отправляли на металлолом.

В настоящее время на дне еще находятся 4 линкора и 3 крейсера, которые стали популярными объектами среди британских и зарубежных дайверов.
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх