На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО: ИНОСТРАНЦАМ НЕТ МЕСТА НА НАШЕМ ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ

Безопасность превыше всего: Иностранцам нет места на нашем зерновом рынкеФОТО: CHRISTIAN GUY / GLOBALLOOKPRESS

Практически треть экспортной цепочки зерна контролируется транснациональными корпорациями. Это создаёт прямую угрозу для продовольственной безопасности России. Впрочем, проблема может быть в скором времени решена.

Проблема засилья иностранцев в нашем сельском хозяйстве является одним из главных тормозов развития АПК. Да, транснациональные компании не занимаются непосредственно производством сельхозпродукции, но во многом контролируют цепочку экспортных поставок. Действительно, чтобы оказывать влияние на отрасль, необязательно иметь собственные предприятия, достаточно владеть специальной инфраструктурой.

Об успехах отечественного АПК говорится давно. В 2017 году Минсельхоз отрапортовал о рекордном урожае зерна в 134,1 млн тонн, а в 2018 году был установлен рекорд по экспорту – 54,8 млн тонн. Фактически в этот момент встал вопрос о том, может ли пшеница стать для России "ещё одной нефтью", то есть главным экспортным товаром. Стало понятно, что первоочередная задача для АПК, а именно насыщение внутреннего рынка, решена. Теперь Россия переходит к активному развитию экспорта сельхозпродукции по всем направлениям.

Если посмотреть итоги 2020 года, то можно увидеть, что подросли практически все статьи экспорта. Далее в долларах:

  • продукция масложировой отрасли: 4,7 млрд (+20%)
  • зерновые: 10 млрд (+29%)
  • мясо-молочная продукция: 1,15 млрд (+41%)
  • продукция пищевой переработки: 4,15 млрд (+14%)

 

Всего же суммарная стоимость отправленной за рубеж продукции выросла на 20% – до 29,5 млрд долларов. И это лучший результат в истории.

Однако, как было сказано выше, значительную часть цепочки поставок контролируют иностранцы.

Несколько лет назад правительство бросило вызов транснациональным трейдерам. Умирающая государственная "Объединённая зерновая компания" (ОЗК) была реанимирована. Её задачей стала консолидация всей цепочки поставок зерна, начиная от элеваторных мощностей, заканчивая портовыми терминалами. И действительно, ОЗК добилась впечатляющих результатов.

К концу 2020 году госкомпания стала крупнейшим трейдером на рынке. ОЗК объединила следующие активы:

  • 9 элеваторов и хлебоприёмных предприятий общей мощностью 700 тыс. тонн
  • 3 перерабатывающих предприятия мощностью 490 тыс. тонн в год
  • 2 портовых терминала мощностью перевалки 7,4 млн тонн зерна в год

На последний пункт следует обратить особое внимание. Так, ОЗК контролирует крупнейший в стране терминал по перевалке зерна – "Новороссийский комбинат хлебопродуктов".

Однако на этом возможности для ОЗК заканчиваются. Вариантов экстенсивного развития деятельности у госкомпании нет: иностранцы владеют общим объёмом мощности перевалки в 17,8 млн тонн. Это в 2,5 раза больше, чем мощности ОЗК. Новые терминалы строить попросту негде. Несколько лет назад правительство даже планировало задействовать старенький терминал Севастопольского морского торгового порта, однако осуществлять перевалку миллионов тонн зерна там невозможно.

Всё дело в санкциях. Из стран, признающих Крым российским, импортёрами зерна являются только Судан и Сирия. Но это сравнительно небольшие объёмы. Поэтому создание полноценного зернового хаба в Севастополе является коммерчески невыгодным предприятием.

Соответственно, ОЗК вынуждена тратить огромные деньги на интенсивное развитие. То есть на расширение и модернизацию уже существующей инфраструктуры. До 2024 года компания планирует направить на инвестиции 24,4 млрд рублей. Часть из них пойдёт на непрофильные активы – приобретение вагонов-хопперов.

https://vk.com/video-75679763_456258692

Впрочем, ситуация начинает медленно, но исправляться. Если в 2013 году иностранцы контролировали 54% перевалки, то к сегодняшнему дню эта цифра упала до 31%. Причиной этому являются так называемые "маленькие хитрости". Государство ужесточило налоговые проверки трейдеров, начав таким образом бороться с посредниками. Историю выдавливания транснационалов можно проследить на примере крупнейшего мирового трейдера – компании Bunge.

Ранее Bunge занимался перевалкой как зерна, так и масла. География работы трейдера была широкой. Однако с 2017 года Bunge отказался от обработки грузов в глубоководных портах России. И вот сейчас американское предприятие продаёт свой терминал в порту Ростов-на-Дону, который рассчитан на перевалку 700 тысяч тонн зерна в год.

Дополнительным стимулом к уходу иностранных компаний стало жёсткое регулирование государством вывоза продукции АПК. Так, введение экспортной пошлины на зерно существенным образом осложнило работу трейдеров.

В рассмотрении данной проблемы важен не факт того, что транснациональные компании зарабатывают деньги на российском рынке. Этот момент, конечно, негативный, но не критический. Гораздо существеннее то, что продовольственная безопасность России во многом зависит от иностранцев, владеющих инфраструктурой.

Впрочем, действия правительства дают нам надежду на то, что в Белом доме прекрасно понимают этот факт. Во всяком случае, последние тенденции говорят именно об этом.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх