В 1868 году в Японии произошел переворот «Мэйдзи исин», в результате которого была восстановлена власть императора. Страна вышла из-под власти феодальных кланов, единым стал и флот Военному министерству (в чьем ведении первоначально оказались и ВМС) достался странный набор кораблей, которые с большими натяжками можно было назвать боевыми и которые явно не представляли собой военно-морского флота.
В него входили и корабли бакуфу — феодального правительства, и корабли, доставшиеся от его побежденных противников, прежде всего, могущественного клана Саццума. Среди них был единственный броненосец, закупленный еще у мятежной американской Конфедерации южных штатов, деревянные корвет и канлодка, а также несколько вооруженных пароходов и парусников. Перед Японией встала дилемма, либо восстанавливать старые корабли, либо обновить флот Японцы пошли по второму пути. В 1870 году был выбран ориентир самый могущественный флот мира — британский.
В еще недавно полностью закрытую от остального мира страну прибыло несколько английских инструкторов, приступивших к подготовке моряков и передаче современных технологий. Однако японцы были весьма осторожны, и британцы действовали в рамках многочисленных ограничений. Но за отведенные им годы англичане успели сделать немало полезного. Помимо организации флота и обучения кадров, они наладили закупку боевых кораблей.
корвет «Цукуба»
Правда, для него начало не выглядело вдохновляющим в число первых приобретений попал, например, корвет «Цукуба» водоизмещением около 1900 т, построенный почти 20 лет назад в британской колонии — Бирме и затем модернизированный в метрополии «Старикан» (который язык не поворачивается назвать крейсером) развивал под парами не более 10 узлов. Однако японцы относились к этой древности, как и ко всем своим боевым судам, с большой заботой и любовью. На нем два раза меняли артиллерию и, по некоторым сведениям, в 1892 году «Цукуба» даже получил четыре 152-мм скорострельных орудия. В окончательную отставку ветеран вышел уже после русско-японской войны. Не блистал достоинствами и закупленный во Франции 1400-тонный корвет «Асама».
корвет «Асама»
Однако британские специалисты отнюдь не ограничились этими морально устаревшими кораблями. На верфях Англии были созданы уже вполне современные броненосные единицы фрегат «Фусо» (по сути своей — небольшой броненосец) и корветы «Хиэй» и «Конго» Проект последних разработал сам Эдвард Рид — главный конструктор Адмиралтейства. При водоизмещении в 2200 т они могли развивать 14 узлов и имели железный пояс толщиной до 114 мм «Хиэй» успел еще активно поучаствовать в японо-китайской войне и получить свою долю неприятельских снарядов в бою в устье реки Ялу.
фрегат «Фусо»
Решив вполне разумно «не складывать все яйца в одну корзину», Военное министерство резко сменило главного поставщика идей и кораблей Выбор при этом пал на главного соперника Британии. К началу 1880-х годов на Дальний Восток начали прибывать французские металлурги и инженеры. Им удалось довершить работу предшественников и наладить постройку крейсеров на японских верфях. Вполне закономерно, что поначалу все шло не слишком гладко Деревянные корветы «Каймон» и «Тэнрю» водоизмещением всего около 1500 т строились мучительно долго около семи лет каждый, войдя в строй только в 1885 — 1886 годах. Однако получились они вполне удачными и дослужили до русско-японской войны, во время которой в июле 1904 года «Каймон» подорвался на мине в заливе Талиенван и погиб, а «Тэнрю», благополучно переживший ее, исключили из списков вскоре по завершении военных действий.
корвет «Касуга»
Удачный проект модернизировали, и на освободившихся стапелях в Екосуке заложили следующие корветы — «Мусаси» и «Кацураги». Еще один корвет этого же типа, «Ямато», строился на второй государственной верфи в Кобэ Корабли имели композитный набор со стальными шпангоутами и деревянной обшивкой и несли полное парусное вооружение, снятое на рубеже веков, в 1900 году. Ускорилась и постройка, хотя пятилетний срок для довольно немудреных единиц все еще оставался непреодолимым.
Практичные «деревяшки» вполне подходили для учебы, но для серьезной войны требовались корабли более крупные и с мощным вооружением. Японцы хотели получить максимально сильный и одновременно дешевый современный крейсер, и французские инженеры, обычно весьма зорко следившие за такой характеристикой, как остойчивость, дали «слабину». Построенный в Гавре «Уэнби» обладал всеми внешними приметами типичных «француов», таких, как «Сфакс», «Сесиль» или «Таж», имел довольно толстую броневую палубу и хорошую скорость. Однако в стремлении максимально удовлетворить заказчика конструкторы переборщили с артиллерией, состоявшей из четырех тяжелых 240-мм крупповских орудий, не считая 150-миллиметровок и прочей «мелочи». В результате перегруженный крейсер под всеми парусами опасно кренился и не хотел возвращаться на ровный киль. В таком состоянии он вышел из Гавра в долгое путешествие на Дальний Восток. Но туда так и не прибыл, бесследно пропав где-то между Сингапуром и Тайванем в октябре 1887 года.
За первым громким «проколом» последовали дальнейшие, пусть не такие серьезные и совсем другого плана. Переориентация на Францию привела в Японию идеи «молодой школы», оказавшиеся вполне соответствующими боевому духу самураев. Небольшие суденышки, атакующие бронированных гигантов, помимо хорошей возможности проявить доблесть воинов, являлись еще и недорогими, как раз по карману стремительно развивающейся державе, у которой было слишком много желаний и потребностей.
Корвет «Мацусима»
Для воплощения новых идей из Европы прибыла «тяжелая артиллерия» известный французский кораблестроитель Эмиль Бертэн заключил трехлетний контракт на пребывание в Японии. Он предложил сверхоригинальный проект тройки крейсеров, вооруженных самыми тяжелыми орудиями и предназначенных в качестве ответа для борьбы даже с крупными броненосцами, — заказанными для наиболее сильной Северной эскадры китайского флота «Мацусима», «Хасидатэ» и «Ицукусима» получили обозначение типа «сан-кэйкан» — «корабли-пейзажи», поскольку каждая единица несла имя одного из трех самых известных в Японии видов — залив Мацусима в префектуре Мияги, песчаная отмель Амано Хасидатэ в заливе Миядзу префектуры Киото и остров Икуцусима в заливе Хиросима.
Они и задумывались для действия в качестве единого отряда, образуя как бы один «составной линкор», в котором «Хасидате» и «Ицукусима» являлись «носовыми башнями», а «Мацусима»— «кормовой». Соответственно, главное орудие, одна из наиболее мощных в то время в мире 320-мм пушка Канэ, располагалось на первой паре в носу, а на «замыкающем» — в корме. Помимо расположенного в легко бронированном барбете орудия-монстра, каждый из крейсеров нес солидную батарею из 120-мм скорострельных орудий, только что «введенных в обиход». Скорострелки располагались в большой батарее в центре корпуса, стреляя через порты в обоих бортах на манер старинных фрегатов. Именно они на деле и являлись основным оружием «санкейканов» Но небольшой размер корабля не позволял обеспечить их защитой, а потому они были очень уязвимыми.
Поэтому ни странноватую бертэновскую задумку, ни ее реализацию удачными назвать никак нельзя «Мацусимам» не удалось развить и так не спринтерской 16,5-узловой проектной скорости, их котлы постоянно текли и отказывали. Однако главным недостатком являлись их чудовищные 320-миллиметровки, для установки которых пришлось пожертвовать слишком многим. Сами же огромные орудия на столь небольших кораблях оказались практически бесполезными 65-тонный длинный ствол при наводке прямо на борт заметно кренил корпус, создавая дополнительные трудности для стрельбы, причем не только своей, но и куда более действенных скорострелок. В результате даже при спокойном состоянии моря из «монстра» удавалось сделать не более четырех выстрелов в час.
Все недостатки проекта полностью проявились в бою. Сильные неприятности ждали тип «санкэйкан» в сражении с китайцами в устье реки Ялу. Там за четыре часа битвы 320-миллиметровки дали 14 выстрелов на всю троицу, но в отличие от более поздних сражений, когда «мацусимы» благоразумно держались за пределами эффективного ответного огня, им пришлось испытать воздействие неприятельских снарядов. И тут проявились все недостатки тесной и ничем не защищенной 120-мм батареи Один из немногих попавших снарядов с китайских броненосцев взорвался среди боеприпасов на «Мацусиме», вызвав сильный пожар, в котором пострадало почти 100 человек — около трети команды, причем половина из них погибла.
Без сомнения, это попадание стало наиболее удачным во всей войне и показало крайнюю уязвимость «псевдолинкора». В русско-японскую войну «пейзажная троица» участвовала в обоих главных сражениях, но, ни в Желтом море, ни при Цусиме не добилась, ни единого попадания, выпустив на всех менее двух десятков снарядов. В общем, главной пользой от «пейзажей», пожалуй, стал сам процесс «сборки» «Хасидатэ» на верфи в Екосуке (Две другие единицы строились во Франции). Именно «сборки», поскольку практически все механизмы, оборудование, материалы и чертежи в Японию поступали из Европы, а работами руководили французские инженеры. Оборудования и умения пока явно не хватало, и постройка «Хасидатэ» заняла вдвое больше времени. Он вошел в строй на три года позже «сестричек» Тем не менее опыт в создании современного боевого судна оказался очень полезным.
«Хасидатэ»
Неудача с реализацией экстравагантных идей Бертэна не осталась незамеченной внимательными японцами еще за три года до катастрофы с «Мацусимой». В 1892 году было принято решение более не пользоваться услугами французов. Министры микадо быстро переадресовались назад, к главным конкурентам — британцам. И весьма удачно как раз в 1890-е годы началось стремительное восхождение по пирамиде славы фирмы Армстронга и его конструкторов. Собственно, именно они во многом создали современный японский флот. Мы уже говорили об эльсвикском «Есино», вооруженном исключительно скорострелками и развивавшим 23 узла, который сделал так много для победы над китайцами при Ялу. Он под флагом адмирала Цубоя возглавил «летучую эскадру», состоявшую из наиболее быстроходных крейсеров, атаковавшую противника с фланга и окончательно развалившую его строй.
«Акицусима»
В состав «летучей эскадры» вошли самые быстроходные и современные крейсера, помимо «Есино», еще эльсвикские же «Нанива» и «Такатихо», а также первый современный продукт японской постройки — «Акицусима». Он сильно напоминал уменьшенный вариант американского «эльсвикца» — «Балтимора» (что неудивительно, поскольку оба проекта составлял главный конструктор Армстронга Уильям Уайт) и строился из материалов, привезенных из Британии.
Первыми крейсерами полностью японской постройки стала пара «Сума» и «Акаси».
Отечественным наконец-то было практически все, начиная от проекта и кончая материалами, механизмами и оборудованием Исключением оставалась артиллерия чтобы не плодить лишние типы орудий и снарядов, их оставили английскими, производства все того же Армстронга.
Британское влияние, пусть и косвенно, оставалось еще очень сильным оба корабля во многом напоминали «Акицусиму» по компоновке и характеристикам. Некоторым шагом вперед стало введение паровых машин тройного расширения с вертикальным расположением цилиндров, однако котлы явно «тянули назад» локомотивный тип к тому времени уже практически полностью исчез со всех более или менее крупных боевых судов. Они стали настоящей головной болью механиков и не позволили развить контрактную скорость, и так вполне скромную на фоне быстроходных «элсвиков». Не сразу все удалось и с такими качествами, как мореходность Вошедший в строй первым «Сума» оказался недостаточно остойчивым и сильно заливался волнами, поэтому достройку «Акаси» задержали, изменив конструкцию корпуса, ставшего гладкопалубным . Впоследствии на обоих крейсерах заменили архаичные паровозные котлы на современные водотрубные, но в русско-японскую войну этим кораблям пришлось немало пострадать в походах, пытаясь поддерживать что-то похожее на полный ход.
«Такасаго»
Строились отечественные крейсера пока все еще слишком долго, от четырех до пяти лет. С такими темпами при наличии всего двух верфей, способных выпускать относительно крупные корабли, японский флот безнадежно отставал бы от своих амбициозных планов. Поэтому поиски за границей продолжались И не без успеха в 1898 году Армстронг поставил очередной прекрасный крейсер. При водоизмещении чуть менее 4200 т «Такасаго» имел очень мощное вооружение, включавшее пару 203-мм, десять 120-мм и двенадцать 76-мм скорострельных орудий. При этом у корабля была прекрасная защита, которая, по мнению его создателей, могла противостоять даже 8-дюймовым снарядам. Так, толщина скоса палубы в центральной части достигала 114 мм. Кроме того, корпус имел большое количество водонепроницаемых отсеков, число которых перевалило за сотню. Еще пара практически полностью аналогичных единиц была заказана в Соединенных Штатах Америки фирмам Крампа и «Юнион Айрон Уоркс».
Поскольку в то время заокеанская технология еще отставала от возможностей эльсвикских «кудесников», «Касаги» и «Титосэ» имели несколько большие размеры и водоизмещение при тех же вооружении и защите. Следует заметить, что «англичанин» оказался и более быстроходным, достигая проектных 23,5 узла, тогда как «американцам» пришлось ограничиться 22,5. Основной недостаток этих очень мощных для своего размера боевых единиц вызывался именно их силой. Два с половиной десятка орудий, защищенных лишь небольшими щитами, располагались на палубе столь тесно, что любой снаряд, разорвавшийся там, мог произвести полное опустошение среди расчетов. С восьмидюймовками возникли вполне понятные проблемы.
Тяжелый 113-килограммовый снаряд было бы сложно удержать на отнюдь не широкой качающейся палубе даже здоровенному гренадеру, а тем более — совсем не богатырского сложения японским морякам. Поэтому конструкторы постарались максимально помочь прислуге, снабдив установку и подачу электромоторами. Доставляемые элеватором из погребов боезапаса снаряды выкладывались на специальную тележку, которая ездила по рельсам, проложенным на палубе позади орудия. Затолкнуть снаряд с такой тележки в казенную часть пушки было, конечно же, намного проще, но все это «железнодорожное хозяйство» оставалось сильно уязвимым для неприятельских попаданий, в том числе осколочных.
Понятно, что столь основательно нагруженные корабли обладали весьма умеренными мореходными качествами.
Тем не менее эта троица вместе с испытанным и столь же быстроходным «Есино» в русско-японскую войну составила 3-й отряд крейсеров, очень активно использовавшийся для разведки и наведения на противника своих главных сил. Они доставляли немало неприятных минут нашим морякам, прозвавшим их за настырность «собачками». Впрочем, одна из «дворняжек» не дожила до Цусимы «Такасаго» подорвался на мине в декабре 1904 года.
Надо отметить, что эти сильные корабли строились удивительно быстро «Такасаго» вошел в строй ровно через два года после закладки, а его американские «двоюродные братья» —даже еще быстрее.
Но и японцы не стояли на месте Следующая пара отечественных крейсеров, «Цусима» и «Ниитака», стала куда более удачной, чем многострадальные «Сума» и «Акаси». За счет увеличения водоизмещения примерно на 700 т они получили единое вооружение из шести 6-дюймовок, дополненных десятком 76-миллиметровок Корабли получились вполне мореходными и обладали завидной остойчивостью Конечно, их 20-узловая скорость несколько терялась на фоне зарубежных рекордов, но ее удалось развивать без особых проблем. Снизилось и время постройки главной верфи страны в Екосука удалось ввести в строй «Ниитаку» через два года и 20 дней после закладки, практически догнав ведущие фирмы главных морских держав. Интересно, что оба имели капризные котлы пресловутого типа Никлоса, обычно сильно охаиваемые нашими специалистами и историками (в основном на примере «Варяга»), но на протяжении всей карьеры японские моряки особых проблем с ними не испытывали.
А вот следующий крейсер отечественной постройки, «Отова», стал первым, у которого были еще и котлы отечественной марки. Немудряще названные «Канпон» (то есть «военно-морские», или «флотские»), они имели более высокие параметры пара, чем подавляющее большинство западных моделей (включая те же изделия Никлоса) и оказались весьма неприхотливыми и надежными в работе. Несколько меньшие по сравнению с предшественниками размеры кораблей заставили вернуться к смешанному вооружению из 6-и 4,7-дюймовок по типу «Акаси», но скорость удалось увеличить до 21 узла.
Все японские бронепалубные крейсера, как быстроходные «собачки», так и менее скоростные единицы, сошедшие со стапелей в Курэ и Екосуке, активно использовались в русско-японскую войну. Они оказались буквально прислугой на все руки, неся дозоры у Порт-Артура и осуществляя тактическую разведку и поиск в сражениях. Надо сказать, что командование опасалось более крупных и превосходивших по вооружению (всех, кроме «собачек») русских «6-тысячников» и предпочитало держать свои легкие крейсера на солидном расстоянии и от них, и тем более от наших броненосцев. Однако «мелочь» приняла весьма активное участие в поисках и добивании разгромленной 2-й Тихоокеанской эскадры, пользуясь своим численным превосходством.
Так, «Отова» и «Ниитака» без проблем догнали поврежденную «Светлану» и утопили ее после полуторачасового боя . Но этот непосредственный боевой успех являлся скорее исключением . Та же пара плюс отряд адмирала Уриу («Нанива», «Такатихо», «Акаси» и «Цусима») вшестером не смогли справиться со старым броненосным крейсером «Дмитрий Донской», хотя и сильно повредили его. Не всегда хватало и скорости, поскольку активная служба основательно «подсадила» машины и котлы практически всех единиц, немногие из которых к Цусимскому сражению могли развить более 18 узлов. Так, «Титосэ и «Акицусима» были не в состоянии догнать «Изумруд», прорвавшийся через кольцо неприятеля при сдаче остатков эскадры. Тем не менее деятельность японских малых крейсеров следует признать и полезной, и успешной.
Свидетельством тому является тот факт, что до Владивостока добрались только четыре русских легких корабля.
После завершения войны с Россией и без того весьма пестрый по составу японский крейсерский флот обогатился еще и трофеями. В результате к 1907 году создалась уникальная ситуация. Во флоте микадо теперь имелись крейсера производства буквально всех основных морских стран Англии, Франции, США, Германии, России и Италии. Невообразимая смесь систем механизмов и вооружения, различные кораблестроительные принципы и приемы. Однако именно опыт их эксплуатации открыл для японских конструкторов недоступную для инженеров других держав возможность выбрать наилучшее. И этот опыт вскоре воплотился в оригинальные и сильные корабли.
В еще недавно полностью закрытую от остального мира страну прибыло несколько английских инструкторов, приступивших к подготовке моряков и передаче современных технологий. Однако японцы были весьма осторожны, и британцы действовали в рамках многочисленных ограничений. Но за отведенные им годы англичане успели сделать немало полезного. Помимо организации флота и обучения кадров, они наладили закупку боевых кораблей.
корвет «Цукуба»
Правда, для него начало не выглядело вдохновляющим в число первых приобретений попал, например, корвет «Цукуба» водоизмещением около 1900 т, построенный почти 20 лет назад в британской колонии — Бирме и затем модернизированный в метрополии «Старикан» (который язык не поворачивается назвать крейсером) развивал под парами не более 10 узлов. Однако японцы относились к этой древности, как и ко всем своим боевым судам, с большой заботой и любовью. На нем два раза меняли артиллерию и, по некоторым сведениям, в 1892 году «Цукуба» даже получил четыре 152-мм скорострельных орудия. В окончательную отставку ветеран вышел уже после русско-японской войны. Не блистал достоинствами и закупленный во Франции 1400-тонный корвет «Асама».
корвет «Асама»
Однако британские специалисты отнюдь не ограничились этими морально устаревшими кораблями. На верфях Англии были созданы уже вполне современные броненосные единицы фрегат «Фусо» (по сути своей — небольшой броненосец) и корветы «Хиэй» и «Конго» Проект последних разработал сам Эдвард Рид — главный конструктор Адмиралтейства. При водоизмещении в 2200 т они могли развивать 14 узлов и имели железный пояс толщиной до 114 мм «Хиэй» успел еще активно поучаствовать в японо-китайской войне и получить свою долю неприятельских снарядов в бою в устье реки Ялу.
фрегат «Фусо»
Решив вполне разумно «не складывать все яйца в одну корзину», Военное министерство резко сменило главного поставщика идей и кораблей Выбор при этом пал на главного соперника Британии. К началу 1880-х годов на Дальний Восток начали прибывать французские металлурги и инженеры. Им удалось довершить работу предшественников и наладить постройку крейсеров на японских верфях. Вполне закономерно, что поначалу все шло не слишком гладко Деревянные корветы «Каймон» и «Тэнрю» водоизмещением всего около 1500 т строились мучительно долго около семи лет каждый, войдя в строй только в 1885 — 1886 годах. Однако получились они вполне удачными и дослужили до русско-японской войны, во время которой в июле 1904 года «Каймон» подорвался на мине в заливе Талиенван и погиб, а «Тэнрю», благополучно переживший ее, исключили из списков вскоре по завершении военных действий.
корвет «Касуга»
Удачный проект модернизировали, и на освободившихся стапелях в Екосуке заложили следующие корветы — «Мусаси» и «Кацураги». Еще один корвет этого же типа, «Ямато», строился на второй государственной верфи в Кобэ Корабли имели композитный набор со стальными шпангоутами и деревянной обшивкой и несли полное парусное вооружение, снятое на рубеже веков, в 1900 году. Ускорилась и постройка, хотя пятилетний срок для довольно немудреных единиц все еще оставался непреодолимым.
Практичные «деревяшки» вполне подходили для учебы, но для серьезной войны требовались корабли более крупные и с мощным вооружением. Японцы хотели получить максимально сильный и одновременно дешевый современный крейсер, и французские инженеры, обычно весьма зорко следившие за такой характеристикой, как остойчивость, дали «слабину». Построенный в Гавре «Уэнби» обладал всеми внешними приметами типичных «француов», таких, как «Сфакс», «Сесиль» или «Таж», имел довольно толстую броневую палубу и хорошую скорость. Однако в стремлении максимально удовлетворить заказчика конструкторы переборщили с артиллерией, состоявшей из четырех тяжелых 240-мм крупповских орудий, не считая 150-миллиметровок и прочей «мелочи». В результате перегруженный крейсер под всеми парусами опасно кренился и не хотел возвращаться на ровный киль. В таком состоянии он вышел из Гавра в долгое путешествие на Дальний Восток. Но туда так и не прибыл, бесследно пропав где-то между Сингапуром и Тайванем в октябре 1887 года.
За первым громким «проколом» последовали дальнейшие, пусть не такие серьезные и совсем другого плана. Переориентация на Францию привела в Японию идеи «молодой школы», оказавшиеся вполне соответствующими боевому духу самураев. Небольшие суденышки, атакующие бронированных гигантов, помимо хорошей возможности проявить доблесть воинов, являлись еще и недорогими, как раз по карману стремительно развивающейся державе, у которой было слишком много желаний и потребностей.
Корвет «Мацусима»
Для воплощения новых идей из Европы прибыла «тяжелая артиллерия» известный французский кораблестроитель Эмиль Бертэн заключил трехлетний контракт на пребывание в Японии. Он предложил сверхоригинальный проект тройки крейсеров, вооруженных самыми тяжелыми орудиями и предназначенных в качестве ответа для борьбы даже с крупными броненосцами, — заказанными для наиболее сильной Северной эскадры китайского флота «Мацусима», «Хасидатэ» и «Ицукусима» получили обозначение типа «сан-кэйкан» — «корабли-пейзажи», поскольку каждая единица несла имя одного из трех самых известных в Японии видов — залив Мацусима в префектуре Мияги, песчаная отмель Амано Хасидатэ в заливе Миядзу префектуры Киото и остров Икуцусима в заливе Хиросима.
Они и задумывались для действия в качестве единого отряда, образуя как бы один «составной линкор», в котором «Хасидате» и «Ицукусима» являлись «носовыми башнями», а «Мацусима»— «кормовой». Соответственно, главное орудие, одна из наиболее мощных в то время в мире 320-мм пушка Канэ, располагалось на первой паре в носу, а на «замыкающем» — в корме. Помимо расположенного в легко бронированном барбете орудия-монстра, каждый из крейсеров нес солидную батарею из 120-мм скорострельных орудий, только что «введенных в обиход». Скорострелки располагались в большой батарее в центре корпуса, стреляя через порты в обоих бортах на манер старинных фрегатов. Именно они на деле и являлись основным оружием «санкейканов» Но небольшой размер корабля не позволял обеспечить их защитой, а потому они были очень уязвимыми.
Поэтому ни странноватую бертэновскую задумку, ни ее реализацию удачными назвать никак нельзя «Мацусимам» не удалось развить и так не спринтерской 16,5-узловой проектной скорости, их котлы постоянно текли и отказывали. Однако главным недостатком являлись их чудовищные 320-миллиметровки, для установки которых пришлось пожертвовать слишком многим. Сами же огромные орудия на столь небольших кораблях оказались практически бесполезными 65-тонный длинный ствол при наводке прямо на борт заметно кренил корпус, создавая дополнительные трудности для стрельбы, причем не только своей, но и куда более действенных скорострелок. В результате даже при спокойном состоянии моря из «монстра» удавалось сделать не более четырех выстрелов в час.
Все недостатки проекта полностью проявились в бою. Сильные неприятности ждали тип «санкэйкан» в сражении с китайцами в устье реки Ялу. Там за четыре часа битвы 320-миллиметровки дали 14 выстрелов на всю троицу, но в отличие от более поздних сражений, когда «мацусимы» благоразумно держались за пределами эффективного ответного огня, им пришлось испытать воздействие неприятельских снарядов. И тут проявились все недостатки тесной и ничем не защищенной 120-мм батареи Один из немногих попавших снарядов с китайских броненосцев взорвался среди боеприпасов на «Мацусиме», вызвав сильный пожар, в котором пострадало почти 100 человек — около трети команды, причем половина из них погибла.
Без сомнения, это попадание стало наиболее удачным во всей войне и показало крайнюю уязвимость «псевдолинкора». В русско-японскую войну «пейзажная троица» участвовала в обоих главных сражениях, но, ни в Желтом море, ни при Цусиме не добилась, ни единого попадания, выпустив на всех менее двух десятков снарядов. В общем, главной пользой от «пейзажей», пожалуй, стал сам процесс «сборки» «Хасидатэ» на верфи в Екосуке (Две другие единицы строились во Франции). Именно «сборки», поскольку практически все механизмы, оборудование, материалы и чертежи в Японию поступали из Европы, а работами руководили французские инженеры. Оборудования и умения пока явно не хватало, и постройка «Хасидатэ» заняла вдвое больше времени. Он вошел в строй на три года позже «сестричек» Тем не менее опыт в создании современного боевого судна оказался очень полезным.
«Хасидатэ»
Неудача с реализацией экстравагантных идей Бертэна не осталась незамеченной внимательными японцами еще за три года до катастрофы с «Мацусимой». В 1892 году было принято решение более не пользоваться услугами французов. Министры микадо быстро переадресовались назад, к главным конкурентам — британцам. И весьма удачно как раз в 1890-е годы началось стремительное восхождение по пирамиде славы фирмы Армстронга и его конструкторов. Собственно, именно они во многом создали современный японский флот. Мы уже говорили об эльсвикском «Есино», вооруженном исключительно скорострелками и развивавшим 23 узла, который сделал так много для победы над китайцами при Ялу. Он под флагом адмирала Цубоя возглавил «летучую эскадру», состоявшую из наиболее быстроходных крейсеров, атаковавшую противника с фланга и окончательно развалившую его строй.
«Акицусима»
В состав «летучей эскадры» вошли самые быстроходные и современные крейсера, помимо «Есино», еще эльсвикские же «Нанива» и «Такатихо», а также первый современный продукт японской постройки — «Акицусима». Он сильно напоминал уменьшенный вариант американского «эльсвикца» — «Балтимора» (что неудивительно, поскольку оба проекта составлял главный конструктор Армстронга Уильям Уайт) и строился из материалов, привезенных из Британии.
Первыми крейсерами полностью японской постройки стала пара «Сума» и «Акаси».
Отечественным наконец-то было практически все, начиная от проекта и кончая материалами, механизмами и оборудованием Исключением оставалась артиллерия чтобы не плодить лишние типы орудий и снарядов, их оставили английскими, производства все того же Армстронга.
Британское влияние, пусть и косвенно, оставалось еще очень сильным оба корабля во многом напоминали «Акицусиму» по компоновке и характеристикам. Некоторым шагом вперед стало введение паровых машин тройного расширения с вертикальным расположением цилиндров, однако котлы явно «тянули назад» локомотивный тип к тому времени уже практически полностью исчез со всех более или менее крупных боевых судов. Они стали настоящей головной болью механиков и не позволили развить контрактную скорость, и так вполне скромную на фоне быстроходных «элсвиков». Не сразу все удалось и с такими качествами, как мореходность Вошедший в строй первым «Сума» оказался недостаточно остойчивым и сильно заливался волнами, поэтому достройку «Акаси» задержали, изменив конструкцию корпуса, ставшего гладкопалубным . Впоследствии на обоих крейсерах заменили архаичные паровозные котлы на современные водотрубные, но в русско-японскую войну этим кораблям пришлось немало пострадать в походах, пытаясь поддерживать что-то похожее на полный ход.
«Такасаго»
Строились отечественные крейсера пока все еще слишком долго, от четырех до пяти лет. С такими темпами при наличии всего двух верфей, способных выпускать относительно крупные корабли, японский флот безнадежно отставал бы от своих амбициозных планов. Поэтому поиски за границей продолжались И не без успеха в 1898 году Армстронг поставил очередной прекрасный крейсер. При водоизмещении чуть менее 4200 т «Такасаго» имел очень мощное вооружение, включавшее пару 203-мм, десять 120-мм и двенадцать 76-мм скорострельных орудий. При этом у корабля была прекрасная защита, которая, по мнению его создателей, могла противостоять даже 8-дюймовым снарядам. Так, толщина скоса палубы в центральной части достигала 114 мм. Кроме того, корпус имел большое количество водонепроницаемых отсеков, число которых перевалило за сотню. Еще пара практически полностью аналогичных единиц была заказана в Соединенных Штатах Америки фирмам Крампа и «Юнион Айрон Уоркс».
Поскольку в то время заокеанская технология еще отставала от возможностей эльсвикских «кудесников», «Касаги» и «Титосэ» имели несколько большие размеры и водоизмещение при тех же вооружении и защите. Следует заметить, что «англичанин» оказался и более быстроходным, достигая проектных 23,5 узла, тогда как «американцам» пришлось ограничиться 22,5. Основной недостаток этих очень мощных для своего размера боевых единиц вызывался именно их силой. Два с половиной десятка орудий, защищенных лишь небольшими щитами, располагались на палубе столь тесно, что любой снаряд, разорвавшийся там, мог произвести полное опустошение среди расчетов. С восьмидюймовками возникли вполне понятные проблемы.
Тяжелый 113-килограммовый снаряд было бы сложно удержать на отнюдь не широкой качающейся палубе даже здоровенному гренадеру, а тем более — совсем не богатырского сложения японским морякам. Поэтому конструкторы постарались максимально помочь прислуге, снабдив установку и подачу электромоторами. Доставляемые элеватором из погребов боезапаса снаряды выкладывались на специальную тележку, которая ездила по рельсам, проложенным на палубе позади орудия. Затолкнуть снаряд с такой тележки в казенную часть пушки было, конечно же, намного проще, но все это «железнодорожное хозяйство» оставалось сильно уязвимым для неприятельских попаданий, в том числе осколочных.
Понятно, что столь основательно нагруженные корабли обладали весьма умеренными мореходными качествами.
Тем не менее эта троица вместе с испытанным и столь же быстроходным «Есино» в русско-японскую войну составила 3-й отряд крейсеров, очень активно использовавшийся для разведки и наведения на противника своих главных сил. Они доставляли немало неприятных минут нашим морякам, прозвавшим их за настырность «собачками». Впрочем, одна из «дворняжек» не дожила до Цусимы «Такасаго» подорвался на мине в декабре 1904 года.
Надо отметить, что эти сильные корабли строились удивительно быстро «Такасаго» вошел в строй ровно через два года после закладки, а его американские «двоюродные братья» —даже еще быстрее.
Но и японцы не стояли на месте Следующая пара отечественных крейсеров, «Цусима» и «Ниитака», стала куда более удачной, чем многострадальные «Сума» и «Акаси». За счет увеличения водоизмещения примерно на 700 т они получили единое вооружение из шести 6-дюймовок, дополненных десятком 76-миллиметровок Корабли получились вполне мореходными и обладали завидной остойчивостью Конечно, их 20-узловая скорость несколько терялась на фоне зарубежных рекордов, но ее удалось развивать без особых проблем. Снизилось и время постройки главной верфи страны в Екосука удалось ввести в строй «Ниитаку» через два года и 20 дней после закладки, практически догнав ведущие фирмы главных морских держав. Интересно, что оба имели капризные котлы пресловутого типа Никлоса, обычно сильно охаиваемые нашими специалистами и историками (в основном на примере «Варяга»), но на протяжении всей карьеры японские моряки особых проблем с ними не испытывали.
А вот следующий крейсер отечественной постройки, «Отова», стал первым, у которого были еще и котлы отечественной марки. Немудряще названные «Канпон» (то есть «военно-морские», или «флотские»), они имели более высокие параметры пара, чем подавляющее большинство западных моделей (включая те же изделия Никлоса) и оказались весьма неприхотливыми и надежными в работе. Несколько меньшие по сравнению с предшественниками размеры кораблей заставили вернуться к смешанному вооружению из 6-и 4,7-дюймовок по типу «Акаси», но скорость удалось увеличить до 21 узла.
Все японские бронепалубные крейсера, как быстроходные «собачки», так и менее скоростные единицы, сошедшие со стапелей в Курэ и Екосуке, активно использовались в русско-японскую войну. Они оказались буквально прислугой на все руки, неся дозоры у Порт-Артура и осуществляя тактическую разведку и поиск в сражениях. Надо сказать, что командование опасалось более крупных и превосходивших по вооружению (всех, кроме «собачек») русских «6-тысячников» и предпочитало держать свои легкие крейсера на солидном расстоянии и от них, и тем более от наших броненосцев. Однако «мелочь» приняла весьма активное участие в поисках и добивании разгромленной 2-й Тихоокеанской эскадры, пользуясь своим численным превосходством.
Так, «Отова» и «Ниитака» без проблем догнали поврежденную «Светлану» и утопили ее после полуторачасового боя . Но этот непосредственный боевой успех являлся скорее исключением . Та же пара плюс отряд адмирала Уриу («Нанива», «Такатихо», «Акаси» и «Цусима») вшестером не смогли справиться со старым броненосным крейсером «Дмитрий Донской», хотя и сильно повредили его. Не всегда хватало и скорости, поскольку активная служба основательно «подсадила» машины и котлы практически всех единиц, немногие из которых к Цусимскому сражению могли развить более 18 узлов. Так, «Титосэ и «Акицусима» были не в состоянии догнать «Изумруд», прорвавшийся через кольцо неприятеля при сдаче остатков эскадры. Тем не менее деятельность японских малых крейсеров следует признать и полезной, и успешной.
Свидетельством тому является тот факт, что до Владивостока добрались только четыре русских легких корабля.
После завершения войны с Россией и без того весьма пестрый по составу японский крейсерский флот обогатился еще и трофеями. В результате к 1907 году создалась уникальная ситуация. Во флоте микадо теперь имелись крейсера производства буквально всех основных морских стран Англии, Франции, США, Германии, России и Италии. Невообразимая смесь систем механизмов и вооружения, различные кораблестроительные принципы и приемы. Однако именно опыт их эксплуатации открыл для японских конструкторов недоступную для инженеров других держав возможность выбрать наилучшее. И этот опыт вскоре воплотился в оригинальные и сильные корабли.
Автор В.КОФМАН
© 2010-2012 Военное обозрение
Свежие комментарии