Американцы ищут альтернативные источники в Европе, но не всё так просто
В конце 2024 года Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США. «Речь идет о вывозе обогащенного урана в США или по внешнеторговым договорам, заключенным с лицами, зарегистрированными в юрисдикции США. Исключение составляют поставки по разовым лицензиям, выданным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю», – говорится в сообщении пресс-службы правительства РФ.
Решение принято по указанию Президента России В. Путина в ответ на ограничения на поставки российской урановой продукции, введенные США на 2024-2027 годы и запрет на импорт с 2028 года. Уходящий президент США Д. Байден подписал соответствующее распоряжение о запрете импорта российского урана в США весной этого года.
Объемы в деньгах относительно небольшие – около 1 миллиарда долларов в год, да и запрет не абсолютный – разрешено выдавать разовые лицензии на импорт в случае отсутствия других источников до 2028 года. Тем не менее, с точки зрения уходящей американской администрации, это должно поспособствовать сжатию российского экспорта, причем экспорта высокотехнологичного: даже низкообогащенный уран – это не нефть или зерно «внавал», а хоть какая-то добавленная стоимость.
До недавнего времени Россия являлась крупнейшим поставщиком обогащенного урана в США, обеспечивая 27% поставок на коммерческие реакторы в 2023 году, по данным Управления энергетической информации США. Импорт российского урана в США, как уже было сказано, оценивался примерно в $1 миллиард ежегодно.
Спрос на уран и его добыча по странам мира. Первая карта показывает спрос на уран для ядерных реакторов в 2023 году, объёмы указаны в тоннах. США, Китай и Франция отвечали за 58% мирового спроса на уран. На второй инфографике — крупнейшие страны мира по добыче урана в 2022 году: Казахстан, Канада, Намибия и Австралия в том году добыли более 70% мирового урана
Кроме того, если США не смогут заместить обогащенный уран из России, то попадут в зависимость от Евросоюза. Производством обогащенного урана Штаты не занимаются, а замещать экспорт из России чем-то нужно. Единственные дружественные американцам поставщики – это две компании из Европы.
Казалось бы, США пытаются активно воевать против экономики ЕС посредством своих марионеток на Украине. А тут вдруг дают европейцам против себя такой козырь. С чего бы это?
Дело не только в позиции России и том, что «урана много не бывает». США и главная урановая держава ЕС Франция боятся соответствующей «связки» Ирана с Африкой и той выгоды, которую она несет России.
Вашингтон и Париж сильно занервничали в этом вопросе весной 2024 года, хотя до сих пор доподлинно неизвестно, действительно ли Нигер согласился продавать уран Ирану за поставки ракет и БПЛА, а также приложила ли Москва руку к этой сделке. Тем не менее США и ЕС всерьез усмотрели в новом «сопряжении интересов» нанесение очередного удара по неоколониальным амбициям Запада в Африке, а затем и прочих регионах планеты.
Благодаря данным, озвученным Africa Intelligence и «подтверждённым» французской Le Monde, в первой половине 2024 года стало известно, что Тегеран ведет переговоры с «военной хунтой Нигера» о приобретении 300 тонн уранового концентрата (почти столько же производится в самом Иране) общей стоимостью 56 млн долларов. Некоторые медиа утверждали, что сделка уже состоялась. Несмотря на ее незначительный эквивалент в денежном выражении, она сразу же у Парижа и Вашингтона вызвала серьезное беспокойство.
В результате уже более полугода руководство Нигера именуется в западных СМИ не иначе как «хунтой» – ведь оно пришло к власти в этой фактической колонии Франции, где к тому же размещена военная база США, в результате государственного переворота якобы благосклонно воспринятого в Москве. Как следствие, французские войска из Нигера выперли сразу же, как того заслуживают колонизаторы, а американцев попросили на выход чуть вежливее.
По информации The Wall Street Journal, причиной, по которой Нигер разорвал военное соглашение с США могло стать именно обвинение властями США руководство Нигера в подготовке предоставления Ирану доступа к месторождениям урана, после того как в феврале переговоры Ирана и Нигера «глубоко продвинулись», и стороны подписали предварительное соглашение. В середине марта в Нигер прибыла делегация США, в которую входили помощник госсекретаря по вопросам Африки Молл Фи и глава Африканского командования Вооруженных сил США Майкл Лэнгли, сразу же выразившие обеспокоенность в связи с сотрудничеством Нигера и Ирана по вопросу добычи урана.
В ответ 17 марта правительство Нигера расторгло соглашение о т. н. антитеррористический альянсе и военном сотрудничестве с США. Вывод американских войск из Нигера уже начался, ну и параллельно в этой богатой ураном африканской стране, появились военные из России. Анализируя «мастерский удар России по США посредством нигерийского урана», издание Forbes сделало следующие выводы.
Государственный переворот, произошедший 26 июля 2023 года в Нигере, крупном экспортере урана наряду с Намибией, имеет последствия далеко за пределами Западной Африки. В ожидании дальнейшего развития событий в изменчивой и все еще нестабильной ситуации, в которой Россия играет ключевую роль, США и гражданская атомная промышленность Европы затаили дыхание.
Нигер — ключевая страна региона и партнер США и ЕС в борьбе с терроризмом в Сахеле, является одним из основных стратегических объектов политики влияния России. Здесь находился постоянный секретариат Сахельской «группы пяти» [Нигер, Мавритания, Буркина-Фасо, Мали, Чад — прим.], располагались база США и военный контингент Франции.
Нанеся удар по одному из главных поставщиков урана во Францию, Россия усиливает почти полную энергетическую зависимость Европы (ядерную, нефтяную и газовую) от соседа на востоке, поэтому свержение президента Базума и решительно пророссийская ориентация новой власти, являются заметным стратегическим провалом для Франции, ЕС и США.
Несмотря на оптимистичные заявления, что Франция располагает запасами топлива на несколько лет вперед (если учесть уран из демонтированного ядерного оружия и переработанного топлива), дальнейшая деятельность ее уранового гиганта Orano не гарантирована, поскольку ему придется противостоять антифранцузским настроениям новых властей Нигера.
Хотя на долю Нигера сейчас приходится всего 15% поставок во Францию, он является источником 25% урана для ЕС. Кроме того, хотя Orano диверсифицировал источники поставок (из Казахстана и Узбекистана), эти альтернативные пути могут обеспечить лишь иллюзорную независимость от России.
Потеря части импорта скажется на способности Франции обслуживать своих клиентов, некоторые из которых, в частности США, уже сильно зависят от России. Эта ситуация, похоже, парализует реакцию Франции на государственные перевороты, сотрясающие Западную Африку, и объясняет отсутствие твердости Парижа в отношении действий Кремля в Африке и вокруг Украины.
Таким образом, по мнению экспертов Forbes, проблема нигерийского урана проливает свет на современную геополитическую сцену и высвечивает контуры «российско-западного фронта, который простирается далеко за пределы Украины». Перед Россией стоит задача разорвать стратегическое окружение «цветных революций» на бывшем советском пространстве посредством контрокружения, позволяющего ей контролировать европейские поставки энергоносителей и морские торговые пути от Черного моря до Суэцкого канала.
Что же касается уходящей команды Байдена, то она отказалась от русского урана и теперь пытается найти замену у своих европейских конкурентов именно сейчас, не просто так. Ни для кого в мире не является секретом, насколько США зависят от российского урана. Простой пример: если в позапрошлом (2022 г.) году Россия поставила США почти четверть обогащенного урана, используемого для 94 тамошних реакторов (инфографика выше), то в прошлом (2023 г.) этот показатель уже перевалил 27% и продолжил рост вплоть до того момента, когда в этом (2024) году проигравшие выборы «демократы» решили подложить большую «урановую свинью» команде новоизбранного президента США Д. Трампа.
Свежие комментарии