
В предыдущей статье мы немного поговорили о «России, которую мы потеряли» и жилищных условиях подавляющего большинства населения Российской империи. В сегодняшней попробуем рассказать о том, как пытались решать «квартирный вопрос» в СССР, и о состоянии дел в современной России.
Послереволюционная Россия: политика «жилищного передела»
Итак, как мы помним, после Октябрьской революции рабочих стали расселять из бараков и ночлежных домов в квартиры аристократов и «буржуев». Эта практика получила название «жилищный передел». В первой статье было рассказано, в каких нечеловеческих условиях жили многие подданные Николая II. Теперь же у них появились пусть не собственные дома или квартиры, но отдельные комнаты. На представленной ниже фотографии 20-ых гг. прошлого века вы видите комнату в московской коммунальной квартире:

А это кухня советской коммунальной квартиры:

Более того, уже в 20-ые годы впервые в России начали строить не просто дома, а жилые кварталы с необходимой инфраструктурой (школа, универмаг, столовая, учреждения культуры и административные здания). Одним из первых таких микрорайонов стал жилой комплекс для рабочих ленинградского завода «Красный путиловец». Однако подавляющее большинство советских граждан жили в коммуналках, у них появлялись и подрастали дети – и эти новые жильцы не знали условий жизни в рабочих бараках и ночлежных домах. Да и соседи бывали разные. Иногда отношения между ними были очень хорошими. Георгий Милляр (актёр, прославившийся ролями Кощея Бессмертного и Бабы Яги), например, женился на своей соседке по коммунальной квартире. Но чаще люди «не сходились характерами», элементарно уставали друг от друга, вступали в конфликты. А с началом индустриализации «квартирный вопрос» резко обострился, что и нашло отражение в знаменитом романе Булгакова. Посмотрите, как стремительно увеличивалось население Москвы, причём поистине «взрывной» рост пришёлся как раз на 30-ые годы ХХ века – именно тогда, по выражению Булгакова, «квартирный вопрос» и «испортил» москвичей:

Строились новые заводы, а в Москве ещё и метро. Требовались рабочие руки, которые можно было взять лишь в деревне – тем более что механизация сельскохозяйственного труда уже позволяла это сделать. Это хорошо видно на следующем графике, где показана динамика численности населения Москвы и Рязанской области:

И, опять же, вновь приезжающие, как правило, поначалу были довольны условиями жизни в рабочих общежитиях – ведь дома они были ещё хуже.

Кухня общежития ленинградской бумагопрядильной фабрики им. С. Халтурина

Изба в селе Синявино, Ленинградская область, 1926 г.
Лишь в городе многие из бывших крестьян узнали, что такое постельное бельё, а питание в рабочих столовых, где подавались «первое, второе, третье», часто ещё и салат, поражало воображение – это были настоящие «перемены блюд», ранее доступные лишь верхушке общества. Ведь повсеместно в деревнях утром готовили только одно блюдо (кашу или щи) на весь день. О том, чтобы разогреть пищу не было и речи – дрова были дороги, а набрать нужное количество хвороста было нелегко – посмотрите, как устала эта женщина, которая явно прошла с вязанкой босиком несколько километров:

А летом топить печь было ещё и жарко. И потому в дореволюционной России даже многие дворяне и чиновники в городах питались в трактирах и ресторанах либо посылали слуг купить готовый обед или ужин. В 1892 году шведский механик Франц Вильгельм Линдквист изобрёл бесфитильную керосиновую горелку, которая получила название «примус». Она стала широко применяться для приготовления и разогревания пищи в домашних условиях, однако наладить её массовое производство в царской России так и не смогли. Это было сделано уже при советской власти – в 1922 году. Примус стал поистине «культовым» бытовым прибором, именно с ним связана ещё одна крылатая фраза романа «Мастер и Маргарита»:
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
И её продолжение о «древнем и неприкосновенном животном» коте.
А в 30-ые годы появились керогазы.

Примус «Рекорд-1»

Керогаз
Туалетные комнаты в советских «коммуналках» и общежитиях были общими, но – в квартирах или на этаже, а не на улице. В общем, основная масса новоприбывших была довольна, особенно в первое время. Но вот те, что обустроились в городе раньше, рассчитывали улучшить свои жилищные условия, и вновь приехавшие рассматривались ими как конкуренты. По одной из версий, именно тогда и появилось знаменитое слово «понаехали» в его отрицательном и презрительном смысле.
Кстати, посмотрите на карикатуру, которая как раз иллюстрирует хорошо знакомую Булгакову борьбу советских интеллигентов тех лет за всевозможные материальные блага:

В виде сороки представлена Цекубу (Центральная комиссия по улучшению быта), которая:
«Автомобилисту дала, танцовщице – дала, а пролетарскому поэту – не дала: ты мал, не дорос, обращайся в Наркомпрос».
Полноценно решать жилищные проблемы советским властям мешала сложная внешнеполитическая обстановка. Угроза вторжения и с запада, и с востока буквально витала в воздухе, дело шло к большой войне, и все это понимали. Огромные траты на создание целых отраслей промышленности и укрепление обороноспособности забирали практически все ресурсы страны. Сталин нисколько не преувеличивал, когда заявил на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности (4 февраля 1931 года):
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР».
К тому же приходилось тратить огромные средства на модернизацию (и даже создание с нуля) объектов городской инфраструктуры: вы ведь помните, что до революции канализации не было даже в столице империи – Петербурге.
Однако не стоит думать, что тяжело жилось тогда лишь гражданам СССР. «Благословенные» для наших либералов Соединённые Штаты Америки в то время переживали период Великой депрессии и уверенно шли к тому, чтобы стать страной Третьего мира – вроде Чили, Аргентины или Уругвая. Истинным спасителем США стал не Рузвельт, а Гитлер. Именно начало II мировой войны позволило США перезапустить свою экономику, а потом – подмять под себя ослабленные страны Европы, а также Японию. Но вот как жили американские граждане до того, как их принялся спасать немецкий фюрер:

Сельский дом в США, 30-ые гг.
Эта фотография сделана в период Великой депрессии в штате Миссури:

Вот так выглядела обстановка в некоторых американских домах в 1930-ые гг.:


Мать с двумя детьми в Оклахоме, 1936 г.:

Не слишком богатой выглядит и эта семья американского фермера:

Ферма Блэк-Ривер-Фоллс, штат Висконсин, 1937 г.
Кстати, в 2009 году Служба безопасности Украины организовала в Севастополе выставку с громким названием «Украинский Холокост». В качестве иллюстраций пресловутого «Голодомора» использовались и три фотографии, сделанные в США в период Великой депрессии в штатах Калифорния, Оклахома и Арканзас. Факт подлога потом вынужден был признать даже глава СБУ В. Наливайченко. Но мы немного отвлеклись.
Итак, проблема обеспечения советских граждан отдельным жильём к моменту начала II мировой войны так и не была решена. Тем не менее, в 1938-1941 гг. в России было введено в строй 15,5 миллионов квадратных метров жилья, тогда как в 1933-1937 гг. – всего 8,9 миллионов квадратных метров. Положительная динамика налицо. Всё обрушилось с началом Великой Отечественной войны. Более того, в ходе боевых действий были разрушены десятки тысяч посёлков и деревень, сотни городов – и не только жилой фонд, но и вся инфраструктура. Их восстановление заняло долгие годы, и идея массового строительства жилья, которая часто ставится в заслугу Хрущёву, вовсе не принадлежала этому малограмотному интригану. Просто Советский Союз, наконец, закончил восстановление разрушенного войной народного хозяйства и был готов приступить к решению «проклятого квартирного вопроса». И бурный рост жилищного строительства начинается уже с 1951 года. Хрущёв исказил и извратил идею массового доступного жилья, потребовав строить безликие пятиэтажки с маленькими квартирами, крошечными кухнями (4,5-5 кв. м) и совмещёнными санузлами. При Сталине действовали нормы, согласно которым на каждого члена семьи полагалось не менее 9 квадратных метров жилой площади и ещё 6 квадратных метров на семью. В Москве до войны «сталинки» обычно строили из красного кирпича, особое внимание обращая на отделку фасадов, после войны – из белого, более строгие. Высота потолков доходила до трёх метров.

«Сталинки» Ленинского проспекта, дома номер 30 и 37

«Сталинка» на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов, фото 1962 г.
Существовали весьма интересные проекты типовых домов, строительство которых, как потом выяснилось, обходилось лишь немного дороже, нежели возведение пресловутых «хрущёвок».
«Хрущёвки»
Но что же сделал Хрущёв? В 1956 году он потребовал уменьшить нормы квадратных метров на человека до 7, а семейную надбавку и вовсе отменил. Жилая площадь однокомнатных квартир теперь должна была составлять 16 кв. м, двухкомнатных – 22, трёхкомнатных – 30. Высота потолков – всего 2,5 метров: ходила шутка, что ванную комнату с уборной Хрущёв совместил, а пол с потолком – не успел. Зато была предусмотрена маленькая кладовка, которую доморощенные острословы называли «комнатой для тёщи».
31 июля 1957 года Хрущёв продавил решение о проектировании и строительстве домов только по новым нормам. По-настоящему массовое заселение жильцов в кирпичные «хрущёвские» дома началось лишь в 1960 году, а в «индустриальные», собираемые из панелей, изготовленных на домостроительных комбинатах – в 1962 году. Но посмотрите на график, который показывает, что максимальные значения жилищного строительства были достигнуты ещё до 1960 года:

Среднедушевой ввод жилья
При этом увеличилось количество домов и квартир, построенных за счёт граждан:

Строительство жилья в СССР и РФ
Количество людей, получивших новые квартиры, в период правления Хрущёва, опять-таки, достигло максимума в 1959 году – 5 824 000 человек. А затем оно снижалось с каждым годом, и в 1964 году новые квартиры получили всего 4 629 000 человек. Исключением стала показушная Москва, где строительство «хрущёвок» в эти годы действительно шло ударными темпами, но столицу новые районы отнюдь не украшали.

Москва. 20-ый квартал Новых Черемушек, 1960 г.
Посмотрите ещё раз на представленные выше графики и обратите внимание, что после отставки Хрущёва уже вовсю работали построенные по его инициативе домостроительные комбинаты, но количество сдаваемого жилья не увеличивалось до 1967 года. Лишь с 1970 года, когда вместо «хрущёвок» стали строить другие дома, число новосёлов снова стало ощутимо расти – и уже не в одной только Москве, но и по всему Союзу. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность Хрущёва не слишком улучшила ситуацию в «квартирном вопросе», а тенденция к интенсификации жилищного строительства оформилась без его участия. Темпы ввода в строй новых домов неуклонно росли ещё до начала работы ориентированных на производство «хрущёвок» домостроительных комбинатов. Зато были изуродованы новые кварталы советских городов, и огромные площади в них теперь занимают пятиэтажные панельные «хрущобы».
Жертвой Хрущёва стал и московский Калининский проспект, на котором появились ряды невыразительных бетонных многоэтажек.

Проспект Калинина, 1967 год. План строительства утверждён Хрущёвым 30 июля 1962 года
При взгляде на то, что получилось, у любого человека с более или менее развитым вкусом появляется нестерпимое желание снести это убожество и построить что-то достойное центра великого города. Недавно выяснилось, что я не одинок в своём мнении: 4 февраля 2025 года было принято решение снести пресловутый «дом-книжку». Сравнивая его с одной из сталинских высоток, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству В. Ефимов заявил:
«Есть здания своего времени, есть здания эпохи. Здания эпохи, условно говоря, становятся архитектурными памятниками, которые сохраняются, за которыми мы присматриваем, бережно к ним относимся, реставрируем. Возьмем здание напротив СЭВа – гостиницу «Украина». Это здание эпохи, которое, как мы понимаем, будет стоять годы, десятилетия, столетия».

Всё верно, сталинская высотка гостиницы «Украина» – произведение искусства, дом-книжка Нового Арбата – поделка ремесленников. Остаётся надеяться, что новое здание на его месте будет лучше прежнего (опять аллюзия романа Булгакова, что поделаешь). Жалко только, что не реконструируют всю эту улицу.
Очень большой ущерб репутации московского метро, как самого красивого в мире, нанесли и хрущёвские «сороконожки» – лишённые наземных павильонов унылые и однообразные станции с сорока колоннами, стены которых отделаны «туалетным» кафелем.

Вход на станцию метро Академическая, введена в строй в 1962 г.

Станция метро Академическая
Сэкономили, как видите, даже на станции с названием «Ленинский проспект»:

Некоторые из таких станций (например, ту же Академическую) сейчас пытаются «облагородить» сайдингом.
От Брежнева до Горбачёва
Строительство «хрущёвок» прекратилось в 1970-е гг. В 1969 году были, наконец, отменены хрущёвские нормы, и поставлена задача «повысить художественно-эстетический и эксплуатационный уровень жилья». Первые типовые «брежневки» были пятиэтажными, затем – девяти и двенадцатиэтажными.

Москва, жилые дома серии II-18
Более комфортными были кирпичные дома серии II-29:

По сравнению с «хрущёвками», высота потолков в «брежневках» увеличилась с 2,5 до 2,64-2,7 метров, площадь кухонь – с 5 до 6-7 кв м, а в некоторых, более поздних проектах – до 13,7 квадратных метров. В квартирах новых домов исчезли проходные и смежные комнаты. В подъездах появились лифты и мусоропроводы. Наиболее качественными и престижными считались кирпичные дома-башни серии II-67, однокомнатные квартиры в них и сейчас порой стоят дороже двухкомнатных в современных новостройках.

Дом серии II-67
Очень удачными считаются также панельные дома серии И-522А, которые начали возводиться с 1977 года, причём иногда в малоэтажном варианте.

Дом серии И-522А
Спальные районы всё равно часто получались однотипными, однако уровень комфорта в новых домах всё же был значительно выше. К тому же с 1964 по 1982 год было разработано более сотни серийных проектов жилых домов плюс их модификации, и встречались весьма удачные архитектурные решения, когда с учётом рельефа местности возводились вполне симпатичные микрорайоны домов разной этажности.
За время, которое пост генерального секретаря ЦК КПСС занимал Л. И. Брежнев (1964-1982 гг.), было построено более 2 млрд квадратных метров жилья. Квартиры в них получили около 164 миллионов человек при численности населения более 250 миллионов, то есть, 65,6 %. При этом надо отметить, что в 1913 году в городах проживали около 28 миллионов человек, а в 1991 году – 191,7 миллионов.
Пик жилищного строительства был достигнут в 1986-1987 гг., а затем, ещё до распада СССР, количество сданных в эксплуатацию жилых домов стало неуклонно уменьшаться.
«Квартирный вопрос» в постсоветской России
В «лихие 90-ые» отмечалось катастрофическое обрушение ввода в строй новых домов. «Дно» было достигнуто в 1998 году.

Зато значительно улучшились жилищные условия «новых русских» – бандитов, «олигархов» и стоявших на страже их интересов коррумпированных чиновников. И потому увеличивался средний метраж новых домов и квартир.

Число и размер построенных квартир

Начиная с 2001 года снова отмечается рост количества вводимых в строй домов и квартир, причём в большей степени – индивидуального жилья.

Динамика ввода в строй домов и квартир
О получении бесплатного жилья, разумеется, уже практически и не вспоминают, подавляющее большинство домов и квартир покупается либо строится на деньги, взятые в ипотеку.
30 января 2024 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила:
«Льготная ипотека, если приводит к росту цен на жилье, не повышает его доступность. Даже если ежемесячный платеж не вырос, общая долговая нагрузка заемщика все равно растет. Потому что мы видим, что средние сроки ипотечного кредита выросли с 18 лет в 2020 году до 25 лет».
При этом подавляющее количество новых домов и квартир возводится сейчас в Москве, Петербурге и других крупных городах. В провинции темпы жилищного строительства не впечатляют, кое-где даже отмечается спад. Пик жилищного строительства был достигнут в 2015 году, с того времени количество сданных домов снова стало уменьшаться.
При этом новые многоэтажные дома часто строятся буквально впритык друг к другу, а о таких дворах, как в «старой советской Москве», нынешние столичные новосёлы и не мечтают.

Дворовая территория в районе метро Академическая, фотография сделана автором
Разумеется, до решения «квартирного вопроса» далеко. Однако в связи с катастрофической демографической ситуацией мы порой видим очень интересную картину, когда у бабушек и дедушек со стороны отца и матери имеется всего один внук, от которых ему достаются две квартиры с перспективой получения третьей (от родителей) – и возможность, сдавая их, жить, как рантье, часто и за границей.
Свежие комментарии