На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ока Городовиков. Неграмотный друг Буденного, ставший советским генерал-полковником

Ока Городовиков. Неграмотный друг Буденного, ставший советским генерал-полковником
О. И. Городовиков на портрете А. Герасимова, 1936 г.


В предыдущей статье мы говорили о донском казаке Козьме Крючкове, который официозной прессой был «по ошибке» объявлен великим героем I мировой войны, во время Гражданской войны выбрал сторону белых, бесславно погиб в возрасте 29 лет и ныне практически забыт в нашей стране. А сегодняшняя статья будет посвящена другому донскому казаку – Оке Городовикову, который стал советским генерал-полковником, но также почти забыт и даже оклеветан авторами вроде В. Пикуля. Приведем для примера фантазии Валентина Саввича в его неоконченном романе «Барбаросса»:

«Ока Городовиков спросил Буденного:
– Семен, всех берут. Неужто и нас посадят?
Буденный утешил друга:
– Нас не коснется. Берут-то ведь только умных».

Как говорится, нет слов – одни «непарламентские» выражения.

Молодость героя статьи


Ока Городовиков был донским казаком калмыцкого происхождения. В то время это никого не удивляло, поскольку донской казак – это не национальность, а принадлежность к уникальному сословию воинов-земледельцев. Донские казаки коренным образом отличались от запорожцев: те считали зазорным заниматься любым трудом, жили военной добычей, которую полагалось тут же пропивать, и знаменитая Сечь подозрительно напоминала флибустьерскую Тортугу. Неудивительно, что она была ликвидирована Екатериной II, после чего наиболее адекватные запорожцы получили новые земли, став кубанскими казаками, а неисправимые отморозки предпочли службу турецкому султану.

Но вернемся на территорию Всевеликого войска Донского. Казачьи соединения были многонациональными, и в начале XX века донские полки на 9% состояли именно из калмыков степного Сальского «отдела» или округа. Это были бузавы – потомки калмыков, осевших на Дону еще во второй половине XVIII столетия. Поначалу все они занимались скотоводством, однако с середины XVIII века постепенно начинается переход к земледельческой деятельности.


В. Тимм. Донские калмыки. 1849 г.

Из калмыков был сформирован и Чугуевский казачий полк, защищавший Левобережную Украину от татарских набегов. В 1803 году он был расформирован, калмыки были переведены опять же на Дон. Крещеные калмыки-казаки, подчинявшиеся Оренбургскому Казачьему войску, в 1737 году были поселены на Волге, их городок в 1739 году получил название Ставрополь-на-Волге, а это, между прочим, современный Тольятти. Казаки-калмыки несли службу также под Царицыном и Астраханью и на Яике (Урале).

Ока Иванович Городовиков родился 1 октября 1879 года в хуторе Мокрая Ельмута (Пролетарский район современной Ростовской области). Его отец вначале носил имя Хаби Хардагин (на русский язык фамилия переводится как «чёрный годовик»), но при крещении был назван Иваном. Городовиковым герой статьи стал потому, что сильно выпивший писарь, не расслышав фамилию Хардагин, записал её на русский манер.

Семья будущего красного генерала была многодетной (6 мальчиков и девочек) и бедной. Отец работал табунщиком на конных заводах, и Ока уже с 8 лет стал пастухом. Он утверждает, что хозяин в то время давал ему одну лепешку на неделю и калмыцкий чай (с молоком, солью и маслом) три раза в день. Лишь иногда разрешалось взять кусочек мяса павшей овцы.

Однажды, как он вспоминал, на него напали орлы, которые разорвали полушубок и ранили в спину и голову. Однако благодаря службе пастухом Ока Городовиков стал великолепным наездником, правда, в начале «учебы» при падении с лошади по очереди сломал две ключицы. Известный писатель Всеволод Вишневский, имевший и царский Георгиевский крест, и советский орден Красной звезды, писал о нём:

«В чем отводил душу Ока Городовиков – джигитовал. Лихой был всадник. На полном карьере соскочить мог с коня и тут же вскочить, с коня свеситься, платок поднять. На полном ходу обернуться и мишень прострелить... Рубил страшно».

Люди, служившие под началом Городовикова, утверждали, что в бою он мог буквально напополам перерубить противника шашкой. Свои боевые навыки он сохранял вплоть до ухода с военной службы в 1947 году, то есть в возрасте 68 лет.

Другой лихой кавалерист, Семен Буденный (не казак, бедняк из иногородних), вспоминал:

«В бою Городовиков бывал не просто храбр, а поразительно отважен, но его отвага не имела ничего общего с ухарством. Геройские подвиги он совершал как нечто самое обыкновенное, рабочее, обыденное».


О. Городовиков, С. Буденный, Е. Горячев, И. Апанасенко

Когда герой статьи подрос, пошел работать на шахту. Никакого образования он, как вы понимаете, не получил, читать и писать научился уже во время Гражданской войны. И таким людям, как он, Будённый, Чапаев, Кочубей, другим пассионарным героям той эпохи, абсолютно не за что было благодарить «царя-батюшку» Николая II Кровавого.

Служба в царской армии




Молодой Ока Городовиков

В 1903 году 24-летний Ока Городовиков был призван в армию. Поскольку явиться казаку следовало со своим конём и оружием, ему пришлось заложить свой земельный пай на 6 лет.

Городовиков попал в учебную команду 9-го Донского казачьего полка, получил звание младшего урядника, исполнял обязанности командира отделения. Постепенно дослужился до звания старшего урядника. Служба проходила в Польше, где во время манёвров 1904 года он доставил пакет в штаб дивизии, передав его, согласно уставу, самому младшему офицеру из присутствующих – какому-то низкорослому и ничем не примечательному кавалерийскому полковнику. Это был император Николай II, который от щедрот своих одарил Городовика серебряным рублем.

В дальнейшем герой статьи получил несколько наград за победы в конных соревнованиях, а также знак «За отличную стрельбу». В 1907 году был уволен в запас. Работал разносчиком на ярмарке, почтовым извозчиком, охранником. В это время в харчевне он встретился с Буденным, который был отставным унтер-офицером одного из драгунских полков. Знакомство началось с «пикировки», поскольку Буденный не любил казаков, а Городовиков с презрением относился к драгунам. Однако до ссоры дело не дошло, наоборот, они стали друзьями на всю жизнь.


Знакомство Городовикова с Буденным, иллюстрация книги «В боях и походах»

Наконец, в 1910 году Городовиков получил место инструктора по подготовке казаков-призывников, которых обучал джигитовке, стрельбе и владению шашкой. Снова в армии герой статьи оказался в 1915 году. Он получил должность командира взвода 43-го Донского казачьего полка, был награжден Георгиевским крестом, но в 1916 году после тяжелого ранения переведён в тыловую 39-ю Донскую казачью сотню, охранявшую станцию и чугунолитейный завод в Сулине.

Красный командир


После Февральской революции Ока Городовиков и его старый знакомый Семён Будённый стали членами станичного ревкома, заседания которого проходили в доме будущего маршала. Кроме того, Городовиков стал командиром сформированного им калмыцкого полуэскадрона Красной Гвардии, затем возглавил Платовский партизанский отряд. В феврале 1918 г. в одном из боёв он попал в плен после того, как под ним была убита лошадь. Походный атаман Войска Донского П. Х. Попов приказал расстрелять Городовикова, однако накануне казни калмыки этого генерала не только освободили партизана, но и ушли вместе с ним.

В дальнейшем мы видим Городовикова уже в регулярной Рабоче-крестьянской Красной Армии. В ней он менее чем за год прошёл путь от командира взвода и эскадрона в полках Б. Думенко и С. Будённого до командира кавалерийской бригады, участвовавшей в знаменитой обороне Царицына. Затем возглавлял 4-ю кавалерийскую дивизию, с которой захватил Ростов-на-Дону. Несколько раз удивил всех захватом бронепоездов стремительными кавалерийскими атаками. И лишь в 1919 году вступил в РКП(б). С июля по август 1920 года Городовиков командовал 2-й Конной армией, которую сам и сформировал – всего за 15 дней: 4800 кавалеристов и 600 пехотинцев при 55 орудиях и 16 бронеавтомобилях. Одним из подчинённых Городовикова был будущий маршал К. С. Москаленко.

Воевать Городовикову пришлось против армий П. Краснова, А. Деникина и П. Врангеля, отрядов Нестора Махно. Особенно болезненным для знаменитого Батьки стало поражение крупного отряда атамана Живодерова, насчитывавшего 4300 человек при 40 пулемётах и 3-х орудиях, – он был разбит 20-й кавалерийской дивизией Второй Конной армии Городовикова, в которой было всего 1847 бойцов, 23 пулемёта и 2 орудия.

В конце августа 1920 года Вторая Конная армия, прорвавшись в тыл врангелевских войск, совершила 220-километровый рейд до Каховского плацдарма, однако руководство фронта осталось его действиями недовольно и под предлогом больших потерь сместило с должности. На место Городовикова пришел Филипп Миронов, которого герой статьи в сентябре 1919 года по приказу Троцкого арестовал за попытку организации мятежа. Отметим, что в феврале 1921 года Миронов снова будет арестован, а в апреле того же года при невыясненных обстоятельствах застрелен часовым во дворе Бутырской тюрьмы.

А Городовиков в октябре 1920 года стал командиром 6-й кавалерийской дивизии Первой Конной армии Будённого. С ней он на Северном Кавказе сражался с «Кубанской повстанческой армией» генерала М. А. Пржевальского (двоюродный брат известного путешественника), которая при попытке взять Екатеринодар в ночь на 22-23 сентября 1921 года была разбита у села Белое.

За спинами подчинённых Городовиков никогда не прятался, за годы Гражданской войны был контужен и получил пять ран – при этом ни разу не покинул своих бойцов, когда не мог ездить верхом, передвигался на тачанке. В 1920 и 1922 годах награждался орденами Боевого Красного Знамени.

После Гражданской войны



О. Городовиков на фотографии 1929 г.

Лишь после завершения Гражданской войны у Городовикова появилась возможность получить военное образование – в 1922 году окончил Высшие академические курсы. В дальнейшем он учился на курсах усовершенствования высшего начальствующего состава (1927 г.), курсах командиров-единоначальников при Военно-политической академии РККА имени Н. Г. Толмачева (1930 г.) и, наконец, стал выпускником Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе (1932 г.). Так что ни в коем случае нельзя представлять его «замшелым» и безграмотным кавалеристом эпохи Гражданской войны.

Кстати, его племянник, Басан Бадьминович Городовиков, поступил на военную службу в 1927 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне, дослужился до звания генерал-лейтенанта, получил звание Героя Советского Союза, 4 ордена Ленина и 4 Боевого Красного Знамени, ордена Суворова и Кутузова II степени, орден Октябрьской революции, орден Красной звезды и орден Трудового Красного знамени. В январе 1961 года был избран первым секретарем Калмыцкого обкома КПСС.


Ока и Басан Городовиковы

Умер Басан Городовиков в августе 1978 года. Но вернемся к Оке Городовикову, который в июне 1932 года получил назначение в Среднеазиатский военный округ, где стал помощником, а затем заместителем командующего войсками. Здесь он написал книгу «Рождение Первой Конной».


О. Городовиков в 1933 г.

Любопытно, что в сентябре 1935 г. именно Городовиков вдруг был назначен главой советской делегации, направленной в Рим для наблюдения за маневрами итальянской армии. Познакомился с Муссолини, который подарил ему охотничье ружьё, и на прощальном банкете сидел рядом с итальянским королём.


Ока Городовиков в Италии, через два человека от него – Бенито Муссолини


Ока Городовиков и король Италии Виктор Эммануил III

По возвращении организовал и возглавил спасательную экспедицию к поселку Мургаб в восточном Таджикистане (самый высокогорный населенный пункт на территории СССР, более 3600 метров над уровнем моря), который из-за снегопадов был отрезан от всего мира, а население оказалось на грани голодной смерти.

В 1937 году Городовиков написал книгу «Конница прошлого и 2-я Конная в Северной Таврии». А в феврале 1938 года он был вызван в Москву, получив пост инспектора кавалерии Рабоче-крестьянской Красной Армии. В это время в его семье родился сын – Салават Окаевич (мать – Александра Михайловна Морозова), который стал военным инженером, подполковником, соавтором некоторых учебников и методических пособий Минавиапрома СССР. А Ока Городовиков в 1939 году написал еще одну книгу – «В рядах Первой конной: рассказы конармейца».

За год до начала войны, 4 июня 1940 года, ему было присвоено звание генерал-полковника. А в июле того же года Городовиков стал генерал-инспектором и командующим кавалерийскими войсками.

Великая Отечественная война


После начала Великой Отечественной войны Городовикову было поручено формирование новых кавалерийских частей, но уже в июле был направлен на Северо-Западный фронт представителем Ставки Верховного Главнокомандующего. Уже по прибытии получил приказ возглавить 8-ю армию, которая в то время с боями отступала из Литвы, — причем с явно невыполнимым приказом контрудара по немецким частям. На свой страх и риск он проигнорировал этот приказ, который мог привести к окружению армии, но организовал отступление так, что у советского командования появилось время для организации обороны на подступах к Ленинграду.

Затем он возглавил сводную группу из трех кавалерийских дивизий, которая была отправлена в рейд по немецким тылам в Белоруссии – прошла от Гомеля до Бобруйска. В дальнейшем Городовиков снова выполнял функции представителя Ставки на разных фронтах (на фронт выезжал 18 раз), а во время Сталинградской битвы планировал кавалерийские рейды по тылам 6-й армии Паулюса, которые оказались весьма эффективными и в значительной степени дезорганизовали деятельность тыловых служб. Именно тогда Городовиков получил четвертый орден Красного Знамени. При этом в 1942 году он успел еще и написать книгу, в которой рассматривался опыт применения кавалерии в первый год Великой Отечественной войны.

В январе 1943 года Городовикову вновь было поручено формирование новых кавалерийских соединений. В 1943 г. в Ставку ушли ходатайства о присвоении ему звания генерала армии и награждении орденом Кутузова, но они «были положены под сукно» в связи с переходом части калмыков (от 5 до 7 тысяч при количестве мобилизованных в Красную армию 25 747 человек) на сторону Германии. И следующие ордена – Боевого Красного знамени и Отечественной войны 1-й степени, он получил лишь в 1944 году, а 21 февраля 1945 года был награжден орденом Ленина.

После завершения войны герой статьи еще исполнял обязанности заместителя командующего кавалерией.


Генерал-полковник О. И. Городовиков среди других советских военачальников, 1 мая 1946 г.

Однако годы брали своё, и в 1947 году 68-летний генерал-полковник ушёл в отставку.


О. И. Городовиков, фото 1952 г.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 10 марта 1958 года с формулировкой «За выдающиеся заслуги в деле создания Вооружённых Сил СССР и защиты Советского государства от врагов нашей Родины и проявленный при этом героизм».

Позже он, кстати, используя все свои связи, сыграл большую роль в принятии решения о возвращении депортированных калмыков (указ о восстановлении Калмыцкой АССР Верховным Советом был утвержден в феврале 1957 года). В настоящее время в столице Калмыкии Элисте установлен памятник Городовикову, а посёлок Башанта получил название Городовиковск.


О. Городовиков, памятник в Элисте

Он был очень популярен среди калмыков, и народный поэт Калмыцкой АССР Аксен Илюмджинович Сусеев даже написал «Песню о Городовикове»:

«Рубил беляков могучей рукой
Враги бежали в страхе
Побед снискал в боях друзей
С ним прошли мы путь боевой
Другом был Буденного
Чтил он Ленина отца
И Советской Родине
Был солдатом до конца».

Имя Городовикова получили улицы в российских и украинских городах – в Волгограде, Ростове-на-Дону, Липецке, Донецке, Мариуполе, Кривом Роге, Харькове.

В 1969 году он написал книгу «В боях и походах», которая была довольно популярна в СССР.


Умер Ока Городовиков 26 ноября 1960 года, в это время ему было 81 лет. Его могилу можно увидеть на Новодевичьем кладбище.


Могила О. И. Городовикова на Новодевичьем кладбище Москвы
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх