На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    Почему-то всегда считал, что в Колумбии и так "улетают", без самолётов 😁 Кстати, чем они шведам платить собираются, ...Колумбия выбирает...
  • Вадим Лебедев
    К этому добавлю... у России как и у Китая - свой собственный путь. А у всего коллективного запада - один на всех... п...Европа — всё! Либ...
  • Валерий Светлый
    Идиеты! Неужели лень историю ВОВ 1945 года почитать. Все равно мы их победим. вопрос - какой ценой???НАТО выбрало ново...

Генерал Даймлинг. Преображение палача в борца за мир

Генерал Даймлинг. Преображение палача в борца за мир
Бертольд Карл Адольф фон Даймлинг (Berthold Karl Adolf von Deimling) (1853–1944). Командующий колониальными войсками в Германской Юго-Западной Африке


Перевод статьи «Vom Saulus zum Paulus»», опубликованной в немецком журнале «Militaer und Geschichte» N2/2025.
Автор: Alain Felkel
Перевод: Slug_BDMP

Жизненный путь генерала Бертольда Даймлинга был длинен и извилист. Прекрасно начавшаяся военная карьера с какого-то момента дала сбой. Колониальные войны в Африке принесли ему сомнительную славу «победителя туземцев», а малоуспешное командование корпусом в Первой мировой – прозвище «мясник Ипра». В период Веймарской республики Даймлинг выдвинулся как общественный деятель, борец за мир и убеждённый антифашист.

Летом 1900 года майор Бертольд фон Даймлинг, выходец из Бадена, был произведён в подполковники и направлен для прохождения службы в Берлин, в Генеральный штаб, под начало генерала Альфреда фон Шлиффена. Даймлинг шёл к этому с того момента, как в 1871 году поступил на военную службу. Ему пришлось приложить все силы, чтобы достичь таких высот. В качестве начальника II-го оперативного отдела он отвечал за комплектование сухопутных войск, мобилизацию и охрану границ.

Но вскоре карьера офицера-генштабиста дала сбой.

В 1901 году в Восточной Пруссии под руководством самого Шлиффена проводились учения, на которых отрабатывалась возможная война с Россией. Даймлинг командовал на них «русской северо-западной армией», причём делал это настолько бездарно, что уже два дня спустя его армия была «разгромлена». Несмотря на то, что репутация Даймлинга была подпорчена, он всё же сохранил свой пост. Лишь в 1903 году Шлиффен отклонил разработанный Даймлингом оперативный план, а тот публично возмутился этим фактом. Такого нарушения субординации начальник Генштаба не стерпел. Даймлинг был отставлен от штабной работы и переведён в Эльзас командовать 112-м пехотным полком. Но честолюбивый офицер не намерен был довольствоваться этим.

В Африке


В 1904 году Даймлинг подаёт рапорт с просьбой направить его в германскую Юго-Западную Африку, где разгорелось восстание племени гереро под предводительством Самуэля Магареро. Просьба офицера была удовлетворена, и тот переводится в распоряжение командующего колониальными войсками (Schutztruppen) генерала Лотара фон Трота. Даймлингу повезло. Благодаря связям в высших военных кругах он получает под своё командование 2-й колониальный полк (2. Feldregiment der Schutztruppen).

По прибытии на место войскам генерала фон Трота удаётся в течение считанных недель стабилизировать положение. После зачистки приморских районов германские войска в течение долгих дней гонят повстанцев гереро в направлении плато Ватерберг, примерно в 250 км от Виндхука. Здесь фон Трота предполагает окружить и разбить повстанцев. Шесть его отрядов должны атаковать противника со всех направлений и уничтожить его. План очень рискованный, ведь численность гереро составляет около 50 000 человек. Также с ними находятся десятки тысяч голов скота.

Атака с самого начала идёт не по плану. Даймлинг, вопреки приказу командующего, со своим отрядом атакует главные силы гереро у Ватерберга и обращает последних в бегство, в ходе которого массы туземцев сминают отряд майора Германа фон Хайде и скрываются в пустыне Омахеке, избежав таким образом полного уничтожения.

В этот раз самовольство сошло Даймлингу с рук. Командующий, генерал фон Трота, представил в своём рапорте в берлинский генштаб сражение у Ватерберга как блестящую победу и принял решение о полном уничтожении племени гереро. Каждый мужчина, пойманный с оружием в руках, подлежал уничтожению. Отступающие в пустыню Омахеке туземцы преследуются отрядами майора Людвига фон Эсторфа и Даймлинга. Последний и в этот раз демонстрирует особое рвение. Он рассылает своих людей, чтобы взять под контроль все известные источники воды, подвергая подчинённых опасности самим погибнуть от жары и жажды. И всё для того, чтобы перехватывать там отступающих повстанцев. Сам Даймлинг впоследствии заявлял:

Каждому командиру должно быть понятно, что только решительное преследование разбитого противника может обеспечить окончательную и быструю победу.

Лихой баденец безжалостно и расчётливо уничтожает гереро.


Солдаты германских колониальных войск гонят пленных повстанцев. Книжная иллюстрация


Пленные повстанцы – гереро

Но на этом дело не заканчивается. В 1905 году Даймлинг, ставший к этому времени заместителем генерала фон Трота, получает приказ «заняться» племенем нама, также восставшим против германских колонизаторов. В том же году Даймлинг, вымотанный бесконечной борьбой с мелкими группами повстанцев и к тому же получивший ранение в плечо, отбывает в Германию. Император Вильгельм II назначает его преемником фон Трота на посту командующего германскими колониальными войсками в Юго-Западной Африке и жалует наследственное дворянство, чем баденец очень гордился:

Его величество пожаловал «голову мавра» на мой герб.


Бертольд Даймлинг (в форме колониальных войск) на приёме у кайзера Вильгельма II после возведения в дворянское достоинство за «подвиги» в Африке

Африка продолжает приносить Даймлингу удачу. Помимо повышения он получает две новые задачи: закончить войну с повстанцами нама и сократить вдвое численность колониальных войск. И хотя за ним уже закрепилась репутация «дуболома», с честью выполняет приказ кайзера и, проявив неожиданный дипломатический талант, заключает мир с нама. после чего уже навсегда возвращается в Германию.


Книга Бертольда Даймлинга «Юго-Западная Африка. Страна и люди». 1906 год

Благодаря милости Вильгельма новоиспеченный генерал успешно поднимается по служебной лестнице и в 1913 году становится командиром XV корпуса со штабом в Страсбурге. Эта должность совсем не синекура. В том же году произошёл «Цабернский инцидент», а более мелкие конфликты между населением Эльзаса и германскими военными были повседневным явлением. Поддерживать спокойствие удавалось лишь с большим трудом.


Генерал Даймлинг – командующий XV армейским корпусом в Эльзасе

Первая мировая


Когда годом спустя, в 1914-м, разразилась война, генерал Даймлинг со своим корпусом сражается при Мюльхаузене (Мюлузе), на реке Эна и на Ипре, во Фландрии.

Война показывает, что любимец императора не соответствует занимаемой должности. Его поведение представляет собой смесь честолюбия, эгоизма, самоуправства и презрения к жизням подчинённых. Он регулярно нарушает приказы вышестоящего командования, идя на поводу у своего честолюбия. Он то отказывается наступать, то, наоборот, преждевременно атакует, не подавив вражескую оборону артиллерийским огнём, не принимает во внимание силы противника. Эти атаки часто проваливаются, а если и приносят успех, то ценой больших потерь.

Кронпринц Рупрехт Баварский так характеризовал командующего XV корпусом:

Способности Даймлинга переоценены. Его воля значительно перевешивает его ум.


Генерал Даймлинг как военачальник отличался упрямством и негибкостью. В погоне за славой он гнал свои войска в рискованные атаки, приносившие сомнительные успехи. По его же приказу была осуществлена первая в истории газовая атака


Руины средневековой Палаты суконщиков Ипра, разрушенной по приказу Даймлинга вопреки указанию вышестоящего командующего

«Ипрский мясник»


Особенно проявились его отрицательные качества во время первой битвы при Ипре. Он самовольно приказывает превратить в развалины Палату суконщиков Ипра (памятник архитектуры 13-14 веков). Далее, по его распоряжению, совершается первая в истории газовая атака. Момент был выбран настолько неудачно, что она не принесла никакого оперативного успеха. Самую большую ошибку он совершил 10 ноября 1914 года, когда без предварительной разведки бросил четыре полка, общей численностью около 12 000 человек, на французские позиции у Лангемарка. Войска под музыку полковых оркестров и с песней «Дойчланд юбер аллес» пошли на верную смерть. За несколько часов погибли 2650 человек. Это принесло генералу Даймлингу прозвище «Мясник Ипра».

(Примечание переводчика. Документального подтверждения факта атаки с оркестром нет, но это стало частью «Мифа о Лангемарке», превознесённого германской пропагандой во время войны и в период Веймарской республики как символ самопожертвования).

К концу 1915 года репутация генерала Даймлинга была полностью разрушена. Лишь на короткое время ему удалось реабилитироваться, когда в 1916-ом в битве за Верден его войска взяли форт Vaux. Этот подвиг принёс генералу орден «Пур-ля-мерит», но не избавил от дурной славы. После очередной сумасбродной выходки во время битвы на Сомме в ноябре 16-го Даймлинг был переведён в резерв, а в середине 1917-го отправлен в отставку.

«Преображение Савла в Павла»


Такие изменения в судьбе вызвали и перемену в мировоззрении. Свой путь от милитариста к пацифисту он описал так:

Мои солдаты лежат на поле боя в воронках или в окопах. На лицах их – противогазы. Они как мишени для французской артиллерии, расположенной на высотах. Рано или поздно откуда-то прилетит снаряд или пуля и вычеркнет солдата из жизни ещё до того, как он увидит врага… Тогда, в аду Вердена, я дал себе слово, если останусь жив, то посвящу себя одной цели – борьбе против любой войны...

Звучит, конечно, прекрасно, но это лишь миф. Преображение не было одномоментным. Он не проснулся одним прекрасным утром пацифистом. Сразу после свержения кайзера отставной генерал стал сторонником немедленного заключения мира, затем примкнул к демократическому движению Веймарской республики. В 1919-м году Даймлинг вступил в Германскую демократическую партию. Позже участвовал в движении Германская лига прав человека. Особенную известность он приобрёл в 1924-м году, когда вступил в организацию «Чёрно-красно-жёлтое знамя – Союз республиканских фронтовиков». Это были отряды самообороны умеренных и либеральных партий.


Антивоенный митинг в Берлине. 1921 год


Члены организации «Чёрно-красно-жёлтое знамя – Союз республиканских фронтовиков» устанавливают импровизированный памятник всем павшим в Первой мировой войне на Паризер-плац. Берлин. 1929 год

Политическая активность Даймлинга была в штыки встречена его бывшими сослуживцами. Он подвергся остракизму со стороны как «старых», так и «новых» правых сил. Тех возмущала его неутомимая деятельность по примирению с бывшими врагами.

Вплоть до прихода к власти нацистов в 1933 году старый генерал публично и в прессе выступал против «правых», предупреждал об опасности новой войны.

Молодые люди думают, что чем больше черепов и свастик они нацепят на свои фуражки, тем круче они выглядят… Не дайте яду ненависти отравить ваши сердца. Ненависть — это не по-немецки и не по-христиански. Поэтому – долой черепа, свастики, «стальные шлемы» и всю эту чушь! Вступайте в наш союз «Чёрно-красно-жёлтое знамя» ради защиты Республики, мира и ради возрождения Отечества!


Чёрно-красно-жёлтое знамя Союза республиканских фронтовиков

Одновременно Даймлинг, несмотря на кампанию травли со стороны правых, выступал за вступление Германии в Лигу наций, в которой он видел действенную силу по сохранению мира. Но все его усилия были тщетны. Мировой экономический кризис 1929 года открыл дорогу нацистам. Когда в 1933 году президент Гинденбург назначил Гитлера канцлером, НСДАП выиграла выборы в рейхстаг, а затем рейхстаг был распущен, дни Даймлинга как общественного деятеля оказались сочтены. Новое правительство запрещает престарелому отставнику любые публичные выступления и публикации в прессе, а в 1940-м даже лишает его военной пенсии. Так что вплоть до самой смерти в 1944 году старый генерал жил в крайней нужде.


Бертольд Даймлинг на склоне лет

Бертольд Даймлинг был одним из немногих военачальников старой прусской школы, который стал борцом за мир. Безусловно, жизненный путь этого человека запятнан кровью и военными преступлениями, но хочется верить, что его духовное преображение на склоне лет было искренним.
Ссылка на первоисточник
наверх