Какие интересы у России есть на Черном континенте
Россия укрепляет отношения с африканскими странами. Недавно в Москве прошла конференция, на которую приехали представители правящих партий (в основном, конечно, коммунистических и социалистических) из Конго, Эфиопии, Анголы, Зимбабве, Габона и других.
Мероприятие вызвало бурный интерес в западной прессе и экспертном сообществе. «Свободная пресса» собрала наиболее интересные комментарии.
Россия хочет запустить «глобальную электростанцию»
Издающееся в Бельгии издание Modern diplomacy пишет, что последние годы сфера влияния России в Африке постоянно расширялась. Новая страница была перевернута в октябре 2019 года, когда в Сочи прошел первый российско-африканский саммит.
После этого МИД создал секретариат Форума российско-африканского партнерства вместе с координационным, общественным и научным советами. Сейчас полным ходом идет подготовка ко второму саммиту, который должен состояться в 2022 году.
Обсуждается создание Африканской континентальной зоны свободной торговли, которая позволит либерализовать пять приоритетных сфер: туризм, малый бизнес, транспорт, финансы и телекоммуникации.
Уже появилась Ассоциация экономического сотрудничества с африканскими странами, объединяющая крупные российские компании, работающие на африканских рынках.
Одна из них — это «Росатом», который, как указывает Modern diplomacy, сейчас реализует в Африке два крупных проекта. Это строительство новой ядерной электростанции в Египте и Центра ядерной науки и техники в Замбии; при этом еще один крупный проект по строительству новой электростанции в ЮАР был заморожен еще в 2017 году.
Россия уже подписала межправительственные соглашения в области мирного использования атомной энергии с 12 африканскими государствами, начиная от ЮАР (в 2004 году) до Эфиопии и Конго (оба — в 2019 году).
Рынок поистине огромен, учитывая, что сегодня 600 миллионов человек в странах Африки к югу от Сахары не имеют доступа к электричеству. Зато, по подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2040 году спрос на электроэнергию в Африке более чем удвоится.
Есть и еще один документ: генеральный план Африканского союза, который предполагает к 2063 году превратить континент в глобальную электростанцию. Россия, несомненно, хочет в этом мегапроекте всерьез поучаствовать, напоминает бельгийское издание.
Спишем долги — попросим новую концессию
Австралийское издание The Intirpreter приводит мнение профессора Алексея Муравьева из Университета Кертина. Он указывает, что в Концепции внешней политики России (2013 год) и Стратегии национальной безопасности (2015 год) приоритетное внимание уделяется именно Африке.
Экономические интересы России на африканском континенте варьируют от эксплуатации морских ресурсов (рыболовство) до поддержки национального ресурсного сектора (горнодобывающая, нефтегазовая и атомная промышленность).
Москва стремится обеспечить нишевое присутствие в регионе, включая экономическое взаимодействие, прежде всего, со «старыми» советскими партнерами, такими как Эфиопия, Мадагаскар, Мозамбик, Судан.
Еще два года назад президент России Владимир Путин объявил о планах удвоить товарооборот с африканскими странами до более чем $ 40 млрд. к 2025 году в рамках расширения глобального экономического взаимодействия России и Африки.
С тех пор Москва систематически списывает непогашенные обязательства бывших получателей советской и постсоветской помощи в обмен на торговые и оборонные концессии, а также привилегированные права доступа к ресурсной базе африканских государств.
Эксперт The Intirpreter вспоминает важнейшие военные операции России в Африке. Это, в частности, борьба с пиратством и сбор разведывательных данных в Аденском заливе (2009 год), военно-морские учения совместно с Китаем и ЮАР у мыса Доброй Надежды (2019 год), регулярные заходы российских военных кораблей в порты Мадагаскара, Мозамбика, Судана, ЮАР.
За последние четыре года Россия заключила двусторонние оборонные или военно-морские соглашения с рядом государств региона, в том числе с Египтом, ЦАР, Эфиопией, Мадагаскаром, Мозамбиком и Суданом.
Несколько стран (Мадагаскар, Мозамбик и Судан) предоставили российским военным кораблям право доступа в свои порты, а другие государства (Египет, ЦАР, Мадагаскар, Мозамбик и Судан) разрешили российским ВВС использовать свое воздушное пространство.
Россия теперь намерена создать военные базы в ЦАР, Египте, Эритрее, Мадагаскаре и Мозамбике. Но больше всего Москва продвинулась в этом вопросе в отношении Судана: в ноябре прошлого года был заключен договор на 25 лет на строительство нового объекта снабжения военно-морских сил.
На одном лишь советском «наследии» далеко не уехать
Американское издание Today News Africa, освещающее проблемы Африки, вспоминает коллизии отношений африканских стран и Белого дома. Так, в 2014 году при президентстве Барака Обамы африканцы со всего континента съехались в Вашингтон на саммит лидеров США и Африки. Это было первое мероприятие такого рода, и, главное, самый статусный форум, который когда-либо проводил президент США с главами африканских государств и правительств. Однако уже при Дональде Трампе проведение саммита лидеров США и Африки было прекращено.
Администрация Джо Байдена до сих пор не обсудила вопрос о возобновлении отношений с Африкой.
Вместе с тем, Today News Africa делает вывод, что Россия не планирует выступать в качестве главного стратегического противовеса США на африканском континенте, а скорее позиционирует себя как альтернативный центр влияния. Базой для утверждения Москвы эксперты издания видят мощное советское наследие, ведь до сих пор многие правящие режимы помнят советскую поддержку африканских стран в их антиколониальной борьбе.
Вопрос: далеко ли можно уехать только на эксплуатации такого «наследия»?
Свежие комментарии