На экране мелькают привычные кадры: полуразрушенные строения, копоть и колонны боевой техники, облепленные сверху пехотой. Ничего не меняется уже много десятилетий. Эти образы видел, будучи подростком, смотря хронику боев в Афганистане. Затем смотрел это на Кавказе, усевшись на край командирской башенки своего Т-72Б.
Потом Южная Осетия. Сирия. Теперь Украина. Да, уже сорок лет вижу эту картину.
И если кадры с Великой Отечественной войны, где Т-34 с десантом шли в бой, понятны, то как понимать их теперь, в 20-х годах XXI века?
Да как понимать, очень просто – обстрелянного бойца сложно обмануть. Он мигом соображает – как себя вести, как быть одетым и в каких условиях у него шансов выжить будет больше. Это для него главнее, чем понимание войны в «XXI веке». Побеждают более умелые и приспособленные, а не красивые и престижные парни с картинки.
Недавно молодежь у меня спросила:
– А вот когда будет «Арматовская» тяжелая БМП, перестанут ездить «сверху»?
Хороший вопрос… Да и вообще, правильная у нас молодежь. В чем-то даже и получше нас. Они честнее, добрее и самокритичней. Выросшие в стране, у которой практически не было идеологии, они мгновенно разобрались в происходящем.
«Русский код» включается всегда и у всех, когда интуитивно понимаешь опасность для своей страны. Они прекрасно поняли, что:
– Обратной дороги нет. Просто нет.
– Это война их поколения. Их.
Да, как ни старайся, как ни бейся с различным ворогом, чтоб твои дети жили без войны, но… У каждого поколения есть своя война. И пришла она снова. И в нее вошли уже они – наши дети.
Вот с этого-то вопроса и появилась на свет эта статья. Пройдемся по пунктам, почему сейчас катаются «сверху», где в конце попробую дать вариант ответа нашей любознательной молодежи, а если ошибусь в чем, поправьте меня в комментариях.
Вы пробовали прокатиться в десантном отделении БМП-1/2? Это увлекательный аттракцион. На ровной трассе и с толковым механом еще терпимо, а вот на обыкновенной дороге… У этой машины очень прыгучая «килевая качка».
Если пламегаситель автомата собрата не выбьет тебе зубы, то собственная каска свернет тебе шею при поцелуе с потолком. Позвоночник? Он горстью лежит в трусах. Но веселей всего тем, кто у задних дверей, им лучше каску не одевать совсем.
Во-первых, так действительно безопасней.
Во-вторых, в нее желудок выворачивать удобней.
Стрелять из бойниц? Ну-ну.
В БТР-80 более удобно, все-таки колеса и четыре оси, его не так «кидает» вверх-вниз. Но долгая посадка «боком» по направлению движения выматывает не хуже бодрого марш-броска. Такая посадка всегда утомительна для мышц. Вспомните, как вы пытались устроиться на лавке бортового грузовика и как держались рукой?
Кстати, удивительно, но самые лучшие условия испытал внутри БМП-3.
– Десантное отделение располагается в центре масс качающейся боевой машины. Качка практически не чувствуется.
– Расположение «лицом к движению» более комфортно, чем «боковое».
В общем – гусеничный мерседес для транспортировки. К слову, в танке башнеры именно в таких же условиях.
Поэтому и лезут наверх. На БТРе располагаются более вольготно по корпусу. На БМП стараются кучковаться ближе к башне, именно к центру масс. Кстати, «Мотолыгу» кидает чуть меньше, чем «Беху». Командир, конечно, на самом лучшем месте, держась рукой за ствол пулемета.
И большинство лицом по ходу движения. Верхом на броне уже возможно и поулыбаться – там не тесно и не душно.
Носимые «подпопники» тут не очень спасают. Самый шик – это нижняя часть автомобильных сидушек, притороченных к броне самым изощренным способом. Места, где возможно упереться куда-нибудь ногами, всегда заняты.
Это самый известный факт.
1. Обстрел.
Борта БМП и БТР с 500 метров прошьет и НСВ, не говоря о более серьезных погремушках. РПГ эти машины не держат совсем. Самый древний выстрел к «семерке» превращает его в братский гроб.
2. Подрыв.
Мины и фугасы. Самая непредсказуемая рулетка при ведении боевых действий. Тут «взлетают» все. Именно два фугаса перевернули мне жизнь. БМП тут ловить вообще нечего. Гибнет экипаж, и несовместимая с жизнью контузия у десанта.
В БТРе, кстати, у десанта (не у водителя) есть некоторые шансы выжить при наезде колесом на мину. Да это так. Не зря же водилы уважают именно «Уралы», а не КамАЗы.
Так что внутри никак не получится выжить. Обстрелянный боец никогда не поверит, что у противника будут только автоматы-пистолеты, и не полезет внутрь. Только в ливень или мороз, да и то, только чтоб переодеться в сухое или растереть задубевшее на морозе лицо.
Да, снаружи выжить легче.
Чтоб завалить сидящую наверху роту на марше, в засаде должно окопаться не менее батальона. Нужна очень высокая плотность огня.
Может ли кто-нибудь погибнуть? Да. Но не все сразу, как при посадке внутри.
Насколько быстро может выбраться десант из БМП-1/2, БТР, МТ-ЛБ?
При скорости 10–15км/ч отделение спешивается и разворачивается в боевой порядок за 40–45 секунд в зависимости от типа машины. Это норматив на «отлично». При критических температурах, атмосферных осадках, состояниях грунта норматив вынужденно увеличивается на 10–30 %.
У БМП – это задние двери, которые так удобно «пасти» пулеметчику из засады. У БТР – это боковые люки, где один будет блокирован огнем, а вылезать через один люк БТР-80 это… Мат стоит на всю мать-природу, пока в него протиснешься в сняге и с оружием.
Если народ «сверху», он просто мгновенно горохом ссыпается вниз и разворачивается в боевой порядок. Мгновенно.
А. Ходаковский в ожидании погибшего друга
Это и есть краеугольный камень, из-за которого пехота катается на броне. Да, все выше описанное имеет место быть, и это очень серьезные пункты. Но именно этот пункт ставит точку в решении передвижения пехоты «сверху» брони.
Внутри ты глух и слеп. Все, что происходит снаружи, для тебя темный лес. Когда происходит нападение, то в суматохе криков и тумкания пуль о броню не понятно ничего: где противник, чем ведет огонь, сколько его и с каких направлений он лупит по тебе.
Выскакивая наружу, неизбежно начинаешь тупо озираться, пытаясь сориентироваться, откуда по тебе бьют и куда возможно залечь, чтоб уйти с линий огня. И только потом начинаешь думать о выгодности данной позиции для ведения боя, и чаще всего перемещаешься на новое место, откуда только теперь (!) открываешь более менее осмысленный огонь. Если тебя до этого раз несколько не пристрелят.
Слишком много бестолковых движений за большой промежуток времени без всякого противодействия с твоей стороны. А противник тебя видит и лупит прицельно с первой секунды твоего появления.
Когда ты на броне, то вся дружная стайка рассаживается таким образом, что смотрит на 360 градусов всегда и постоянно. Это уже делается, не думая. И так же, не думая, это проверяет командир перед тем, как устроиться у башни.
Контроль постоянный. В процессе движения мозг привычно анализирует окружающий пейзаж, а фантазия услужливо подсказывает места неплохой и грамотной засады на тебя.
Это не анекдот. Скажем так, когда я в последующем копал картошку у родителей в поле, то, сам того не думая, мысленно построил в данном месте схему обороны с расположением огневых точек, чтобы обезопасить данный район от вероятного появления противника. Таких опасных направлений было два. Это не бравада. Мне потом пришлось проходить лечение.
Так что ты уже ждешь некоторый подвох от определенных опасных мест и просто… напряженно их проезжаешь. И так постоянно.
Мы, мазута, перед тем, как появлялись такие места, включали «привод». Т. е. раскручивали гироскоп стабилизатора. Если такие места были постоянные, то… «привод» просто не отключался.
Башнеры также всегда были «верхом» в люке. У командира вполне удобная посадка на погоне командирской башенки. Наводчику похуже, ему удобней всего на левой стороне люка, но это боком к движению.
Поэтому первые выстрелы редко приходят неожиданно. Они четко ожидаемы именно с определенных направлений.
Как правило, план действий, исходя из местности и условий (подрыв или еще какая-то подстава), уже в голове – решение прорываться или занимать оборону приходит мгновенно, потому что ты реально понимаешь обстановку.
Бойцы не просто сыпятся горохом, а целенаправленно занимают боевые позиции с мгновенным (!) открытием огня по противнику.
В люк я нырял, уже зная, откуда бьет враг.
Из этого закономерно выливается следующий пункт обоснования катания «сверху» брони.
Ну и как теперь быть с вопросом молодежи про тяжелую БМП Т-15?
Пройдемся снова по вышеперечисленным пунктам.
Комфорт.
Более высокое десантное отделение и удобные сиденья. Но расположение снова «боком» к ходу движения. Насколько сильна качка? Да, наверно, как в танке. То есть ближе к корме дембеля явно устраиваться не будут.
Безопасность.
Противоснарядная защита – это серьезно. Подвешенные к потолку кресла увеличивают шанс при подрыве. Браво. Наконец-то.
Десантирование.
Все скопом вываливаются через заднюю аппарель. Она более удобна для высадки, чем двери БМП-1/2 и люки БТР-80. Более безопасна, чем выход с БМП-3. При классическом спешивании в наступлении все довольно неплохо.
А в иных случаях? При засаде или прикрытии броней в городе, чтоб забрать раненых?
При засаде задняя аппарель – это ловушка, которая противником берется на прицел заранее. Тут «боковой» выход более предпочтителен. Да и в других случаях может пригодиться. То есть, кроме основной задней аппарели, желательно наличие аварийных боковых выходов. Их нет.
Ситуационная осведомленность.
Мгновенный прицельный огонь.
А вот об эти пункты начинаешь запинаться, когда думаешь про Т-15 в боевых условиях.
Ничего не меняется в сравнении с БМП-1/2/3 и БТР-80.
А как бы я сам себя повел в Т-14?
Когда читал воспоминания Отто Кариуса, был очень удивлен, что он в 40-х годах, так же как и я в 90-х, вечно торчал в открытом люке. К слову сказать, всеми своими успехами он обязан именно таланту в тактике. И «на танках» его переиграть так никто и не смог. Тяжелое ранение он получил, когда производил пешую разведку для маршрута своих «Тигров».
За 50 лет приборы наблюдения командира танка, в принципе, практически не изменились. Не беру в расчет появление тепловизоров, это изменение «физических» параметров, а не «обзорных».
В нынешнее время экипаж танка также глух и слеп, как и ранее.
И десант в Т-15 будет в такой же ситуации.
И выбираться из боевой машины он будет так же, как и из БМП-2 – вначале озираясь и оглядываясь, чтоб «въехать» в обстакановку, затем поиск укрытия и только после этого ведение прицельного огня.
Постоянно повторял и буду повторять, что:
Что мне, танкисту, надо, чтоб «вечно не торчать в люке»? Мы ведь действительно ныряем в броню только для того, чтоб дотянуться до вооружения, уже четко зная, где противник и кто он.
В идеале – это нашлемная «система видения через броню» с отображением на местности целей, обнаруженных ЕСУ ТЗ. Контуры оборудования внутриброневого пространства также должны присутствовать в системе видения для ориентировки нахождения и контроля управления танком и экипажем.
Неплохо загнул, да?
Кстати, это далеко не сказки. Более того, уже понятно, что для пользования такой системой нужны тренировки и привыкание, иначе с непривычки «крыша» может объявить бойкот сознанию и логическим цепочкам восприятия окружающего пространства.
Понятно, что до этого как до Луны пешком, с мешком, по шпалам босиком. Но оставаться ситуационной осведомленности на уровне 40-х годов совсем не айс. И кирпичики данной системы строятся уже и сейчас.
В той же «Шторе-1», кроме блока противодействия опасности (инфракрасные прожектора и ПУ дымовых гранат), есть датчики обнаружения излучения канала управления и датчики обнаружения лазерного излучения. А это уже часть данных, необходимых для понимания окружающей обстановки.
В той же радиостанции Р-168-25УЕ-2 «Акведук», устанавливаемой на Т-72Б3, уже предусмотрено дополнительное подключение всевозможных плюшек, где графический планшет далеко не максимум возможностей.
ЕСУ ТЗ «Созвездие» и «Андромеда» созданы и прошли обкатку на учениях.
Откуда произвелся выстрел по тебе? Тоже не сказки. «Система обнаружения выстрела акустическая» («СОВА») прошла обкатку в войсках и может быть установлена на любых носителях, как самостоятельно для выдачи информации, так и в связке со средствами ответного открытия огня для подавления атакующего противника.
Много чего еще создано и создается.
Да, в настоящее время «Акведук» в танке голый, ЕСУ ТЗ совсем нет в «тактическом звене», а сколько реальных систем «СОВА» на «Тиграх» в войсках – не знает даже пьяный ежик в тайге…
Но мы же говорим про ситуационную осведомленность будущего, про то, будут ли танкисты ездить с открытыми люками на Т-14 и пехота «верхом» на Т-15. И если в Т-14 есть элементы включения в информационное поле ЕСУ ТЗ, то у пехотинца в Т-15 пока нет ничего. Совсем.
А чем больше будет у находящегося внутри бронетехники пехотинца информации, позволяющей владеть ситуационной осведомленностью, тем более уверенней он будет себя чувствовать под броней.
Так что, резюмируя про Т-15, возможно предположить следующие выводы.
При передвижении внутри ТБМП пехота находится в относительно безопасном месте, защищенном противоснарядным бронированием и минимизацией ущерба при подрыве.
Но при вступлении в бой десант также:
– тратит критичное время на спешивание из заранее известной аппарели,
– не владеет ситуационной осведомленностью,
– не может мгновенно (!) вести прицельный огонь по противнику. Ему нужно время для ориентации.
Без систем контроля над окружающей действительностью ТБМП хороша как высокозащищенное транспортное средство. В ней хорошо передвигаться и… «прятаться» от войны.
Необходимо как минимум начать с установки в десантном отделении пульта отображения информации уже разработанной «СОВЫ». Десять целей с оружием до 14,5 мм в секторе 360 градусов – уже хоть что-то.
И это только маленький первый шаг в направлении информированности пехоты о текущей обстановке при ведении боевых действий.
Вот такой был ответ молодежи, заставивший ее задуматься. Затем посыпалось много толковых замечаний и предложений, они ведь сейчас «цифровые» и очень быстро понимают суть таких проблем.
Данная тема достаточно спорная, надеюсь, что в комментариях будет много интересных точек зрения.
Не так давно в «Телеграме» было видео, затронувшее меня, сделал с него скрин. Это колонна, направляющаяся к месту боевых действий на Донбассе.
Посмотрите, как расположилась пехота на броне БМП-3. Кормовые десантные люки над моторно-трансмиссионным отделением открыты и застопорены, что дает очень добротную защиту нижней части тела при передвижении «сверху».
Эти люки защитят и при спешивании, и прикроют, если нужно будет вести огонь с ходу.
Пехота может перемещаться внутрь и наружу прямо на ходу боевой машины – в дождь или ветер, пополнить боекомплект или затащить раненого.
Сразу вспоминается, что БМП-3 более защищена, чем ее предыдущие собратья. Очень она ценилась на Кавказе, что свою 100-мм 2А70 может задрать вверх до 60 градусов. Кстати, из-за этого к этой машине проявляют интерес и штурмующие Мариуполь.
Как гусеничный транспортер она самая комфортная при передвижении, и внутри, и снаружи. Плюс дополнительную защиту дают данные откидные боковые люки при нахождении сверху и спешивании. Не так уж она и плоха. Она лучше по всем статьям, чем БМП-1/2. Я про то, что есть сейчас у нас на вооружении.
А если вспомнить, что к ней разработан комплекс динамической защиты с элементами 2С24, то совсем интересно становится, но эта тема следующей статьи.
А это скрин самого лучшего танкового десанта на Украине...
И если кадры с Великой Отечественной войны, где Т-34 с десантом шли в бой, понятны, то как понимать их теперь, в 20-х годах XXI века?
Да как понимать, очень просто – обстрелянного бойца сложно обмануть. Он мигом соображает – как себя вести, как быть одетым и в каких условиях у него шансов выжить будет больше. Это для него главнее, чем понимание войны в «XXI веке». Побеждают более умелые и приспособленные, а не красивые и престижные парни с картинки.
Недавно молодежь у меня спросила:
– А вот когда будет «Арматовская» тяжелая БМП, перестанут ездить «сверху»?
Хороший вопрос… Да и вообще, правильная у нас молодежь. В чем-то даже и получше нас. Они честнее, добрее и самокритичней. Выросшие в стране, у которой практически не было идеологии, они мгновенно разобрались в происходящем.
«Русский код» включается всегда и у всех, когда интуитивно понимаешь опасность для своей страны. Они прекрасно поняли, что:
– Обратной дороги нет. Просто нет.
– Это война их поколения. Их.
Да, как ни старайся, как ни бейся с различным ворогом, чтоб твои дети жили без войны, но… У каждого поколения есть своя война. И пришла она снова. И в нее вошли уже они – наши дети.
Вот с этого-то вопроса и появилась на свет эта статья. Пройдемся по пунктам, почему сейчас катаются «сверху», где в конце попробую дать вариант ответа нашей любознательной молодежи, а если ошибусь в чем, поправьте меня в комментариях.
Клятый комфорт
Вы пробовали прокатиться в десантном отделении БМП-1/2? Это увлекательный аттракцион. На ровной трассе и с толковым механом еще терпимо, а вот на обыкновенной дороге… У этой машины очень прыгучая «килевая качка».
Если пламегаситель автомата собрата не выбьет тебе зубы, то собственная каска свернет тебе шею при поцелуе с потолком. Позвоночник? Он горстью лежит в трусах. Но веселей всего тем, кто у задних дверей, им лучше каску не одевать совсем.
Во-первых, так действительно безопасней.
Во-вторых, в нее желудок выворачивать удобней.
Стрелять из бойниц? Ну-ну.
В БТР-80 более удобно, все-таки колеса и четыре оси, его не так «кидает» вверх-вниз. Но долгая посадка «боком» по направлению движения выматывает не хуже бодрого марш-броска. Такая посадка всегда утомительна для мышц. Вспомните, как вы пытались устроиться на лавке бортового грузовика и как держались рукой?
Кстати, удивительно, но самые лучшие условия испытал внутри БМП-3.
– Десантное отделение располагается в центре масс качающейся боевой машины. Качка практически не чувствуется.
– Расположение «лицом к движению» более комфортно, чем «боковое».
В общем – гусеничный мерседес для транспортировки. К слову, в танке башнеры именно в таких же условиях.
Поэтому и лезут наверх. На БТРе располагаются более вольготно по корпусу. На БМП стараются кучковаться ближе к башне, именно к центру масс. Кстати, «Мотолыгу» кидает чуть меньше, чем «Беху». Командир, конечно, на самом лучшем месте, держась рукой за ствол пулемета.
И большинство лицом по ходу движения. Верхом на броне уже возможно и поулыбаться – там не тесно и не душно.
Носимые «подпопники» тут не очень спасают. Самый шик – это нижняя часть автомобильных сидушек, притороченных к броне самым изощренным способом. Места, где возможно упереться куда-нибудь ногами, всегда заняты.
Отрицательная безопасность
Это самый известный факт.
1. Обстрел.
Борта БМП и БТР с 500 метров прошьет и НСВ, не говоря о более серьезных погремушках. РПГ эти машины не держат совсем. Самый древний выстрел к «семерке» превращает его в братский гроб.
2. Подрыв.
Мины и фугасы. Самая непредсказуемая рулетка при ведении боевых действий. Тут «взлетают» все. Именно два фугаса перевернули мне жизнь. БМП тут ловить вообще нечего. Гибнет экипаж, и несовместимая с жизнью контузия у десанта.
В БТРе, кстати, у десанта (не у водителя) есть некоторые шансы выжить при наезде колесом на мину. Да это так. Не зря же водилы уважают именно «Уралы», а не КамАЗы.
Так что внутри никак не получится выжить. Обстрелянный боец никогда не поверит, что у противника будут только автоматы-пистолеты, и не полезет внутрь. Только в ливень или мороз, да и то, только чтоб переодеться в сухое или растереть задубевшее на морозе лицо.
Да, снаружи выжить легче.
Чтоб завалить сидящую наверху роту на марше, в засаде должно окопаться не менее батальона. Нужна очень высокая плотность огня.
Может ли кто-нибудь погибнуть? Да. Но не все сразу, как при посадке внутри.
Десантирование
Насколько быстро может выбраться десант из БМП-1/2, БТР, МТ-ЛБ?
При скорости 10–15км/ч отделение спешивается и разворачивается в боевой порядок за 40–45 секунд в зависимости от типа машины. Это норматив на «отлично». При критических температурах, атмосферных осадках, состояниях грунта норматив вынужденно увеличивается на 10–30 %.
У БМП – это задние двери, которые так удобно «пасти» пулеметчику из засады. У БТР – это боковые люки, где один будет блокирован огнем, а вылезать через один люк БТР-80 это… Мат стоит на всю мать-природу, пока в него протиснешься в сняге и с оружием.
Если народ «сверху», он просто мгновенно горохом ссыпается вниз и разворачивается в боевой порядок. Мгновенно.
А. Ходаковский в ожидании погибшего друга
Ситуационная осведомленность
Это и есть краеугольный камень, из-за которого пехота катается на броне. Да, все выше описанное имеет место быть, и это очень серьезные пункты. Но именно этот пункт ставит точку в решении передвижения пехоты «сверху» брони.
Внутри ты глух и слеп. Все, что происходит снаружи, для тебя темный лес. Когда происходит нападение, то в суматохе криков и тумкания пуль о броню не понятно ничего: где противник, чем ведет огонь, сколько его и с каких направлений он лупит по тебе.
Выскакивая наружу, неизбежно начинаешь тупо озираться, пытаясь сориентироваться, откуда по тебе бьют и куда возможно залечь, чтоб уйти с линий огня. И только потом начинаешь думать о выгодности данной позиции для ведения боя, и чаще всего перемещаешься на новое место, откуда только теперь (!) открываешь более менее осмысленный огонь. Если тебя до этого раз несколько не пристрелят.
Слишком много бестолковых движений за большой промежуток времени без всякого противодействия с твоей стороны. А противник тебя видит и лупит прицельно с первой секунды твоего появления.
Когда ты на броне, то вся дружная стайка рассаживается таким образом, что смотрит на 360 градусов всегда и постоянно. Это уже делается, не думая. И так же, не думая, это проверяет командир перед тем, как устроиться у башни.
Контроль постоянный. В процессе движения мозг привычно анализирует окружающий пейзаж, а фантазия услужливо подсказывает места неплохой и грамотной засады на тебя.
Это не анекдот. Скажем так, когда я в последующем копал картошку у родителей в поле, то, сам того не думая, мысленно построил в данном месте схему обороны с расположением огневых точек, чтобы обезопасить данный район от вероятного появления противника. Таких опасных направлений было два. Это не бравада. Мне потом пришлось проходить лечение.
Так что ты уже ждешь некоторый подвох от определенных опасных мест и просто… напряженно их проезжаешь. И так постоянно.
Мы, мазута, перед тем, как появлялись такие места, включали «привод». Т. е. раскручивали гироскоп стабилизатора. Если такие места были постоянные, то… «привод» просто не отключался.
Башнеры также всегда были «верхом» в люке. У командира вполне удобная посадка на погоне командирской башенки. Наводчику похуже, ему удобней всего на левой стороне люка, но это боком к движению.
Поэтому первые выстрелы редко приходят неожиданно. Они четко ожидаемы именно с определенных направлений.
Как правило, план действий, исходя из местности и условий (подрыв или еще какая-то подстава), уже в голове – решение прорываться или занимать оборону приходит мгновенно, потому что ты реально понимаешь обстановку.
Бойцы не просто сыпятся горохом, а целенаправленно занимают боевые позиции с мгновенным (!) открытием огня по противнику.
В люк я нырял, уже зная, откуда бьет враг.
Из этого закономерно выливается следующий пункт обоснования катания «сверху» брони.
Мгновенный прицельный огонь
Ну и как теперь быть с вопросом молодежи про тяжелую БМП Т-15?
Пройдемся снова по вышеперечисленным пунктам.
Комфорт.
Более высокое десантное отделение и удобные сиденья. Но расположение снова «боком» к ходу движения. Насколько сильна качка? Да, наверно, как в танке. То есть ближе к корме дембеля явно устраиваться не будут.
Безопасность.
Противоснарядная защита – это серьезно. Подвешенные к потолку кресла увеличивают шанс при подрыве. Браво. Наконец-то.
Десантирование.
Все скопом вываливаются через заднюю аппарель. Она более удобна для высадки, чем двери БМП-1/2 и люки БТР-80. Более безопасна, чем выход с БМП-3. При классическом спешивании в наступлении все довольно неплохо.
А в иных случаях? При засаде или прикрытии броней в городе, чтоб забрать раненых?
При засаде задняя аппарель – это ловушка, которая противником берется на прицел заранее. Тут «боковой» выход более предпочтителен. Да и в других случаях может пригодиться. То есть, кроме основной задней аппарели, желательно наличие аварийных боковых выходов. Их нет.
Ситуационная осведомленность.
Мгновенный прицельный огонь.
А вот об эти пункты начинаешь запинаться, когда думаешь про Т-15 в боевых условиях.
Ничего не меняется в сравнении с БМП-1/2/3 и БТР-80.
А как бы я сам себя повел в Т-14?
Когда читал воспоминания Отто Кариуса, был очень удивлен, что он в 40-х годах, так же как и я в 90-х, вечно торчал в открытом люке. К слову сказать, всеми своими успехами он обязан именно таланту в тактике. И «на танках» его переиграть так никто и не смог. Тяжелое ранение он получил, когда производил пешую разведку для маршрута своих «Тигров».
За 50 лет приборы наблюдения командира танка, в принципе, практически не изменились. Не беру в расчет появление тепловизоров, это изменение «физических» параметров, а не «обзорных».
В нынешнее время экипаж танка также глух и слеп, как и ранее.
И десант в Т-15 будет в такой же ситуации.
И выбираться из боевой машины он будет так же, как и из БМП-2 – вначале озираясь и оглядываясь, чтоб «въехать» в обстакановку, затем поиск укрытия и только после этого ведение прицельного огня.
Постоянно повторял и буду повторять, что:
Противника не так сложно уничтожить, намного сложнее вовремя его обнаружить и правильно классифицировать степень его опасности.
Что мне, танкисту, надо, чтоб «вечно не торчать в люке»? Мы ведь действительно ныряем в броню только для того, чтоб дотянуться до вооружения, уже четко зная, где противник и кто он.
В идеале – это нашлемная «система видения через броню» с отображением на местности целей, обнаруженных ЕСУ ТЗ. Контуры оборудования внутриброневого пространства также должны присутствовать в системе видения для ориентировки нахождения и контроля управления танком и экипажем.
Неплохо загнул, да?
Кстати, это далеко не сказки. Более того, уже понятно, что для пользования такой системой нужны тренировки и привыкание, иначе с непривычки «крыша» может объявить бойкот сознанию и логическим цепочкам восприятия окружающего пространства.
Понятно, что до этого как до Луны пешком, с мешком, по шпалам босиком. Но оставаться ситуационной осведомленности на уровне 40-х годов совсем не айс. И кирпичики данной системы строятся уже и сейчас.
В той же «Шторе-1», кроме блока противодействия опасности (инфракрасные прожектора и ПУ дымовых гранат), есть датчики обнаружения излучения канала управления и датчики обнаружения лазерного излучения. А это уже часть данных, необходимых для понимания окружающей обстановки.
В той же радиостанции Р-168-25УЕ-2 «Акведук», устанавливаемой на Т-72Б3, уже предусмотрено дополнительное подключение всевозможных плюшек, где графический планшет далеко не максимум возможностей.
ЕСУ ТЗ «Созвездие» и «Андромеда» созданы и прошли обкатку на учениях.
Откуда произвелся выстрел по тебе? Тоже не сказки. «Система обнаружения выстрела акустическая» («СОВА») прошла обкатку в войсках и может быть установлена на любых носителях, как самостоятельно для выдачи информации, так и в связке со средствами ответного открытия огня для подавления атакующего противника.
Много чего еще создано и создается.
Да, в настоящее время «Акведук» в танке голый, ЕСУ ТЗ совсем нет в «тактическом звене», а сколько реальных систем «СОВА» на «Тиграх» в войсках – не знает даже пьяный ежик в тайге…
Но мы же говорим про ситуационную осведомленность будущего, про то, будут ли танкисты ездить с открытыми люками на Т-14 и пехота «верхом» на Т-15. И если в Т-14 есть элементы включения в информационное поле ЕСУ ТЗ, то у пехотинца в Т-15 пока нет ничего. Совсем.
А чем больше будет у находящегося внутри бронетехники пехотинца информации, позволяющей владеть ситуационной осведомленностью, тем более уверенней он будет себя чувствовать под броней.
Так что, резюмируя про Т-15, возможно предположить следующие выводы.
При передвижении внутри ТБМП пехота находится в относительно безопасном месте, защищенном противоснарядным бронированием и минимизацией ущерба при подрыве.
Но при вступлении в бой десант также:
– тратит критичное время на спешивание из заранее известной аппарели,
– не владеет ситуационной осведомленностью,
– не может мгновенно (!) вести прицельный огонь по противнику. Ему нужно время для ориентации.
Без систем контроля над окружающей действительностью ТБМП хороша как высокозащищенное транспортное средство. В ней хорошо передвигаться и… «прятаться» от войны.
Необходимо как минимум начать с установки в десантном отделении пульта отображения информации уже разработанной «СОВЫ». Десять целей с оружием до 14,5 мм в секторе 360 градусов – уже хоть что-то.
И это только маленький первый шаг в направлении информированности пехоты о текущей обстановке при ведении боевых действий.
Вот такой был ответ молодежи, заставивший ее задуматься. Затем посыпалось много толковых замечаний и предложений, они ведь сейчас «цифровые» и очень быстро понимают суть таких проблем.
Данная тема достаточно спорная, надеюсь, что в комментариях будет много интересных точек зрения.
В виде послесловия
Не так давно в «Телеграме» было видео, затронувшее меня, сделал с него скрин. Это колонна, направляющаяся к месту боевых действий на Донбассе.
Посмотрите, как расположилась пехота на броне БМП-3. Кормовые десантные люки над моторно-трансмиссионным отделением открыты и застопорены, что дает очень добротную защиту нижней части тела при передвижении «сверху».
Эти люки защитят и при спешивании, и прикроют, если нужно будет вести огонь с ходу.
Пехота может перемещаться внутрь и наружу прямо на ходу боевой машины – в дождь или ветер, пополнить боекомплект или затащить раненого.
Сразу вспоминается, что БМП-3 более защищена, чем ее предыдущие собратья. Очень она ценилась на Кавказе, что свою 100-мм 2А70 может задрать вверх до 60 градусов. Кстати, из-за этого к этой машине проявляют интерес и штурмующие Мариуполь.
Как гусеничный транспортер она самая комфортная при передвижении, и внутри, и снаружи. Плюс дополнительную защиту дают данные откидные боковые люки при нахождении сверху и спешивании. Не так уж она и плоха. Она лучше по всем статьям, чем БМП-1/2. Я про то, что есть сейчас у нас на вооружении.
А если вспомнить, что к ней разработан комплекс динамической защиты с элементами 2С24, то совсем интересно становится, но эта тема следующей статьи.
А это скрин самого лучшего танкового десанта на Украине...
- Автор:
- Алексей Кузнецов (Aleks тв)
Свежие комментарии