Боевые автобусы. Если бы сегодня проводился конкурс на самый страшный бронеавтомобиль в истории, то Buffel, созданный южноафриканскими конструкторами, совершенно точно поборолся бы в нем за первое место. Формально этот «Буйвол» из ЮАР относится к классу MRAP – бронированных колесных автомобилей с противоминной защитой. Но на деле в 1970—1980-е годы использовался южноафриканскими военными как БТР. Благо машина могла спокойно перевозить в бронированном кузове до 10 десантников, что также позволяет легко включить этот образец бронетехники в цикл статей «Боевые автобусы».
Создание бронемашины Buffel
Говоря о колесной бронетехнике ЮАР, необходимо затрагивать предысторию страны. Длительное время, в том числе и после завершения Второй мировой войны, основным поставщиком вооружений для тогда еще ЮАС (Южно-Африканский Союз, название страны до 1961 года) являлась Великобритания, что было вполне логично. Таким образом, все 1950-е и 1960-е годы основным бронетранспортером ЮАС был британский «Сарацин». Однако ухудшение отношений с Британией, политика апартеида, образование в 1961 году независимой Южно-Африканской Республики, которая вышла из состава Содружества, привели к охлаждению отношений между Лондоном и бывшим доминионом.
Разработку новых бронированных транспортных средств серьезно подтолкнул крупный военный конфликт, который вошел в историю под названием Южноафриканской пограничной войны. Боевые действия велись главным образом на территории Анголы и Намибии и продолжались с 1966 по 1989 год. Боевые действия сопровождались широким применением противопехотных и противотанковых мин, а также различных самодельных взрывных устройств, что подтолкнуло военных ЮАР к созданию особой бронетехники, хорошо защищенной от подрывов на минах. Широкое применение мин было обусловлено тем, что противники ЮАР избрали более подходящий для них партизанский характер боевых действий, так как в открытом бою противостоять регулярной армии было крайне сложно. Тогда же настоящей головной болью южноафриканских военных стали советские мины ТМ-57 (противотанковая мина с 6,5 кг взрывчатого вещества), которые массово устанавливались повстанцами на дорогах.
Новая боевая машина Buffel, разработанная по заказу корпорации ARMSCOR в 1970-е годы, стала ответом на вызовы времени и те угрозы, с которыми постоянно сталкивались представители южноафриканской армии и полиции. Машина с колесной формулой 4х4 была построена в сжатые сроки для удовлетворения требований Минобороны к бронетранспортёру, обладающему противоминной защитой. Боевой автомобиль планировалось направить на вооружение армейских подразделений, в первую очередь пехоты. Всего за время производства было выпущено около 2,4 тысячи подобных боевых машин, которые также поставлялись и на экспорт. Например, в Шри-Ланку и Уганду. Известно, что в армии Шри-Ланки подобные боевые машины и их модернизированные версии по-прежнему остаются на вооружении, а в ЮАР к 1995 году они уступили место более совершенной технике – семейству колесных бронемашин Mamba.
Новый бронеавтомобиль, выпускавшийся корпорацией ARMSCOR, получил свое звучное название Buffel (на языке буров) в честь африканского буйвола, животного, не смотря на свою травоядность, достаточно свирепого и даже более страшного, чем лев. При этом сам БТР также имел отдаленное сходство с буйволом. Фактически именно «Буйвол» стал первой успешной бронемашиной, которая стала широко использоваться многочисленными армейскими патрулями. Одним из главных требований военных к новой машине была защита от подрыва на противотанковой мине ТМ-57 или её эквиваленте, взорванной под машиной в любом месте, а также защита от подрыва двух таких мин под любым из колес. И с этой задачей конструкторы из ЮАР справились.
Технические особенности южноафриканского «Буйвола»
За основу при создании новой бронемашины конструкторы взяли шасси полноприводного грузового автомобиля – достаточно распространенное решение. Благо подходящий экземпляр в наличии имелся – это был полноприводный Mercedes-Unimog модели 416/162. Использование проверенного временем шасси не только положительным образом сказалось на надежности и долговечности необычного БТР, но и обеспечило машине хорошие тактико-технические характеристики, в первую очередь подвижность. Немаловажным было и то, что ранее на шасси Unimog уже был создан один из вариантов противоминного грузовика, получивший обозначение Boshvark и выпущенный небольшой серией в несколько десятков единиц.
Компоновка новой бронированной машины, предназначенной для перевозки 10 бойцов, была следующей. В передней части располагался дизельный двигатель. Водитель сидел выше и располагался с левой стороны относительно силовой установки. Его рабочее место располагалось в прикрытой броней кабине, которая была оснащена толстыми пуленепробиваемыми стеклами спереди и по бокам. В кабине имелась одна небольшая дверца, а также люк в крыше корпуса, который был либо сплошным, либо двустворчатым и также мог использоваться для эвакуации из боевой машины. Справа от моторного отсека на большинстве бронемашин располагалось обычно запасное колесо. Прямо за кабиной водителя был установлен бронированный кузов – он же открытое сверху десантное отделение. Сам корпус изготавливался из стальных бронелистов методом сварки.
Десантное отделение на первых вариантах бронемашины было открытым, при этом в нем могли спокойно разместиться 10 солдат с полной экипировкой. Бойцы сидели спиной друг к другу лицом к бортам корпуса. Каждое из сидений оснащалось ремнями безопасности и было разработано с учетом необходимости поглощения максимально возможной энергии в случае подрыва на мине или СВУ. На первых моделях с открытым кузовом над сиденьями конструкторы расположили длинную продольную трубу, которая должна была защищать десант в случае переворота боевой машины, а также могла служить поручнем. К неудачным решением можно было отнести способ высадки/посадки. Покинуть первые БТР можно было только по бортам корпуса, на которых располагались специальные ступеньки.
![Самый опасный в мире «Буйвол». БТР Buffel](https://r3.mt.ru/r15/photoDE00/20012655684-0/jpg/bp.jpeg)
Так как основной миссией машины была защита экипажа и десанта от подрыва, конструкторы из ЮАР применили ряд решений, которые характерны сегодня для всех MRAP. Для рассеивания ударной волны при взрыве бронированный корпус в нижней части получил V-образную форму, что сегодня является визитной карточкой практически всех бронеавтомобилей с противоминной защитой. Второй заметной особенностью бронемашины стал высокий клиренс, и как следствие большая высота – 2,95 метра. Высокий клиренс также являлся необходимым элементом противоминной конструкции, так как эффективность взрывной волны уменьшается с ростом пройденного расстояния. В некоторых источниках утверждается, что дополнительную защиту от подрыва обеспечивали и 500 литров воды, которые можно было залить в каждое из колес.
Основной акцент при разработке делался на защиту от мин, при этом корпус выдерживал обстрел из легкого стрелкового оружия и небольшие осколки снарядов и мин. Для условий партизанской войны этого было достаточно, к тому же часто самым тяжелым оружием, имеющимся в распоряжении многочисленных повстанцев и бойцов освободительных фронтов, оказывались пулеметы. Боевая масса машины не превышала 6,14 тонн. Максимальная длина БТР составляла 5,1 метра, ширина – 2,05 метра, высота – 2,95 метра. Высота создавала дополнительные проблемы с устойчивостью импровизированного бронетранспортёра и его заметностью на местности. Однако последний фактор играл не такую большую роль на африканском театре военных действий, где трудно было где-то укрыться в гладкой, как стол, саванне, зато с высокого объекта был лучший обзор, поэтому противника можно было обнаружить раньше.
На первых моделях стояли оригинальные 6-цилиндровые дизельные двигатели Mercedes-Benz OM352, которые позднее заменили на копии южноафриканского производства. Двигатель работал в паре с коробкой передач, обеспечивающей бронемашине 8 скоростей переднего хода и 4 заднего. Двигатель максимальной мощностью примерно 125 л.с. обеспечивал боевой машине хорошие скоростные характеристики. На шоссе такой БТР разгонялся до 96 км/ч, а по пересеченной местности вне дорог мог двигаться на скорости до 30 км/ч. Располагавшийся под десантным отделением бак с дизельным топливом емкостью 200 литров, соседствовал со 100-литровым баком для воды, которая была жизненно необходима для боевых действий на африканском ТВД. Запаса топлива автомобилю хватало, чтобы преодолеть по шоссе до 1000 км, что было отличным показателем.
![](https://r1.mt.ru/r15/photoD630/20235728533-0/jpg/bp.jpeg)
Большинство «Буйволов» не имело никакого вооружения, но на части машин устанавливались 5,56- или 7,62-мм пулеметы. На некоторых версиях можно было заметить спаренные пулеметные установки, прикрытые бронещитками. Более тяжелое вооружение отсутствовало.
Модернизации бронеавтомобиля Buffel
Достаточно быстро конструкторами были подготовлены две модернизации машины: Buffel Mk IA и Mk IB. Первая модель отличалась улучшенным двигателем и измененной конструкцией бампера. На второй модели вместо барабанных появились более совершенные дисковые тормоза. При этом конструкторы и военные быстро поняли, что вариант с покиданием боевой машины через борта корпуса является не самым идеальным. И это еще, мягко говоря, так как спускаться под огнем противника солдатам предстояло почти с трехметровой высоты.
Исправили этот серьезный недостаток в модификации Buffel Mk II, которая получила полностью закрытый десантный отсек с крышей, в которой были расположены фиксирующиеся люки. При этом основным методом посадки и высадки на этой модели стала дверь, расположенная в кормовом бронелисте корпуса. Также на базе данной модели производился бронированный перевозчик грузов, из кузова которого были демонтированы все сиденья. Такой грузовой автомобиль мог легко перевезти до 2,6 тонны различных грузов, а также использовался в качестве тягача для легких орудий.
- Автор:
- Юферев Сергей
- Статьи из этой серии:
- БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр
OT-64 SKOT. Бронетранспортёр, который превзошёл БТР-60
M113. Самый массовый бронетранспортёр в истории
БТР-50П. По земле и по воде
Настоящий боевой автобус. БТР-152
БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр
Самый массовый бронетранспортёр Второй мировой войны
Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»
Первый бронетранспортёр из Скандинавии. Terrangbil m/42 KP
Бронетранспортёр из «Шермана»
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX
Type 63. Китайский взгляд на бронетранспортёры
Свежие комментарии