Остались в лидерах
Достижения стран Запада в области разработки авиационных средств поражения в очередной раз доказывают одну простую истину: будущее за миниатюризацией АСП. Постепенно уходят в прошлое громоздкие ракеты. Им на смену приходит оружие, у которого относительно низкая масса боевой части компенсируется высочайшей точностью.
В сумме с большим количеством таких боеприпасов это позволяет решить если не все, то очень многие из задач, стоящих перед боевой авиацией.
Косвенно это подтверждает недавний конфликт в Нагорном Карабахе, который показал, что для победы совсем необязательно применять корректируемые авиабомбы КАБ-1500, массой более тонны. Или, скажем, «гигантские» ракеты Х-59 «Овод» (которые, впрочем, в силу телевизионно-командной системы наведения сейчас представляют собой откровенный анахронизм. В базовом варианте, разумеется). При наличии опыта и желания даже небольшие АСП превращаются в едва ли не «стратегическое» оружие, способное решить исход войны.
Лучше всего это, повторимся, понимают на Западе, который и является своего рода «законодателем моды». Такие страны, как Китай, Индия и Россия пока что находятся в роли догоняющих, что совершенно естественно с учетом несравнимо меньших финансовых возможностей их ВПК. Хотя китайцы этот недостаток, возможно, скоро исправят.
Едва ли не лучшей на сегодня демонстрацией стремительного развития АСП является относительно скромная, на первый взгляд, новость, которая осталась незамеченной большинством СМИ.
В начале января Министерство обороны Великобритании заявило о заключении соглашения с корпорацией MBDA на интеграцию и серийную поставку крылатых ракет SPEAR3 для истребителей F-35B Lightning II. Количество ракет неизвестно.
Однако общая сумма контракта составляет 550 миллионов фунтов стерлингов (746 миллионов долларов США). Это позволяет говорить о том, что речь может идти о довольно большой партии. В течение 18 месяцев с момента подписания соглашения начнутся полномасштабные тесты SPEAR3, используя в качестве носителя Eurofighter. Начало серийных поставок намечено на 2023 год.
Достанется всем
Чем же столь примечательно новое изделие? Если говорить начистоту, она не представляет собой нечто концептуально новое. С технической точки зрения. Однако воплощает в себе почти все достижения европейских оружейников последних десятилетий.
Характеристики SPEAR3:
Длина: 1,8 метров
Диаметр корпуса: 180 миллиметров
Масса: около 100 килограмм
Скорость полета: высокая дозвуковая
Дальность: 140 километров
Двигатель: турбореактивный двигатель Hamilton Sundstrand TJ-150
Система наведения: многоканальная головка самонаведения, включающая систему радарного наведения миллиметрового диапазона, инфракрасный и лазерный полуактивный каналы, а также инерциально-спутниковую систему наведения
Носители: истребители F-35 и Eurofighter Typhoon.
Возможности ракеты теоретически позволяют с высокой эффективностью использовать ее практически против всех возможных целей: станционных и движущихся, наземных и морских.
Сразу нужно оговориться, что на роль полноценной замены обычных противокорабельных ракет воздушного базирования изделие все же не тянет: слишком малая (для борьбы с крупными кораблями) боевая часть.
Однако и здесь есть свои «но». Благодаря малым размерам один F-35B теоретически может взять в свои внутренние отсеки до восьми таких боеприпасов: по четыре на один отсек. Что касается Eurofighter Typhoon, то он сможет брать до шестнадцати таких ракет. Более чем весомый аргумент.
Наибольший интерес представляет именно F-35B. Причин как минимум несколько. Во-первых, внутреннее размещение SPEAR3 позволяет самолету сохранять свою малозаметность в полной мере. Во-вторых, новейший британский авианосец Queen Elizabeth с палубными F-35B готовится к своему первому боевому походу, который состоится уже в этом году. Напомним, всего Великобритания получила два таких корабля: больше строить не будут. Второй авианосец Prince of Wales ввели в эксплуатацию в прошлом году.
Каждый такой корабль может нести на борту до 40 самолетов. Даже учитывая относительно небольшой на фоне «полноценного» палубника боевой радиус F-35B, составляющий примерно 930 километров (у F-35C – 1200 километров), это очень серьезная авиагруппа.
Напомним, в разное время рассматривали различные варианты авианосца. В конечном счете, Queen Elizabeth стал условным побратимом ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: от классических авианосцев он отличается отсутствием катапульт и аэрофинишеров.
На фоне аналогов
SPEAR3 – далеко не первая попытка Запада сделать универсальное, смертоносное и при этом миниатюрное средство поражения. В широком смысле она стала развитием ракеты Brimstone, которую приняли на вооружение еще в 2005 году.
Чтобы понять, насколько далеко вперед шагнули технологии, достаточно напомнить, что дальность полета у Brimstone первого поколения составляла примерно 20 километров, что примерно сопоставимо с максимальной дальностью новейших противотанковых управляемых ракет. У Brimstone II показатель выше – более 60 километров (по данным из открытых источников). Но это все равно бесконечно далеко до возможностей SPEAR3.
В целом новая европейская ракета может смело претендовать на звание самого передового АСП наших дней. Как и ее условных аналог – американская миниатюрная управляемая высокоточная авиабомба GBU-53/B StormBreaker, которая еще недавно казалась почти фантастическим оружием.
Напомним, данный боеприпас при схожей со SPEAR3 массе (примерно 90 килограмм) имеет дальность полета 110 километров. Бомба может поражать как стационарные, так и движущиеся цели. Во внутренних отсеках F-35 можно разместить до восьми таких бомб.
Совсем недавно (во второй половине 2020 года) бомба GBU-53/B StormBreaker достигла стадии начальной оперативной готовности в качестве вооружения истребителя-бомбардировщика F-15E. В дальнейшем ее смогут применять в бою и другие американские самолеты.
«GBU-53/B StormBreaker обеспечивает практически беспрецедентные возможности поражения морских или наземных маневрирующих целей на большом расстоянии и в неблагоприятную погоду»,
– отметил ранее заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Со специалистом трудно не согласиться.
Нужно полагать, SPEAR3 может дать боевой авиации NATO еще более высокие возможности за счет еще большей дальности и увеличенной гибкости применения.
- Автор:
- Илья Легат
Свежие комментарии