На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Из интервью Лукашенко Гордону 07.08.2020: – С кем из украинских президентов вас связывают самые теплые отношения? – В...ЛУКАШЕНКО ОБВИНИЛ...
  • Ливень
    проблема в том что классифицируют местные менты (именно так - менты) которые сильно повязаны с местными же не сильно ...«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...
  • тимофей юриевич
    В Эстонии,да и во всей Прибалтике необходимо пристально приглядеться к местным русским и русскоязычным.Очень часто эт...«Русский дух» Тал...

Фронтовое Рождество

Рождество на фронте…


Воспоминания солдат и офицеров русской армии на фронтах Первой мировой войны содержат отклики о том, что даже в условиях фронтового быта воины не забывали об этом Святом Празднике.

Старались найти возможность и раздобыть лесную красавицу ель или хотя бы несколько еловых веток – и, установив их в блиндаже или в землянке, приблизиться к мирной обстановке и окунуться в атмосферу Праздника.


Елка в землянке. 1916 год. Картины войны. М., 1917 г.

Причем даже пребывание на территории вражеского государства ни в коей мере не влияло на эту традицию. Как мы видим ниже - на рисунке кавалерийского офицера – участника похода в Восточную Пруссию. Осенний (Второй) поход в Восточную Пруссию 1914 г. закончился успешно, и войска Северо-Западного фронта встречали первое военное Рождество в Германии.


Лисовский М. Силуэты войны. 1914 – 1915. Рисунки участника. Альбом 2. Пг., 1916 г.

Причем праздничные елки устанавливались не только в офицерских землянках или блиндажах. На фото ниже мы видим и солдатскую елку.


Картины войны. М., 1917 г.

Но трагические превратности войны могли сделать рождественское утро таким, как на иллюстрации ниже – и тогда русские герои спали вечным сном в окружении могучих елей и сосен.


Летопись войны 1914 года. № 19.

Рождественская молитва могла проводиться как в храме, так и на позиции.


Полковая церковь. Картины войны. М., 1917 г.


У церкви. Картины войны. М., 1917 г.


Рождественская молитва на позиции. Рис. Худ. Н. Петрова. Летопись войны 14 года № 19.

Русские солдаты и офицеры, по возможности, отдыхали в этот святой день.


Картины войны. М., 1917 г.

Причем интересным обычаем были «рождественские гадания». Так, на представленном ниже фото солдатам на позициях «на счастье» гадает попугай.


Нива. 1914. № 51.

А на следующем фото «солдатское счастье» вытягивает голубь.


Великая война в образах и картинах. Вып. 5. М., 1915.

Ну и, конечно, важным элементом торжества были рождественские подарки – и бойцы ждали их нетерпением: от родных и близких, общественных организаций и частных лиц.


Великая борьба народов. Вып. 4. М., 1915.



Раздачи подарков солдатам. Картины войны. М., 1917 г.


Разбор Рождественских подарков на позициях. Рис. Худ. Н. Петрова. Летопись войны 14 года № 19.

Все это позволяло хоть немного забыть о тяжести войны, прикоснуться к таинствам одного из величайших Христианских Праздников и почувствовать себя немного счастливее.

И в заключение приведем (в оригинале) строки прекрасного стихотворения Сергея Михеева, которое было опубликовано в «Ниве» (1914. № 51. С. 996.) и посвящено преддверию Рождества Христова - Сочельнику.
Фронтовое Рождество
Автор: Олейников Алексей

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх