В наступившем 2015 году неизбежны серьёзные изменения в экономической политике, в экономической философии правительства. На текущий момент в этом направлении движение есть. Но оно находится в старой либерально-западнической парадигме, в которой российская экономика живёт, начиная с краха СССР. Эта гайдаровско-кудринская традиция пока господствует, хотя очень серьёзные изменения, может быть, вынужденные, сейчас делаются.
Мы имеем два макроэкономических параметра, которые создают основы для экономического роста: девальвация рубля и санкции, которые так же стимулируют. Вся проблема российский экономики заключалась в том, что в результате экономической политики, частью которой было завышение курса национальной валюты, все ресурсы, которые Россия получала от природной ренты, уходили на финансирование зарубежного потребительского импорта, и таким образом происходило удушение национального производства. Причинами кризиса, в котором оказалась российская экономика до всяких санкций, была именно эта макроэкономическая позиция. В результате всякое производство перестало быть конкурентоспособным, поскольку рублёвые издержки просто увеличивали затраты по отношению к конкурентам.
Эта ситуация сейчас изменилась под влиянием внешних факторов, но есть много подводных камней. В 1998 году, когда девальвация дала некоторый длительный период бурного роста, были незагруженные мощности. Сейчас их нет.
В 98-м были открыты каналы для рефинансирования. Сейчас иностранное рефинансирование для нас перекрыто теми же санкциями. Но опять же, проблема предыдущей политики заключалась в том, что никакого рефинансирования, кроме иностранного, практически не было. Во всяком случае, не было на рынке. Потому что государство помогало отдельным секторам, начиная от оборонки и кончая какими-то избранными, крупными компаниями, но фактически это не был рыночный кредит, это было, по сути, государственное фондирование.
Идея, согласно которой сжатием массы можно бороться с инфляцией, особенно такого типа, как в России, — абсолютно абсурдная. Она генерирует инфляцию, кредиты при этом уничтожаются.
Без кредитования современная экономика расти не может. Важным решением должна стать мягкая форма валютного контроля. Надо запретить юридическим лицам операции с валютами без контракта. Просто взять со счёта рубли и поменять их на валюту должно быть невозможно. Но ни в коем случае не надо препятствовать населению покупать иностранную валюту. Другое дело, что механизм определения курса, вероятно, будет более организованным и менее волатильным, чем сегодняшний, который определяется свободным рынком.
Результатом финансовых изменений должно быть одно — чтобы колебания курса рубля к доллару, если таковые будут, или к другим валютам на внутренней жизни страны сказывались минимальным образом. Многие страны добиваются этого в течение длительного периода, нам это нужно сделать за один год.
Даже сейчас мы видим очень интересное явление. У нас раньше падение обменного курса и инфляция были практически одним и тем же. Сейчас рубль обесценился по отношению к доллару в два раза, но покупательная способность в два раза ниже не стала.
Конечно, инфляционный эффект будет сильный, но не идентичный. Зависимость рубля от доллара должна быть минимизирована, она будет минимизирована, потому что национальная экономика не должна быть привязана к чужой валюте. И нам сейчас придется исправлять допущенные ошибки.
Само по себе ничего не исправится, потому что против России ведётся экономическая война на уничтожение. Если во время кризиса 1998 года и 2008 года мы столкнулись с неблагоприятной внешней конъюнктурой, то сейчас мы столкнулись с политикой целенаправленного удушения российской экономики.
Резкое падение цен на нефть подрывает сланцевую добычу, столь важную для американцев. Но Вашингтону на это плевать. Они выполняют политическую задачу, я бы сказал, параноидального свойства — им нужно свержение Путина. Когда мы сталкиваемся с войной против России, то, безусловно, у нас должны быть инструменты. И сам тезис Путина о переходе к ручному управлению в этом смысле чрезвычайно адекватен и позитивен. Если нас душат руками, то нам надо руками и отбиваться, а не махать невидимой рукой рынка.
Валентин Катасонов. Экономические итоги России 2014 года: ограбление страны в особо крупных размерах
Описывать экономические итоги ушедшего года можно разными словами: валютный кризис, падение рубля, экономические санкции, усилившееся бегство капитала из страны, вышедшая за черту 10% инфляция, снижение выручки от экспорта нефти, беспрецедентная «смертность» российских банков, угроза возникновения дефицита федерального бюджета, разворот экономического сотрудничества России на Восток и т.д. Об этом уже сказано и написано немало.
С моей точки зрения, несправедливо мало сказано и написано о том, что в 2014 году финансовый блок правительства допустил одно из крупнейших ограблений нашего народа за последние два десятилетия. Может быть, более крупными ограблениями по сравнению с последним были лишь фактическая конфискация вкладов в Сбербанке десятков миллионов граждан правительством Е. Гайдара более двадцати лет назад (в результате бешеного разгона инфляции). Или так называемый дефолт 1998 года, спровоцированный правительством С. Кириенко (трехкратное падение валютного курса рубля).
В 2014 году в результате резкого падения курса рубля и в условиях высокой зависимости российского рынка от импорта потребительских товаров фактически произошла частичная конфискация рублевых вкладов граждан. Попробуем оценить ее масштабы. Если принять, что средняя величина рублевых депозитов физических лиц в ушедшем 2014 году была равна 13 трлн рублей, и что рубль за год потерял без малого 50% по отношению к доллару, то приходим к следующему выводу. У населения, хранившего свои сбережения на рублевых депозитах российских банков, было украдено 6,5 трлн рублей. Обесценение рубля, допущенное нашими властями, кого-то из валютных спекулянтов обогатило на миллиарды (может быть, даже не рублей, а долларов). А вот у простых граждан было украдено 6,5 трлн рублей. Если переводить эту сумму в долларовый эквивалент по валютному курсу конца года (около 60 рублей за доллар), то получим потери более чем в 100 млрд долларов. Если пересчитывать эту сумму по валютному курсу начала прошлого года (33 рубля за доллар), то получим около 200 млрд долларов.
Конечно, для проведения «тонких» оценок надо учитывать сроки рублевых депозитов и графики движения денег по депозитным счетам. Чтобы не тратить времени на оценки этих «тонкостей», предлагаю взять среднее значение. Получим 150 млрд долларов.
Это, конечно, не все. Ведь у населения всегда имеются наличные рубли в кармане, кошельке или под матрацем. По данным Банка России, наличная денежная масса вне банковского сектора на 1 января 2014 года была равна 6.985,6 млрд руб., а 1 декабря 2014 года — 6.920,0 млрд руб. Номинально рублевая масса за неполный год осталась почти без изменения, но в долларовом эквиваленте от нее осталась лишь половина. Держатели рублей, которые использовали их для текущих покупок и платежей, обесценения не чувствовали, а вот те, кто держал рубли под матрацем, потери реально понесли. Пусть лишь ¼ всей наличной рублевой массы хранилась под матрацами. В этом случае мы имеем реальные потери, приближающиеся к 1 триллиону рублей. Опять же если перевести в долларовый эквивалент по среднему курсу прошлого года, то получим примерно 24 млрд долларов.
По нашим, очень грубым, подсчетам, потери населения в результате «экспериментов» Центробанка с «плавающим рублем» обошлись нашим гражданам в сумму, равную 7,5 трлн руб. Сумма складывается из потерь тех, кто держал рубли в банках (6,5 трлн. руб.), и потерь тех, кто держал рубли под матрацем (около 1 трлн. руб.). Потери выражены в рублях начала 2014 года. А в долларовом эквиваленте потери могут быть оценены в сумму 150 млрд долл. + 24 млрд долл. = 174 млрд долл.
Казалось бы, власти должны были проявить чувство ответственности перед своими гражданами. Что случилось, то случилось. Виновных отдать под суд, а гражданам возместить потери. Существуют разные варианты. Например, проиндексировать обязательства банков перед своими держателями депозитных рублевых счетов с учетом обесценения рубля. У этого варианта есть серьезный минус: сразу рухнет большая часть банков, от нашей банковской системы останутся «рожки да ножки».
Другой вариант предусматривает возможность выплат потерь вкладчикам Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Увы, этот вариант, казалось бы, самый оптимальный, также не срабатывает. По состоянию на 1 декабря 2014 г. Фонд обязательного страхования вкладов (финансовая база АСВ) располагал суммой, равной 88,5 млрд руб. Как говорится, «детишкам на молочишко». Остается лишь государство с его бюджетом и разными внебюджетными и «забалансовыми» фондами. Но наше государство пошло иным путем. Энергия нашей Госдумы была в конце уходящего года канализирована не в русло защиты прав и интересов «кинутых» денежными властями граждан, а в русло защиты все тех же банков. 19 декабря Государственная дума проголосовала за закон, санкционирующий выпуск Минфином России в период с 31 декабря 2014 г. по 31 декабря 2019 года облигаций федеральных займов на сумму номиналом 2 триллиона рублей. 25 декабря закон был одобрен Советом Федерации, а 26 декабря подписан Президентом России. Размещение бумаг уже началось.
Из мобилизованных средств 1 трлн рублей пойдет на пополнение капитала российских банков, большая часть из которых дышит уже на ладан. Народными избранниками сказаны были красивые слова о том, что это «вливание» позволит российским банкам направлять кредиты в реальный сектор экономики, заниматься импортозамещением. «Свежо предание, но верится с трудом». Зачем напрягаться банкам, если рубль будет слабеть? Да, сегодня офшорные игры в условиях экономических санкций становятся рискованными для российских банков. Вместо кредитования инвестиций в новые Магнитки и Днепрогэсы они начнут «инвестировать» в иностранную валюту и спекулировать ею. 1 триллион уйдет как вода в песок. Уж лучше бы эти деньги пошли на компенсации обворованным в 2014 году вкладчикам. Однако этого закон не предусматривает.
Еще один триллион планируется «влить» в капитал АСВ. Но, может быть, этот миллиард можно будет использовать для компенсаций обворованным вкладчикам? Никак нельзя. Деньги АСВ выплачиваются лишь вкладчикам тех банков, которые стали банкротами. А обворованные в 2014 году в результате обвала рубля вкладчики под эту категорию не подпадают. Конечно, у них есть шанс попасть в эту категорию в нынешнем, 2015 году, когда банки, в которых наши упорные вкладчики продолжают держать деньги, все равно лопнут. Но тогда свой утешительный приз они получат совсем уж обесцененными бумажками. Впрочем, даже совсем обесцененных бумажек все равно на всех не хватит.
Наши гуманные власти, чтобы хоть как-то подсластить горькую пилюлю, которую нашим гражданам пришлось проглотить в середине декабря 2014 года, приняли решение увеличить лимит банковских вкладов, подлежащих страхованию, с 700 тыс. до 1.400 тыс. рублей. Благородно, конечно, но это правильнее назвать не увеличением лимита страхования, а его индексированием. Лучше бы наши власти приняли решение об индексации банковских вкладов, распространив эту индексацию не только на новые вклады, но и на те, которые «сгорели» в прошлом году.
Выше мы говорили лишь о потерях физических лиц. Потери наших предприятий и компаний вообще учету не поддаются. По данным Банка России, на 1 декабря 2014 г. денежные средства юридических лиц (основная часть их — предприятия и компании) в банках (депозиты и иные виды счетов) составили 21,6 трлн руб. Из них валютные средства составили 8,5 трлн руб., а рублевые средства — 13,1 трлн руб. Как видим, рублевые средства физических лиц были примерно равны рублевым средствам юридических лиц. Получается, что если применить ту же методику подсчета ущерба, что и к вкладам физических лиц, то получим убытки юридических лиц от обвала рубля, равные тем же 150 млрд. долларов Если суммировать потери физических и юридических лиц, вызванные обесценением рублевых счетов в банках, то получим 300 млрд долл.
По оценкам Всемирного банка, валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2013 году составил в номинальном выражении 2.097 млрд долларов. А при расчете по паритету покупательной способности (ППС) рубля показатель ВВП будет равен 3.461 млрд долл. Судя по всему, прирост ВВП в России в 2014 году будет чисто символическим. Следовательно, можно сказать, что потери от обесценения рублевых средств, размещенных в банках России, в результате обесценения рубля составили: 14% по отношению к ВВП в номинальном выражении; почти 9% по отношению к ВВП, рассчитанному по ППС.
Все манипуляции наших властей в финансово-банковской сфере не внушают никакого оптимизма. Валютно-финансовая система не жизнеспособна, она переживает агонию. Те меры, которые принимались правительством и Центробанком в ушедшем 2014 году, особенно в конце года, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, это были последние попытки чего-то «урвать» для «себя любимых» под прикрытием «вербальных интервенций» с использованием не очень понятных простому человеку магических заклинаний типа «репо», «ликвидность» или «базовая ставка».
Во-вторых, некоторые меры напоминали инъекции «обезболивающего», в качестве «обезболивающего» выступали деньги из нашей валютной казны (прежде всего, для целей так называемых валютных интервенций). Но, с одной стороны, действие инъекций ограничено во времени. С другой стороны, запас «обезболивающего» начинает таять на глазах. Эти не очень радостные размышления приводят к выводу: нашу валютно-финансовую систему больше держать на «обезболивающих» инъекциях нельзя, да и возможностей уже нет. Ее надо срочно лечить, причем может потребоваться хирургическое вмешательство.
Свежие комментарии