На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Андросов
    Ещё одни узкоглазые хохлы нарисовались.У Казахстана не п...
  • Людмила Письменская
    Армянский народ безмолвные овцы? Если терпят предателя, значит, как и Украина предают своих героических дедов.Пашинян заставляе...
  • Eduard
    Сырский кто,просто мудак! Украина не его,он её не купил и дарить Америке и Европе прав не имеет.Сырского скорр повеся...На Харьков: Батал...

Чем 60 лет назад пытались занять солдата в свободное время?

Почти 60 лет назад военное издательство министерства обороны СССР выпустило книгу, которая сегодня у одних интересующихся военной тематикой читателей вызовет улыбку, у других – ностальгию, у третьих вопрос о наличии современного научно-педагогического подхода в воспитании защитника Отечества. Речь идёт о книге «Играем и развлекаемся», которую написал подполковник М.А.Державец – Отличник физической подготовки, старший преподаватель физподготовки Ленинградского Суворовского военного училища. 


Чем 60 лет назад пытались занять солдата в свободное время?


Основная тема книги примерно такая: чем занять свободное время военнослужащих-призывников, если такое свободное время у них появляется? Возможно, сегодня, когда срок службы по призыву составляет 12 месяцев, актуальность книги о полезном сведении на ноль свободного времени солдата покажется сомнительной, а сама книга может показаться шуткой штабиста, желающего получить за своё творчество новую звезду на погоны. Но речь идёт всё-таки о временах 60-летней давности. А закон о всеобщей воинской повинности образца 1949 года (действовал до 1967 года) говорил о том, что призыв в Сухопутные войска и авиацию осуществлялся на срок 3 года, а в ВМФ – на срок 4 года. 3 и 4 года! За такое-то время службы свободных от этой самой службы «минуток» набегало немало…
 
Человек, который служил «срочку», прекрасно понимает, что и при наличии обязательных манёвров, стрельб и учений даже двухгодичный срок оставляет немало свободного времени. Особенно когда первые «тяготы и лишения» армейской службы остаются позади, и солдат (матрос) полноценно осваивается в части (как вариант – на корабле). При этом любой офицер, который имел (имеет) отношение к работе с личным составом (особенно с личным составом призывников), не даст соврать, что чем меньше свободного времени у солдата, тем меньше головной боли у офицера. Ведь далеко не каждый призывник готов проявлять «разумную инициативу» и в свободное время заниматься исключительно штудированием устава или перелистыванием военных журналов в «ленинской» комнате.

Офицерская сверхзадача (речь, конечно же, о заинтересованном офицере, а не о случайном человеке в погонах) состояла и продолжает состоять в том, чтобы солдата занять по полной программе, ибо незанятый солдат, как говаривал один представитель младшего офицерского звена, «это ещё хуже, чем баба – может ТАКОЕ выкинуть!» (не в обиду женщинам-водителям) И читатель, который не понаслышке знаком со «срочкой», поймёт, о чём идёт речь…
Итак, о книге. В предисловии автор приводит такие слова: 

Физическая подготовка и спорт являются любимым делом воинов Советской Армии. Солдаты Советской Армии любят весёлую, задорную игру, песни и пляски. 

Массовые подвижные игры и спортивные развлечения увлекают участников и служат прекрасным средством выработки у воинов качеств, необходимых в дни мирной учёбы и в боевой обстановке: выносливости, силы, ловкости, смелости, решительности, воли к победе.


Насколько воины Советской Армии в 50-х годах любили задорную игру, физкультуру, песни и пляски в условиях армейской службы? – вопрос интересный. Учитывая то, что книга носит, скорее, педагогический (или даже дидактический) характер, такие слова в предисловии понятны. Не скажет же автор прямо, что, дескать, нужно не дать этим, простите, оболтусам, многие из которых третий год придумывают для себя развлечения (не всегда уставного плана) сами, эксплуатировать своё личное время без контроля со стороны командиров. Хотя между строк М.А.Державца вполне можно прочесть именно это. В результате на свет появился материал, который предлагает отцам-командиров десятки игр, в которых могут свободное время «убивать» представители рядового состава. Вот лишь несколько игровых занятий, которые предлагает автор книги, вышедшей почти 6 десятилетий назад:
«Передача патронного ящика», «Борьба на бревне», «Захват флажков», «Защита поста», «Чехарда «слон», «Останься незамеченным».

Чем 60 лет назад пытались занять солдата в свободное время?


Чем 60 лет назад пытались занять солдата в свободное время?


Есть и игры на воде: 
«С донесением вплавь», «Бревно на буксире», «В кругу под водой» и др. 

Чем 60 лет назад пытались занять солдата в свободное время?


Есть зимние игры:
«Штурм крепости», «По следу старшего команды» и др.

Чем 60 лет назад пытались занять солдата в свободное время?


Вроде бы отдаёт оттенком какой-то наивности, но по большому счёту здесь есть, что почерпнуть и нынешним военнослужащим. Факт, что далеко не все игры из этой книги адекватный офицер может взять на вооружение по целому ряду причин. 

Вот, например, игра «Светлячок» и её описание от автора книги:
Игра проводится в тёмное время. Один из играющих с электрическим фонариком уходит в лес на 50-60 м от остальных.


Дальше можно не продолжать… Почему? Да просто потому, что есть немалая доля вероятности (при учёте далеко не на 100% ответственного призывного контингента), что найдётся «светлячок», которого придётся искать не только его товарищам по отделению или взводу в рамках игры, а всей воинской части ещё и с привлечением правоохранительных органов. Пусть – пессимизм, но на самом деле нелегко будет найти такого уверенного в своих подчинённых офицера, который бы решил поиграть ночью в лесу в «светлячков» со своими солдатами. Так и видится объяснительная взводного, в которой тот пишет: «Решил воспользоваться методическим пособием и поиграть с личным составом в «Светлячка»… Может, потому пропал рядовой Мирзоев, что в фонарике батарейка села – в тайге ведь сейчас сыро…»

Всё это к тому, что методическое пособие в стиле «400 сравнительно честных способов не дать солдату бесконтрольно эксплуатировать своё личное время» 60-летней давности может быть актуальна и сегодня, но только важно и меру знать. А было бы ещё лучше, если квалифицированные современные авторы военно-методических пособий подготовили серию материалов подобного характера, но с более приближёнными к нынешней армейской жизни спортивно-игровыми материалами (с учётом психологических и возрастных особенностей контингента). 

Для справки: полную версии занимательной книги "Играем и развлекаемся" можно найти в формате djvu, перейдя по ссылке(просьба не считать ссылку какой-либо рекламой).
 
Автор Володин Алексей

 

http://topwar.ru/63945-chem-60-let-nazad-pytalis-zanyat-sold...

Картина дня

наверх