Должен заявить сразу, автор сего текста никак не связан с системой ЦНИИ военных. Мне, как в известном фильме, за державу обидно... Сам автор к военной науке имеет отношение скромное — на одном из предприятий – разработчиков ствольной артиллерии трудится в КБ и соучаствует в НИР и ОКР по проводимым работам.
В нашей стране во многом эффективность программ вооружения и проводимой, да, с разными успехами, но всё-таки проводимой научно-технической политики в области вооружений — это заслуга ряда ЦНИИ Министерства обороны РФ. Их не рекламируют в СМИ — было всего пару сюжетов на телеканале Звезда о некоторых из них, и поэтому для большинства граждан РФ этих учреждений как бы и нет, а специфика их работы не предполагает публичности. Хотя их реальный вклад в обороноспособность, в то, что у нас рациональная номенклатура вооружений и всё это работает, и работает надёжно, трудно переоценить, как и обоснование направлений будущих разработок.
Исторически так сложилось, что большинство из ЦНИИ Минобороны расположено в городе-герое Москве. В советское время туда попадали только лучшие из лучших, в том числе и уходили на работу после выхода на пенсию заслуженные главные конструкторы, их заместители, а из молодёжи получали пополнение из лучших выпускников МВТУ, МАИ, МФТИ.
В этих ЦНИИ работает цвет нашей научно-технической мысли, и этот центр кристаллизации усилий всего ВПК упорно стремятся и систематически уничтожают: в 90-е начали, при Сердюкове продолжили – как часть общих процессов по переводу/переезду научных центров из Москвы, и что удивительно, продолжают уничтожать, и идущая СВО тому, как говорится, не помеха.
В нашей капиталистической и демократической стране всё измеряется, в том числе и нужность человека, любых институтов, простым и всеобщим мерилом: деньгами и, в частности, з/п тех, кто её получает, а потом её отдаёт, идя в магазин либо платя по счетам коммунальным, ипотечным, кредитным. Разговоры, что деньги это не всё, не главное, оставим, поскольку те, кто так ставит вопрос, работают, как правило, на руководящих позициях и за МРОТ не готовы продолжать трудится на общее благо ни при каких обстоятельствах, да и в магазине за заслуги перед обществом, государством никто ничего не даёт даром или даже со скидкой. Поэтому без денег по факту никак. Уровень зарплат, шире социальных гарантий, условий труда, конечно, не сводящийся только к количеству жалких бумажек, но их количество позволяет или не позволяет проводить кадровую политику, привлекать и поощрять лучших, передавать накопленный опыт молодому поколению, если оно, конечно, будет теми самыми условиями привлечено. В этом ключе я и предлагаю посмотреть, без розовых очков и лозунгов, на фактически проводимую кадровую политику (читай: политику, что определит наше будущее) в ключевых ЦНИИ военной науки нашей страны в части условий привлечения новых кадров. Оговорю сразу — претензий к самим ЦНИИ и их руководителям нет и быть не может: сколько им государство средств отмерило — столько они и могут выделить на оплату труда как действующим, так и будущим сотрудникам.
Все данные взяты из открытых и официальных данных. Перечень ЦНИИ Минобороны с сайта Минобороны РФ: https://ens.mil.ru/science/SRI.htm. Вакансии и условия зарплат по каждому ЦНИИ представлены там же.
Рассмотрим на примере 46-го ЦНИИ, как одного из наиболее выдающихся наших ЦНИИ, какие условия труда предлагаются — какова она, кадровая политика и перспективы нашего светлого будущего в связи с этим. 46-й ЦНИИ Минобороны РФ является «надвидовой научно-исследовательской организацией Министерства обороны Российской Федерации по обоснованию перспектив развития системы вооружения Вооружённых Сил Российской Федерации и формированию методического аппарата для разработки Государственной программы вооружения, предложений Министерства обороны Российской Федерации в государственный оборонный заказ, а также военной стандартизации и каталогизации предметов снабжения Вооружённых Сил Российской Федерации.
Кроме того, 46-й ЦНИИ МО РФ является головной научной организацией в Министерстве обороны по проблемам разработки программ развития отечественной технологической базы, обоснованию реализации современных наукоёмких проектов в оборонной промышленности, а также подготовке предложений и заключений по вопросам продвижения российских технологий и научно-технологических достижений.
Институт принимает активное участие в создании автоматизированной системы управления развитием ВВТ и внедрении новых информационных технологий в интересах информационного обеспечения ВС РФ.
При этом институт является головным в Минобороны России по созданию специального программного обеспечения для автоматизированного комплекса формирования программных документов. Источник.
Взяв казённые данные по вакансиям, автор, ничего не изменив в содержании, просто структурировал эти данные (например, расписав по пунктам квалификационные требование/содержание работ) и сделал расчёт, сколько же получит кандидат по итогу в максимуме. Далее представлены данные по трём вакансиям 46-го ЦНИИ Минобороны РФ, взятым с сайта Минобороны:
- по вакансии научный сотрудник
- по вакансии руководитель лаборатории.
Дополнительно посмотрев и все вакансии 46-го ЦНИИ Минобороны РФ и прочих ЦНИИ Минобороны, автор убедился, что уровень доходов являются практически идентичными для прочих ЦНИИ Минобороны, например, см. 4-й ЦНИИ. 3-й ЦНИИ один из важнейших, если можно сказать, что в ЦНИИ есть более важные.
Итак, начнём с первой базовой вакансии: научный сотрудник.
Наименование вакансии 1: научный сотрудник научно-исследовательского отдела (комплексных исследований проблем развития и использования системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ) научно-исследовательского центра.
Требования к квалификации:
1. Высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет. При наличии учёной степени – без предъявления требований к стажу работы.
2. В отдельных случаях необходимо наличие действующего допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, с проверочными мероприятиями, проведёнными органом безопасности по 3-й форме или не ниже 2-й формы.
Бакалавриат по специальности: Автоматизированные системы управления и информатика в технических системах.
Трудовые функции:
1. Проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем, осуществляет сложные эксперименты и наблюдения.
2. Собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений.
3. Участвует в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов.
4.Составляет отчёты (разделы отчёта) по теме или её разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследований и разработок
Вознаграждение:
Оклад должностной, руб.: 10 949 - 22 572 руб. + надбавка за выслугу лет (до 40 % от оклада) + за интенсивность и высокие результаты работы (до 25 % от оклада) + выплаты по итогам работы (до 50 000 рублей).
Расчёт максимальной з/п в месяц: оклад 22 572 + за выслугу макс. 5 % (как молодому дадут макс. 5 % из 40 %, если дадут) + 25 % × 22 572 + выплата за успешное завершение работ – в год 2 работы успешно завершены и по всем выплатили максимальное вознаграждение 50 000 = 50000 × 2/12 = 22 572 + 1182,6 (5 %) + 5645 (25 %) + 8333 (2 выполненные работы с макс. премией в 50 000 руб. каждая) = 37 732,93 руб. в месяц максимум.
Наименование вакансии 2: начальник научно-исследовательской лаборатории (комплексных исследований проблем развития и применения системы национального технического контроля).
Требования к квалификации:
1. Учёная степень доктора или кандидата (военных, технических) наук.
2. Наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения, а также реализованных на практике крупных проектов и разработок.
3. Знание международных договоров в области сокращения и ограничения вооружения и военной техники.
4. Системный подход к обоснованию программно-целевого развития информационно-измерительных систем контроля испытаний стратегического вооружения.
5. Проблемное вопросы применения и эксплуатации комплексов за рубежом.
6. Опыт исследований в направлении развития радиолокационных и телеметрических комплексов, обработки информации и планировании применения информационных комплексов.
7. Наличие действующего допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, с проверочными мероприятиями, проведёнными органами безопасности.
Трудовые функции:
1. Проведение научных исследований и разработок по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем, осуществление сложных экспериментов наблюдений.
2. Сбор, обработка, анализ и обобщение научно-технической информаций передового отечественного и зарубежного опыта, результатов экспериментов и наблюдений.
3. Участие в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию результатов.
4. Составление отчётов (разделов отчётов) по теме или их разделам.
5. Участие во внедрении результатов исследований и разработок.
Вознаграждение:
Оклад должностной, руб.: 15 224 - 23 143 + надбавка за выслугу лет (до 40 % от оклада) + за интенсивность и высокие результаты работы (до 25 % от оклада) + за гостайну (до 30 % от оклада) + выплаты по итогам календарного года (до 2-х окладов).
Расчёт максимальной з/п в месяц: 23 143 + 23 143 × 0,2 (отработал 10 из 25 лет) + 0,25 × 23143 + 0,3 × 23 143 + (23 143 × 2)/12 = 23 143 + 4628,6 + 5785,75 + 6942,9 + 3857,16 = 44 357,41 в месяц максимум для кандидата или доктора наук на ответственейшем направлении.
Источник данных.
Наименование вакансии 3: начальник лаборатории (комплексных исследований развития технологий военной электротехники).
Требования к квалификации:
1. Опыт работы на руководящих должностях в научно-исследовательских организациях и подразделениях.
2. Учёная степень доктора или кандидата (военных, технических) наук.
3. Наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения, а также реализованных на практике крупных проектов и разработок.
4. Опыт проведения военно-технического и военно-научного сопровождения работ по разработке технологий военной электроэнергетики и исследований в обеспечение их создания.
5. Опыт проведения военно-технической экспертизы и практической апробации инновационных технологий в области военной электроэнергетики и разработки рекомендаций по направлениям их реализации при создании принципиально новых образцов ВВСТ.
6. Знания в области научно-методического обоснования направления развития технологий военной электроэнергетики.
7. Наличие действующего допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, с проверочными мероприятиям, проведёнными органами безопасности.
Трудовые функции:
1. Организовывать выполнение научно-исследовательских работ, предусмотренных для лаборатории в планах научной работы, определять перспективы их развития по соответствующей области знания и выбирать методы и средства проведения лабораторией исследований и разработок.
2. Осуществлять перспективное и годовое планирование НИР лаборатории.
3. Осуществлять разработку тактико-технических заданий на НИОК методических и рабочих программ, технико-экономических обоснований требований Министерства обороны к перспективному техническому уровню технологий военной электроэнергетики.
4. Осуществлять научное руководство НИОКР, предусмотренными в плане научной работы отдела, формулировать их конечные цели и предполагаемые результаты и принимать непосредственное участие в проведении наиболее важных работ.
5. Контролировать выполнение предусмотренных планом научных работ отдела заданий, договорных обязательств, а также качество выполненных сотрудниками лаборатории и соисполнителями НИОКР.
6. Обеспечивать соблюдение нормативных требований, комплектное и качественное оформление научно-технической документации, соблюдение установленного порядка её согласования и утверждения.
7. Принимать меры по обеспечению сохранности и рациональному использованию в лаборатории оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения научных исследований.
8. Обеспечивать повышение эффективности работы лаборатории, рациональную расстановку сотрудников, принимать меры по повышению их творческой активности.
9. Обеспечивать выполнение в лаборатории трудового законодательства и безопасности проведения работ, а также правил внутреннего трудового распорядка дня.
10. Обеспечивать выполнение требований по сохранению государственной тайны и обеспечению режима секретности, правил использования информации на средствах ПЭВМ сотрудниками лаборатории.
11. Участвовать в подборе кадров лаборатории, вносить предложения по оплате труда и материальному стимулированию сотрудников лаборатории с учётом личного вклада в общие результаты работы отдела.
Вознаграждение аналогично вакансии 2 = 44 357,41 в месяц максимум для кандидата или доктора наук на ответственейшем направлении. Причём это не просто отвечаешь за коллектив, НИОКР, их организацию, соисполнителей, экспертизу, за гостайну, ты ещё и сам первый стахановец в этой работе... То, что стахановец в работе, это отлично, только з/п что-то не как у Грефа и даже не как у таксиста в г. Москве... Напомню, здесь должен работать кандидат или доктор наук, уже имеющий опыт руководства НИОКР военного назначения...
Источник данных.
Сопоставим, взяв вакансии в г. Москве и среднюю заработную плату таких работников.
Водитель такси. Аренда автомобилей Комфорт +
100 000 – 150 000 ₽/месяц
Грузчик-комплектовщик в Перекрёсток (магазин)
77 000 ₽/месяц
Парикмахер рядовой:
60 000 – 80 000 ₽/месяц
И доктор/кандидат наук по вакансии № 3, отвечающий за НИОКР, коллектив, соисполнителей, направление этих работ во всей РФ: 44 357,41 ₽/месяц…
Разве с такой кадровой политикой у нас с Вами есть будущее?!
В связи с вышеизложенным считаю необходимым также поставить следующие вопросы:
- почему руководство институтов и их сотрудники не сражаются за трудовые права своих коллективов?
- почему в Министерстве обороны допустили такие системные ошибки в кадровой работе и не стремятся не только их исправить, но исключить из управления тех, кто повинен в этом либо должен был, но никак не сообщал, не действовал/бездействовал в этом отношении?
- почему мне эти проблемы понятны, важны, а те, кто на 10 ступеней выше, не озабочены этим — может, нужно поменять местами нас?
- возможно, все они великолепно живут и достойно зарабатывают, а я категорически заблуждаюсь и делаю ошибочные выводы — но тогда на какие иные факты опираться в своих выводах?
Свежие комментарии