Сергей Кузнецов
В последнее время тема третьей мировой войны обсуждается все чаще. При этом многие считают, что ядерного конфликта можно еще избежать. В 1970–1980 годы мир уже стоял на пороге ядерной войны, однако США, с конца Второй мировой войны замышлявшие нападение на СССР с использованием своего ядерного потенциала, так и не перешли от слов к действиям.
Ситуацию спасло появление у СССР своего ядерного оружия. Запад опасался, что в ходе обмена ядерными ударами на Земле не будет ни победителей, ни проигравших — все будут уничтожены.Во всяком случае, известно, что прорабатывался вопрос массированного ядерного удара по территории Советского Союза. Однако военные эксперты США не смогли дать своему политическому руководству гарантий в том, что удастся избежать ответного удара со стороны СССР и уничтожения при этом хотя бы одного крупного американского города. Подобные потери были признаны неприемлемыми.
Ныне кое-кто утверждает, что третья мировая ― это уже наше настоящее. Она уже идет полным ходом. И множество локальных конфликтов, пандемия коронавируса, изменение климата на планете, борьба за жизненные ресурсы (такие как вода, продукты) и другие факторы провоцируют ее.
По информации СМИ, чешская разведка пришла к выводу, что в настоящее время мир находится на первом этапе подготовки к масштабной войне: страны лишь определяются со средствами для ведения боёв. При этом чехи особо отмечают напряженность, возникшую между США, Россией и Китаем. Они считают, что главы государств вместо выстраивания нормального диалога делают ставку на конфронтацию как единственно возможный способ достижения своих целей.
Похожей точки зрения придерживается и начальник Штаба обороны Великобритании Ник Картер. По его мнению, высказанному в интервью телеканалу Sky News, просчеты в анализе обстановки в мире уже приводили к двум мировым войнам. И третья мировая война не исключена.
Он также считает, что обстановку обостряет множество существующих региональных военных конфликтов. Сегодня во всем мире «царят тревога и неопределенность». «Эскалация ведет к неверной оценке сложившейся ситуации — это то, от чего мы должны уберечь себя», — уверен Картер. Он утверждает, что нередко люди, принимающие серьезные решения, даже и не осознают, к каким последствиям могут привести их действия. Напряженность растет, все большее количество людей вовлекается в военные конфликты. «Такое течение событий уже трудно остановить, что в конечном счете приводит к полномасштабной войне», — делает вывод Картер.
Трудно не согласиться с ним, особенно в одном: слишком много авантюристов и популистов сменило вдруг трезвомыслящих и профессионально подготовленных политиков на руководящих должностях в самых разных странах.
Этот феномен всегда присутствовал в политической жизни, но в наши дни он достиг пугающего размаха. Причина проста: власть дает самый легкий и близкий путь к обогащению. На задний план отходят цели обеспечения интересов собственной страны и ее жителей. Власть превращается просто в бизнес: надо урвать для самого себя как можно больше за время нахождения в ней. Законы бизнеса реализуются в политике. А, как известно, основная задача бизнеса ― получение максимальной прибыли.
Самый наглядный пример в этом отношении представляет Украина.
Все ясно, закономерно и неизбежно при капитализме, как неизбежно появление глобальных экономических кризисов и выход из них через новые мировые войны.
Сегодня все большее число политических игроков на международном уровне склоняется к возможности использовать силы для достижения конкретных задач, которые ранее мирным путем не решались десятилетиями. Взять тот же Карабах! Но вот уже и украинские националисты на полном серьезе мечтают вооруженным путем вернуть себе Крым и Донбасс. А заодно ― аппетит приходит во время еды ― прихватить у России и часть Краснодарского края.
Пример безнаказанности на этом авантюристичном пути подают, несомненно, Соединенные Штаты Америки. Например, все помнят, что именно после посещения тогда еще вице-президентом США Джо Байденом Донбасса и начались там военные действия.
Для реализации своей стратегической линии американцы пошли на подрыв целостной системы международного права, выработанной человечеством на протяжении веков и даже тысячелетий.
Трудно подсчитать все международные конфликты, навязанные США миру после окончания Второй мировой войны. И речь идет не только о войнах, где Штаты принимали непосредственное участие, используя свои вооруженные силы. Значительно большее число конфликтов Америка инициировала по миру без непосредственного участия своих войск, используя лишь «мягкую силу». Она представляет собой масштабное финансирование подрывной деятельности в нужных им странах и регионах, коррупцию властных структур и принятие мер беспрецедентного политического, экономического и военного давления, включая организацию государственных переворотов и «цветных революций».
Вашингтон постоянно выдвигает в качестве предварительного условия для развития взаимодействия с той или иной страной свертывание ее сотрудничества с Российской Федерацией, причем в различных областях. Можно привести бесчисленное количество не только примеров этого, но и случаев двойных стандартов по отношению к своим союзникам, с одной стороны, и противникам ― с другой.
Например, ополчившись на Иран за нарушения прав человека, Штаты с полнейшим безразличием относятся к вопиющим нарушениям этих же прав со стороны своего союзника ― Саудовской Аравии.
Когда администрацию или Госдеп США обвиняют в этих неблаговидных деяниях, американская сторона просто пропускает мимо ушей любые замечания в свой адрес и никак на них не реагирует.
Российская же дипломатия все обвинения в адрес нашей страны стремится опровергнуть, приводит конкретные аргументы, всякий раз призывает к здравому смыслу и логике. Все это, однако, оппонент игнорирует. Так обвинений в наш адрес со стороны западников становится все больше, и базируются они в основном на голословных и ложных утверждениях.
Цивилизованный диалог с нашими западными партнерами становится просто невозможным, бессмысленным и бесполезным. В такой ситуации для выстраивания межгосударственных отношений сторонам остается единственный путь ― грубая сила, военное противостояние, гонка вооружений. И в конечном счете значение получает лишь качество и количество оружия ― у кого дубинка длиннее и тяжелее. Самые последние примеры таких действий США ― санкции из-за «Северного потока – 2» по отношению к своим традиционным партнерам и давление на Кипр с требованием не допускать в свои порты российские военные корабли для дозаправки и мелкого ремонта.
Россия пока еще не взяла на вооружение тактику американцев ― давить на зависимые от них страны, добиваясь принятия необходимых для себя политических решений. А вот администрация США демонстрирует миру пример грязнейших президентских выборов и одновременно призывает правительство Белоруссии провести «свободные и справедливые» выборы в условиях независимого (читай, западного) наблюдения за ними! Об этом говорится в обнародованном письменном заявлении госсекретаря США Майкла Помпео, передает ТАСС.
Российская Федерация по традиции, идущей еще со времен Советского Союза, оказывает многим странам огромную политическую и экономическую помощь, не выдвигая при этом никаких требований. Между тем за ту помощь, какую мы предоставили Белоруссии, Армении и ряду других стран СНГ, вполне можно было бы выдвинуть хотя бы требование полной ликвидации на их территориях всех западных НКО, что пошло бы им исключительно на пользу. А для некоторых постсоветских государств можно было бы потребовать и разрыва дипломатических отношений с Соединенными Штатами.
Что? Вмешательство во внутренние дела суверенных государств? Но что если именно такие правила игры устанавливает для нас наш основной стратегический противник ― США и НАТО?!
Напоминаем, саму трансформацию тех самых бывших советских республик в независимые государства можно считать историческим недоразумением и незаконным явлением. Поскольку население СССР в ходе Всесоюзного референдума 17 марта 1991 года, на котором ставился вопрос о сохранении Советского Союза, проголосовало за, но в результате подписанных 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений СССР просто распался.
Так что Беловежские соглашения ― незаконный, преступный акт, подписанный политиками, не имевшими на это мандата от народа.
Уверен, что вопрос законности появления «независимых» государств на постсоветском пространстве, включая страны Балтии, вернется в повестку дня международной политики. Но всему свое время.
То, что сегодня происходит в мире и особенно по периметру границ России, свидетельствует о том, что США не отказались от развязывания третьей мировой войны. Они желают получить для себя выгоды материального и политического порядка, сопоставимые с теми, что они получали во время Второй мировой войны.
Изменилась только концепция реализации новой мировой войны. Основные ее положения, как представляется, базируются на следующих принципах:
― невозможность реализации стратегического ядерного конфликта между основными ядерными державами;
― попытка снизить порог применения тактических, малых ядерных зарядов до того уровня, когда противник не решится в ответ использовать свои стратегические ядерные силы из опасения уничтожить жизнь на всей планете;
― ограничение реализации новой мировой войны исключительно рамками Европы и Азии и недопущение ее распространения на американский континент;
― организация по периметру Российской Федерации серии локальных конфликтов, государственных переворотов и «цветных революций», чтобы добиться участия в них непосредственно России и… своих европейских партнеров;
― аналогичные действия в отношении Китая по втягиванию его в конфликты с соседними государствами;
― недопущение создания военно-политического союза между Россией и Китаем;
― радикализация отношений между странами Европы, Азии и Ближнего Востока с целью добиться усиления противоречий между ними и последующий перевод их в военную фазу.
Сегодня, как известно, в США проходят выборы нового президента страны. Однако заявления обоих претендентов на этот пост свидетельствуют, что линия на конфронтацию с Россией неизбежно продолжится.
В случае прихода к власти демократа Джо Байдена противостояние с нашей страной только усилится. А в случае его ухода с политической арены по возрасту и состоянию здоровья (этот вариант допускается многими обозревателями) всю полноту власти получит вице-президент ― известная своей русофобской позицией афроамериканка Камала Харрис.
Многие помнят ее интервью, где она обозначила свое видение отношений между США и Россией. Ничего более развязного, гнусного и несправедливого по отношению к нашей стране я не слышал уже много лет. Невольно приходит на ум сравнение с выступлениями американских политиков времен маккартизма. Негритянка-маккартист ― это что-то в общем-то трудно вообразимое. Для достижения кафкианской полноты картины восприятия Харрис не хватает только балахона и колпака ку-клус-клановца той поры. И вот такой политический казус вынесен вдруг на вершину власти в США с вполне реальной перспективой превращения этого «казуса» в президента Соединенных Штатов.
В этом случае перспективы глобальной ядерной мировой войны могут стать вполне реальными.
Осознают ли в Кремле подобную опасность? Безусловно, и уж точно не в связи с последними президентскими выборами в США.
Наше видение проблем в отношениях между Россией и западными странами наиболее наглядно и откровенно изложил В. Путин, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. Эта речь и реакция на нее западных стран широко освещались в прессе.
Развитие идей, заложенных в этой речи, нашло отражение и в новой Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной президентом РФ 25 декабря 2014 г.
И, несмотря на то, что положения этой доктрины находятся в свободном доступе, обращу внимание на некоторые моменты.
Пункт 5 гласит: «В Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера».
Принципиальное значение имеют пункты 6 и 27: «Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования)».
«Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».
Это к вопросу о попытках американцев снизить порог применения ядерного оружия, чтобы избежать сокрушительного ответного удара с нашей стороны.
И наконец, заключительный аккорд: «Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения обороны и безопасности, а также условий развития Российской Федерации».
И для тех, кто официальные документы не читает, но привык слушать с интересом публичные выступления В. Путина, обращу внимание на одно из них. Сделал его ВВП в 2015 году в ходе заседания дискуссионного клуба «Валдай», посвященного необходимости вести борьбу против террористов в Сирии: «Еще 50 лет назад ленинградская улица меня научила одному правилу: если драка неизбежна, бить надо первым…».
Эти слова относились к вопросу борьбы с терроризмом. Но не вызывает ни малейшего сомнения, что при необходимости схожие по смыслу положения могут органически войти и в Военную доктрину Российской Федерации.
Такая вот диалектика: одних ленинградская улица делает хулиганами, а других учит управлять государством и защищать его от всякой нечисти…
Свежие комментарии