Минувшей ночью хозяин Молдавии Владимир Плахотнюк вдруг отказался от власти и сбежал. Этот олигарх, превративший небольшую страну в свою самую крупную корпорацию, в последнее время оказался токсичным для всех внешних игроков — России, ЕС и США.
Но если по этой конкретной персоне наблюдался всеобщий консенсус, то теперь начнется главная борьба: за геополитический выбор постсоветской республики.
До недавнего времени Владимир Плахотнюк, особо не таясь, контролировал все сколько-нибудь значимые институты власти — Генпрокуратуру, Национальный центр по борьбе с коррупцией, Службу информации и безопасности, судебную власть, включая Конституционный суд. Выстроенная им вертикаль гарантировала неограниченные возможности и влияние, вне зависимости от результатов выборов куда бы то ни было.
На внешнем контуре он действовал иначе — довольно умело стравливал между собой Запад с Россией, называя себя проевропейским политиком, противостоящим путинской угрозе. Его воровская сущность была всем давно известна, но такое позиционирование срабатывало. Американцы решили, что, каким бы коррупционером ни был Плахотнюк, он — их сукин сын.
Несколько лет им понадобилось, чтобы понять: планы Вашингтона (а также Брюсселя и Москвы) олигарх выполнять не станет, его интересуют только деньги.Причем, много — все, что есть в этой несчастной стране. Именно поэтому возникло взаимопонимание между Европой, Россией и США: Плахотнюк должен уйти. Потом разберемся, кто будет управлять Молдавией.
Напомню, как возникло двоевластие. Правда, чтобы понять его истоки, придется вернуться на несколько месяцев назад.
24 февраля в Молдавии прошли выборы в парламент, по итогам которых должно было сформироваться новое правительство. Однако коалиции, необходимой для его утверждения, не возникло вплоть до 8 июня, когда политически разнонаправленные Партия социалистов (Игорь Додон, 31,22% голосов) и блок ACUM (26,66%), ориентированный на сближение с Западом, вдруг объединились.
8 июня парламент прекратил полномочия плахотнюковского правительства во главе с Павлом Филипом, проголосовав за новое правительство во главе с Майей Санду. Демпартия олигарха в голосовании не участвовала. Кроме того, парламент принял декларацию, в которой назвал республику «захваченным государством», имея в виду Владимира Плахотнюка.
На следующий день подконтрольный Плахотнюку Конституционный суд временно отстранил президента Игоря Додона от власти и передал его полномочия исполняющему обязанности премьер-министра Павлу Филипу. Тот, в свою очередь, распустил парламент и назначил выборы на 6 сентября. Подконтрольная Плахотнюку полиция и несколько ЧОПов заблокировали правительственные учреждения и до вчерашнего дня не пускали премьера и членов нового кабинета на рабочие места.
Казалось, Демократическая партия продолжит внутриполитическую борьбу. И даже, возможно, одержит победу.
Однако ночью состоялся 15-минутный разговор с американским послом, после которого Владимир Плахотнюк внезапно изменил решение. В аэропорт прилетело несколько чартеров, которые развезли олигарха и его соратников по разным странам.
Полагаю, теперь начнется самое интересное: мы поборемся с Западом за влияние в Молдавии. Страна, надо признать, разделена примерно пополам, и чья пропаганда окажется успешнее, сказать пока трудно.
Украина на молдавском дипломатическом фронте
Остается добавить, что Украина, как всегда, вляпалась. Решив, видимо, изобразить из себя субъект геополитики, в среду укроМИД направил в Кишинев своего полномочного представителя — посла по особым поручениям Виктора Крыжановского. Он встретился с обеими противостоящими сторонами.
Но если встреча с Майей Санду и членами ее правительства прошла тихо и кулуарно, то контакт с Павлом Филиппом широко освещали СМИ теперь уже беглого олигарха. Тогда для него была важна любая демонстрация внешней поддержки. По-видимому, в Киеве решили схитрить и не класть яйца в одну корзину — уроки американских выборов не прошли даром. Помнят, помнят смартфоны и планшеты укрополитиков (а также кэш Гугла) стертые посты.
И опять не угадали. Да что ж за невезение!
«Наш посол стал первым зарубежным дипломатом, который встретился с Филиппом с начала кризиса, и единственным (!), кто согласился на публичность встречи. Другие послы, аккредитованные в Молдове, отказывались даже от встреч тет-а-тет с министром иностранных дел спорного в то время правительства Филиппа», — огорчается «Европейская правда».
Не пойму, что тут удивительного. Это ведь Украина. Матерый геополитический игрок.
Свежие комментарии