С окончанием Второй мировой войны в армиях фактически не осталось диверсионных разведывательных подразделений, часть из них была расформирована, вторая часть – сокращена. Однако очень скоро стало очевидно, что спецподразделения являются наиболее эффективным способом борьбы против все более реальной ядерной угрозы, исходящей от НАТО. После детального анализа и изучения опыта, приобретенного в годы войны, в 1950 году правительство СССР приняло решение о создании первых подразделений спецназа. Все они находились под непосредственным контролем Главного Разведывательного Управления Генерального штаба армии.
Вместе с тем, необходимо отметить, что все, кто считает, что история российского спецназа началась чуть более полувека назад, ошибаются. Подобные подразделения существовали еще на протяжении многих прошедших столетий. Так, в частности, еще в XVIII веке некоторыми русскими военачальниками (П.Панин, А.Суворов, М.Кутузов) поднимался вопрос о необходимости создания специальных воинских подразделений. Первые такие соединения появились в 1764 году, и назывались они егерскими. В конце того же столетия Екатерина II инициировала ротацию запорожских казаков вначале на Буг, а затем и на Кубань. В этих местностях очень пригодилась егерская тактика – ведение боевых действий в горной местности, проведение разведок, налетов, организация засад. Подготовка этих подразделений очень походила на современную – ведение боевых действий сочеталось с силовой и агентурной разведкой. В 1811 году был создан Отдельный корпус внутренней стражи, в обязанности которого входила охрана и восстановление порядка непосредственно в самом государстве. Война 1812 года позволила русским войскам приобрести огромный опыт, который был успешно использован в дальнейшем. В 1817 году по инициативе Александра I были созданы мобильные конные жандармские формирования быстрого реагирования. Немного позже, в 1842 году, на основе казачьих батальонов были созданы пластунские батальоны, на боевой деятельности которых обучалось не одно поколение будущих спецназовцев. Затем в 1903 году при Генштабе было создано Разведочное отделение, а спустя один год подобные отделения появились во всех военных округах. Еще через год, в 1905, на базе полиции появились подразделения, которые занимались выполнением задач, подобных задачам современного ОМОНа. В 1917 году появилось Главное управление Генштаба, а в 1918 – военная разведка, а также части особого назначения, на которых были возложены функции по борьбе с азиатским басмачеством и различного рода повстанцами. В 30-е годы прошлого века красная Армия пополнилась подразделениями воздушного десанта и диверсионными группами.
Что касается новосозданного подразделения, то задачи перед ним были поставлены очень серьезные: организовывать и проводить разведку, уничтожать все возможные средства ядерного нападения, выявлять вражеские войсковые формирования и проводить спецоперации в тылу противника, организовывать и проводить диверсионные акции, создавать в тылу противника партизанские отряды, вести борьбу с терроризмом, осуществлять поиск и обезвреживать диверсантов. Кроме того, спецназовцы должны были также выполнять задачи по постановке помех, блокирующих связь, нарушению энергоснабжения, ликвидации транспортных узлов, провоцировать беспорядки и хаос в государственном и военном руководстве определенных стран. На первый взгляд может показаться, что львиная доля этих задач – невыполнима, фантастична, но армейский спецназ вполне успешно справлялся с ними, ведь в распоряжении подразделения были все необходимые технические средства и соответствующее вооружение, в том числе и ядерные портативные мины.
Подготовка бойцов спецназа была очень интенсивной. Как правило, в ней использовались индивидуальные программы. Каждая группа состояла из 3-4 бойцов и 1 офицера, осуществлявшего постоянный контроль за своими воспитанниками. Если говорить о подготовке непосредственно самих офицеров, то их программа была настолько насыщенной, что после нескольких лет тренировок каждый офицер мог самостоятельно фактически заменить целое армейское подразделение. Вполне очевидно, что эти подразделения специального назначения были засекречены даже больше, чем наличие ядерных разработок в Советском Союзе. Об этом свидетельствует хотя бы то, что о существовании бомбардировщиков с ядерными боеголовками, ядерных ракет и атомных подлодок знали практически все, а о существовании спецназа ГРУ – даже не каждый генерал или маршал.
Первым учебным пособием для спецназовцев стала «Инструкция по боевому применению подразделений и частей спецназначения», автором которой выступил бывший начальник разведки партизанской группы «Чекист» из Белоруссии Павел Голицын.
Казалось бы, все шло хорошо, но вскоре начались трудности. Армию начали сокращать. Более трех десятков спецподразделений было упразднено. В итоге осталось всего 1 особая рота спецназначения. На протяжении последующих четырех лет армейский спецназ «наращивал мускулы» после такого серьезного удара, и лишь в 1957 году были сформированы пять отбельных батальонов специального назначения. К ним спустя несколько лет, в 1962 году, были присоединены 10 бригад специального назначения. Все они рассчитывались на мирное и военное время. Штат на мирное время включал не более двух-трех сотен бойцов в каждой бригаде. В военное время в штате находилось как минимум 1700 бойцов (офицеров и солдат). Таким образом, на начало 1963 года советский спецназ состоял из десяти кадрированных бригад, двенадцати отдельных рот, пяти отдельных батальонов, которые дислоцировались в Прибалтийском, Ленинградском, Белорусском, Киевском, Прикарпатском, Одесском, Московском, Закавказском, Дальневосточном и Туркестанском военных округах.
На тот же год приходится проведение первых масштабных учений. Однако даже несмотря на то, что результаты их были весьма успешными, в 1964 году произошла новая реорганизация, в результате которой численность спецназа уменьшилась на три батальона и шесть рот. Таким образом, армейский спецназ состоял из шести рот, 10 бригад и 2 батальонов.
Вместе с тем, нужно отметить, что существовали подразделения, которые, помимо стандартных программ подготовки спецназа, проходили подготовку и под выполнение специальных задач. В частности, спецназовцы 99-й роты, которая дислоцировалась в Архангельском военном округе, готовили к выполнению задач в Арктике, а бойцы 227-й роты, находившейся в Северокавказском округе, готовили в выполнению операций в горной местности. Создание ударных групп специального назначения активизировалось только в конце 1960-х годов.
На базе воздушно-десантного училища, расположенного в Рязани, в 1968 году началась подготовка профессиональной разведки специального назначения. На тот период времени приходится и формирование знаменитой 9-й роты, последний выпуск которой прошел в 1981 году, после чего рота была расформирована. Кроме того, офицеры-спецназовцы проходили подготовку во Фрунзенской военной академии и в Киевском ВОКУ (разведывательный факультет), но их специализация была ближе скорее к войсковым разведчикам. В 1970 году была сформирована учебная рота, через некоторое время – батальон, а затем – полк, который дислоцировался в Псковской области.
Подразделения спецназа проводили операции за рубежом. Первой такой масштабной зарубежной спецоперацией была операция в Чехословакии в 1968 году. Страны Варшавского договора начали вводить свои войска на территорию этого государства. Самолет, который транспортировал спецназовцев, запросил вынужденную посадку в столице по причине якобы неисправных двигателей. За несколько минут спецназовцы захватили аэропорт, после чего туда была переброшена дивизия воздушного десанта. Примерно в то же время, группы бойцов, которые прибыли в Прагу ранее, захватили наиболее значимые позиции – вокзалы, телеграф. Когда было взято под контроль здание правительства, руководство страны было вывезено в Москву.
Если говорить обо всех зарубежных операциях, то в общей сложности армейский спецназ проводил свои операции в порядка двадцати стран Латинской Америки, Азии и Африки. Иногда приходилось сталкиваться и со знаменитыми американскими коммандос. И лишь спустя много лет американцам удалось узнать, что именно советские спецназовцы разгромили их элитные подразделения во Вьетнаме в 1970 году, а также в Анголе в 1978 году. Очень часто даже случалось так, что американские спецслужбы не знали о том, что советские спецназовцы проводили какие-то спецоперации. Ярким тому примером может послужить один случай. Случилось это в 1968 году в Камбодже. Девять бойцов спецназа провели налет на вертолетный засекреченный лагерь, который был расположен недалеко от вьетнамской границы. С этого лагеря американцы забрасывали своих диверсантов на территорию Вьетнама. Охрану лагерю обеспечивали 2 легких вертолета, около 10 тяжелых транспортных и 4 вертолета «Супер Кобра». Именно последние были целью советского спецназа. Менее получаса потребовалось бойцам, чтобы угнать один вертолет, и уничтожить остальные три, даже несмотря на то, что приходилось действовать практически под носом американских спецназовцев.
Впрочем, большого количества информации о спецоперациях, проводимых армейским спецназом на территории Мозамбика, Анголы, Эфиопии, Кубы, Никарагуа и Вьетнама, до настоящего времени нет. Зато достаточно данных об операциях, которые проводились за десять лет афганского конфликта. Начало конфликту было положено проведением спецоперации по уничтожению правителя Амина. Большинство историков уверены в том, что проведение операции было чистой авантюрой. Тем не менее, она удалась. Помимо подразделений спецназа, которые уже существовали в то время – «Грома», «Зенита», «Вымпела» и «Альфы» - в операции принимали участие и бойцы армейского спецназа. Примерно за шесть месяцев до захвата был сформирован Мусульманский батальон, который был известен также как 154-й отдельный отряд специального назначения, в состав которого вошли и бойцы спецназа ГРУ (советские мусульмане). Большинство бойцов отряда составляли таджики, узбеки и туркмены, практически все они владели фарси. Незадолго до штурма дворца их внедрили в дворцовую охрану. Штурм был проведен менее чем за час.
После небольшой передышки после операции этот же батальон вплоть до 1984 года проводил боевые действия по спецназовской тактике, устраивал засады и налеты, занимался разведкой. Кроме того, в конце 1983 года бойцы подразделения приступили к созданию приграничной зоны «Завеса», при помощи которой предполагалось перекрыть около двух сотен маршрутов, по которым мятежники получали оружие и боеприпасы с территории Пакистана. Но поскольку столь грандиозный план требовал большого количества спецназовцев, то в 1984 году туда были переброшены 177-й и 154-й отряды особого назначения. Общее количество спецназовцев ГРУ, находившихся на территории Афганистана, составляло примерно 1400 бойцов. Однако и такого числа казалось недостаточно, поэтому в Советском Союзе началось формирование дополнительных подразделений спецназа.
Говорить об операциях, которые проводились армейским спецназом в Афганистане, можно весьма долго. Среди них были и такие, которые запомнились особо. Так, в частности, в начале 1984 года 177-я спецрота, усиленная несколькими общевойсковыми ротами и танковым взводом, должна была отыскать и захватить недалеко от кишлака Ваха караван с оружием и боеприпасами. Но сделать это не удалось, а спецназовцы оказались в окружении. Только после нелегкого боя, при поддержке артиллерии и авиации, отряду удалось покинуть опасную зону.
Спустя некоторое время, в 1989 году, структура 22-й и 15-й бригад спецназначения была изменена коренным образом. Были изъяты вся бронированная техника, гранатометы, средства связи. Мотивировалось это несоответствием данного вооружения задачам спецназа, то есть проведению военной разведки и противодиверсионной борьбы. А использование этого вооружения спецназом на протяжении целого десятилетия было признано «нетипичным случаем применения»… Тем не менее, когда годом позже 15-я спецбригада прибыла в Баку для проведения борьбы с местными бандитскими группировками, технику ей все-таки вернули. Тогда было совершенно около 40 рейсов Ил-76 и доставлено из Ташкента средства связи, автомобили, а также около двух десятков бронетехники. Бригада успешно выполнила все поставленные перед ней задачи, но когда вернулась домой, вся боевая техники и средства связи были снова изъяты, несмотря на многочисленные просьбы командования.
Не менее насыщенной была деятельность армейского спецназа и в годы чеченских конфликтов. Российские спецназовцы присутствовали на территории страны с начала ввода войск. Первое время бойцов-спецназовцев использовали только для разведки. Кроме того, ввиду слабой подготовки сухопутных подразделений, спецназовцы принимали участие в штурмовых группах, в частности, в Грозном. К слову сказать, 1995 год стал самым трагичным, потому как именно тогда спецназовцы понесли большие потери.
Однако это не сломило боевой дух бойцов, и они продолжали действовать в своей традиционной манере. Когда было подписано хасавюртовское мирное соглашение, всем было очевидно, что мир этот очень шаток. Поэтому, когда бои начались в Дагестане, в противостоянии формированиям международных и чеченских террористов и боевиков, одной из задач спецназа стало обеспечение разведданными относительно позиций и оборонительных сооружений ваххабитов. Армейский спецназ показал себя только с самой лучшей стороны, будучи лучшим по боевой подготовке и выполнению задач, и действуя во много раз более эффективно, нежели остальные.
Весной 1995 года на территории Чечни не осталось ни одного спецотряда. Последний из них, приписанный к Северокавказскому округу, вернулся домой во второй половине 1996 года.
Необходимо отметить, что наиболее тяжелым периодом времени не только для армейского спецназа, но и для вооруженных сил вообще, стали годы после распада Советского Союза. С началом реформирования армии спецназу сумели нанести настолько огромный урон, которого не было даже в годы афганской и чеченской войн. По окончании войны в Афганистане часть подразделений вернулись к местам службы, часть – были расформированы. Время от времени некоторые спецподразделения отправляли для борьбы с бандформированиями в Осетию, Баку, Нагорный Карабах, Таджикистан, Азербайджан. Некоторые бригады спецназа оказались в составе вооруженных сил Украины, Белоруссии и Узбекистана.
Таким образом, четкого ответа на вопрос о том, сколько подразделений спецназа в настоящее время находится в России, нет. Отчасти из-за того, что информация секретна, отчасти из-за постоянного реформирования армии. И даже несмотря на принятое решение о передаче армейского спецназа в структуру сухопутных войск и о создании командования сил специальных операций, окончательного решения пока принято не было, ведь армейский спецназ – это не только подразделения, но и научно-исследовательские институты и прочие организации (проще говоря, то, что должно быть скрыто от посторонних глаз, но вместе с тем, играет важную роль в работе сил специального назначения).
Использованы материалы:
http://lib.rus.ec/b/105131/read
http://read24.ru/fb2/boris--zayakin--kratkaya-istoriya-spets...
http://topwar.ru/8087-specnaz-gru-elita-voysk-rossii-ot-rozh...
http://www.rusarmy.com/forum/topic2070.html
Автор Валерий Бовал
Свежие комментарии