
Кадр из фильма «Викинги» 1958 с изображением Эйнара (актер Кирк Дуглас).
Викинги, скандинавы, буйные воины, жизнь которых в массовом сознании ассоциируется с битвами и шумными пирами.
Но обо всём по порядку. Скандинавское общество эпохи викингов, с конца IX по XI вв., это общество соседско-территориальной общины и становления ранних государственных институтов. Скандинавская экспансия – это как раз следствие этой ситуации.
Это общество состояло из бондов, свободных общинников, принудить которых к выплате даней или принятию христианства можно было зачастую только силой. Бонды занимались больше промыслами и скотоводством, нежели земледелием. Это было связано со средой обитания скандинавов. Близость к морю делала население подвижным, корабли были не только у конунгов и ярлов, их имели «могучие люди», богатые бонды, несколько бондов могли построить корабль совместно.
Собственно, викинг, «отправиться в viking» или быть «викингом» — понятия, которые не имели однозначной оценки в скандинавском обществе. С одной стороны, это движение охватывало всё взрослое мужское население, бондов, прежде всего молодых, с другой стороны, те же бонды порицали «викингов». Если они сами «отправлялись в viking», это было нормально, но если кто-то другой, это считалось не очень хорошо. Тем более что морские разбойники, конечно, не свои, не чурались нападения и на имения бондов.
А в контексте рассматриваемой темы для нас важно, как пили, пировали бонды, сильные люди, ярлы и конунги?
И была ли это просто товарищеская попойка братьев по оружию или просто соседей, как бывает в наши дни, или важный институт социального взаимодействия?
Опять же, в фильмах или романах мы можем видеть, что викинги, вернувшись из далекого похода, задают многодневный пир, где развлекаются как могут, потом снова ремонтируют корабли и отправляются в поход.
В действительности всё было очень похоже, только те, кто возвращался из «viking» в свое поселение, переставал быть «викингом», а был тем, кто он был по жизни.
Пиры в Скандинавии — это не бесконечные пирушки «викингов», а жестко регламентированные идеологические мероприятия. Шведский «ёрд» или норвежская «вейцла» — это изначально «пир», где конунг угощает народ или народ конунга или ярла. Конунг перемещался из района в район, где при его приезде в складчину устраивали пиры бонды. Так конунги действовали по всей Скандинавии, что в Норвегии и Швеции, что в Дании, на протяжении всего периода соседско-территориальной общины.
…конунг Кнут пробыл еще некоторое время на том пиру и поехал оттуда на другой пир.
Поэтому «вейцлу» и «ёрд» обозначают еще русским термином полюдье. С формированием феодализма (со скандинавскими особенностями) «вейцла» стала значить «пожалование».
«Пир» был, прежде всего, изначально культовым мероприятием. Носил он этот отпечаток и позднее, в период длительного становления Христианства. Об этом рассказывают саги:
По древнему обычаю, когда предстоял жертвенный пир, все бонды должны были собраться туда, где стояло капище, и принести припасы, которые нужны во время жертвенного пира. На этот пир все должны были принести также пива. Для пира закалывали всякого рода скот, а также лошадей. Вся кровь от жертв называлась жертвенной кровью, а чаши, в которых она стояла, — жертвенными чашами, а жертвенные веники были наподобие кропил. Ими окропляли все жертвенники, а также стены капища снаружи и внутри. Жертвенной кровью окропляли также людей. А мясо варили и вкушали на пиру. Посредине пиршественной палаты горели костры, а над ними были котлы. Полные кубки передавались над кострами, и тот, кто давал пир и был вождем, должен был освящать полные кубки и жертвенные яства. Первым был кубок Одина — его пили за победу и владычество своего конунга, потом шли кубок Ньёрда и кубок Фрейра — их пили за урожайный год и мир. У многих было в обычае пить после этого кубок Браги. Пили также кубок за своих родичей, которые уже были погребены. Этот кубок называли поминальным.
Пиво передавалось в рогах через огонь, который горел посредине палаты.

Во всех фильмах про скандинавов и викингов, в сценах пиров, допускается одна и таже ошибка, до Олафа Тихого (1050–1093), сына Харальда Сурового Правителя, престол конунга стоял посередине продольной скамьи, а он ввел обычай ставить посередине поперечной скамьи. Кадр из фильма «Викинги», 1958.
Важный период для пиров был период языческого праздника Йоль, зимнего солнцестояния. Это время варки пива. Ячмень, среди производства сельскохозяйственных культур, в это время составлял 60%. В это время, зимой, после трудового года, было особенно много пиров. Теперь он совпадает с Рождеством и так и называется в Скандинавии и у финнов.
Конунг освещал своим присутствием эти мероприятия. Конунги, в рамках института одаривания или редистрибуции, говоря современными терминами, после длительных походов устраивали пиры не только для своих приближенных, но для бондов. Тем более, что дружины у конунгов были весьма скромные. Это был обязательный институт, где конунг, изначально как духовный вождь, обязан был общаться с народом. Все конунги были божественного происхождения. Так в Норвегии улучшился урожай, появился хлеб и сельдь, когда ярл Хакон стал настойчиво «приносить жертвы» и проводить пиры.
Пир был органически связан с тризной, тем более по конунгам или могучим людям:
когда справляли тризну по конунгу или ярлу, тот, кто ее устраивал и был наследником, должен был сидеть на скамеечке перед престолом до тех пор, пока не вносили кубок, который назывался Кубком Браги. Затем он должен был встать, принять кубок, дать обет совершить что-то и осушить кубок. После этого его вели на престол, который раньше занимал его отец. Тем самым он вступал в наследство после отца.

В фильмах изображается пир викингов, как безумная вакханалия. Фильм «Корабли викингов». 1963.
Ну и не обходилось без пиров во время приезда друг к другу конунгов, ярлов, родственников, посольств и гостей.
Адам Бременский в ХI в. писал о гостеприимстве скандинавов, о том, что отказ от гостеприимства у скандинавов является позором:
[Хозяин] принимает гостя по всем правилам гостеприимства и в каждый из дней, сколько пожелает остаться, водит его в гости ко всем своим друзьям.
Этот порядок соблюдался неукоснительно, о чем сообщают и саги, даже если против гостя уже задумали плохое, что мы увидим ниже.
Все эти церемонии, насколько можно судить по тем спорным источникам, которые мы имеем по скандинавской мифологии, «копировались» с пиров Одина или… Один должен был иметь социальные черты вождя, херсира. Поэтому Один, как олицетворение херсира, одновременно и бог войны, и мудрости, и магии. Факт перенесения действия на божество зафиксирован в большинстве языческих культов.
Один, как положено херсиру-вождю, пировал в своем чертоге, в Вальхалле, с богато одетыми красивыми женщинами, валькириями, и с воинами, павшими в бою. Днем воины сражаются между собой, а вечером возлияние продолжается.
Вальхалла и валькирии запечатлены на многих погребальных камнях эпохи викингов.

Вальхалла. Кадр из фильма «Семь королей должны умереть». 2023г.
В сагах мы встречаем ряд сообщений, связанных с военными и политическими столкновениями, связанными с пьянством.
Так, конунг Ингьяльд (VII в.), сын упсальского конунга Энунда, решил покончить с местными конунгами в Швеции. Он воспользовался обязательной процедурой тризны по своему отцу, пригласив на неё региональных конунгов, ярлов и знать.
Ингьяльд конунг встал, взял в руки большой турий рог и дал обет увеличить свою державу вполовину во все четыре стороны или умереть. Затем он осушил рог.
Клятвы, произносимые любым скандинавом публично, тем более на пиру или тризне, были сакральными и обязательными к исполнению.
Пьяные конунги отправились спать в палаты, а уппсальский конунг отправил своих людей, которые их и сожгли. Так Ингьяльд выполнил свой обет.
Он продолжил захваты шведских земель, убивая конунгов и ярлов, даже его дочь, вышедшая замуж за сканского конунга, продолжала интриговать, вынудив своего мужа убить его брата Хальвдана. За смерть Хальвдана решил отомстить его сын, Ивар Широкие Объятья (VII в.). Он собрал огромное войско и пошел походом против Ингьяльда Коварного.
Ингьяльд конунг, здесь была и его коварная дочь Аса, пировал в Рэнинге, когда узнал, что прямо на него идет огромное войско, а у него нет сил для сражения и времени для сбора ополчения.
Понимая, что бегством не спастись, а плен приведет к позорной казни, он с дочерью решили напоить всех своих людей, после чего подожгли палаты, где сгорели все. Так пишет сага: про них пошла слава!
А вот другой ярл, Эйрик Кровавая Секира (885–954), сын Харольда Прекрасноволосого, поступил по-иному. Он долгое время был в викингском походе в Восточных землях, а когда вернулся в Норвегию с огромным войском в 930 г., потребовал от своего брата Бьёрна подати с жителей Вестфольда, которые тот передавал его отцу, конунгу Харольду Прекрасноволосому. Его брат уехал в Сэхейм и начал пировать со своими людьми, в то время как Эйрик нагрянул туда, пьяные люди Бьёрна вступили в бой, но были все убиты. А Эйрик взял добычу и ушёл.
К вдове конунга Эйрика Победоносного (ум. 995), полулегендарной Сигрид, как сообщает королевская сага, сватались разные конунги, среди них был Харальд Гренландец, конунг из Вестфольде, и некий Виссавальд из Гардарики. По поводу того, кто это, существуют различные мнения, которые сильно разнятся. Харальд прибыл свататься с большой дружиной.
Согласно традициям гостеприимства, конунгов поселили в просторном, но ветхом здании, предварительно его украсив. Все прибывшие воины были пьяны, и стража как внутри, так и снаружи здания, уснула. Сигрид окружила дом и отдала приказ поджечь его. Все, кто пытался покинуть здание, были убиты.
Сигрид сказала, что так она хочет отучить мелких конунгов от того, чтобы приезжать из других стран свататься к ней. С тех пор ее стали звать Сигрид Гордая.
Похожий случай с обычаем «гостеприимства» мы наблюдаем на пограничных землях, куда Олаф Святой (995–1015) отправил своих сборщиков подати. Но местные бонды не хотели её платить, предпочитая шведского конунга. Они уже убили несколько сборщиков даней. Олаф отправил к ним исландца Тородда Снорри с одиннадцатью людьми. Они сообщили местному предводителю, лагману Торару, что хотят дани. Бонды собрались на тинг, общее собрание членов соседско-территориальной общины, и решили дани не давать. Многие предлагали тотчас повесить людей норвежского конунга или принести их в жертву богам, но решили отсрочить их убийство до той поры, пока не придут шведы. А Тородд Снорри и его люди пользовались гостеприимством тех, кто собирался их убить, пировали — было время йоля, языческого праздника.
И на одной из попоек, где были Тородд и еще один норвежец, а не все его спутники, языки развязались, и присутствующие стали спорить, кто круче, чей конунг и кто больше убил врагов? И тут молодой сын лагмана Торара сказал, что скоро на счету конунга шведов будет еще двенадцать норвежцев.
…были пьяны и выболтали то, о чем Тородд раньше и не подозревал.
Тородд со спутником попытались бежать, но их посадили в яму. А бонды и Торар продолжали пировать, они были известные пьяницы, однажды они все отправились в гости в соседнее селение, оставив рабов охранять пленников, а рабы в честь Йоля тоже перепились. Так двоим людям конунга удалось бежать.
Древняя «Сага о Хрольве Пешеходе», полулегендарном основателе нормандской династии на севере Франции, сообщает, что некий силач Вильхьяльм, сын бонда, встретился на пути Хрольву (ум. 932 г.), тоже силачу, и начинает ему служить. Но, воспользовавшись тем, что Хрольв напился, связал его и потребовал под страхом смерти служить ему.
Убийство после множества встреч на пирах и совместных возлияниях демонстрируют, что в борьбе за власть не было никаких сдерживающих факторов. Так было в ранних периодах, описанных в сагах, так и в период, когда эпоха викингов сошла на нет.
Наиболее ярко и выпукло демонстрирует поведение на пиру «Сага о Йомсвикингах», полулегендарных пиратах, то ли бывших, то ли нет. Эти викинги жили в Йомсборге или Юмне, по мнению ряда исследователей. Скандинавские города этого периода, самые большие, насчитывали не более тысячи жителей.

Город Хедебю. Современная реконструкция В. Альмгрена на основании данных раскопок Г. Янкуна.
Неподтвержденная версия сообщает, как некий полулегендарный херсир Пальнатоки (Пальна-Токи) прибыл на пир к конунгу Свейну, сыну Харальда Серый Плащ (Серая шкура). Там Свейн стал выяснять, чья стрела убила его отца, когда он это обнаружил, то скомандовал убить Пальнатоки и его спутников:
убейте Пальнатоки и его спутников — теперь наша дружба кончилась.
Те, выхватив мечи, пробились на улицу, при этом Пальнатоки разрубил надвое советника конунга.
Пальнатоки основал Йомсборг, его приемником стал Сигвальди, на которого обиделся конунг Дании Свейн, но затаил обиду. Дело в том, что Сигвальди и Свейн женились на дочерях поморского, славянского князя Буреслава, свадьба была «вслепую», и на второй день пира конунг датчан обнаружил, что невеста Сигвальди красивее.
Вскоре умер отец Свейна, и он пригласил на тризну йомсвикингов. На пиру им подали самое крепкое пиво. Конунг, когда увидел, что все пьяны, объявил всем:
Я знаю, на таких пирах есть обычай давать клятвы, которые бы увеличили славу участников. А вы известны всему миру, ваши клятвы должны далеко превзойти обещания всех прочих. Я же начну. Я клянусь, что в течение трех лет свергну Этельреда [Этельред II Неразумный (968 — 1016 гг.)], короля Англии, — или убью, или изгоню его, а сам захвачу его владения. Теперь твоя очередь, Сигвальди, и пусть твоя клятва затмит мою.
Пьяные вождь йомсвикингов Сигвальди хвастливо заявил:
Конунг, я клянусь, что в течение трех лет стану грабить Норвегию со столькими людьми, скольких соберу. Я свергну ярла Хакона или убью его, в противном случае мое безжизненное тело останется в Норвегии.
А остальные вожди подтвердили эту клятву.
Утром Сигвальди ничего не помнил из произнесенной клятвы, а его жена рассказала, что он натворил, потому что победить норвежского ярла Хакона (ум. 995 г.) у них не было никакой возможности.
А конунг напомнил ему, что произошло вчера, они снова отправились на пир, где Сигвальди, понимая, что он может только приблизиться к победе, совершив стремительный поход в Норвегию, стал готовиться к нему уже на пиру.
Но это не помогло викингам, которые горько пожалели о пьяных клятвах.
В 1012 г. в период завоевания данами Англии на пиру даны, которые, по информации англосаксонской хроники, оставались язычниками, убили архиепископа Альфеджа. Он был признан святым, так как претерпел смерть от язычников, хотя в Дании давно усиливалось христианство, и их пьяный гнев мог быть связан с тем, что епископ запретил платить за себя выкуп.
На пасхальной неделе даны подняли руку на архиепископа, поскольку он не позволил, чтобы за него платили выкуп. Были они также пьяны от вина, привезенного с юга. Окружив его, они стали кидаться в него бычьими костями и головами, и, когда он от всего сердца возносил хвалу Всемогущему Богу, они топором отрубили ему голову.
Адам Бременский писал, что архиепископ Бремена Унван (1013–1029) через пиры и одаривание, типичные институты социума этого периода, продвигал христианство в Скандинавских странах.Саги, особенно древние, грешат массой неточностей, фантастическими сюжетами, да и записывались они через значительный период времени, тем не менее они демонстрируют социальное устройство общества, различные институты, включая такие, как пир в реальной обстановке. Настоящее переплетение войны и пира.
Свежие комментарии