На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    У нас так не будет. Порука сверху до низу.В Китае экс-руков...
  • FADVV FADVV
    Это  что за бред написан.Катастрофа для За...
  • brukhasin
    Что прочитаешь такое на старости лет и думаешь: оказывается не весь цирк в жизни увидел!Мигрантам Россия ...

В обход Турции, под прицелом Израиля: заработает ли нефтепровод Киркук – Банияс?

О перспективах транзита нефти иракской нефти через Сирию и Ливан

В июле 2023 г. президент Сирии Башар Асад и премьер Ирака Шиа ас-Судани договорились в Дамаске о совместной модернизации трубопровода Киркук – Банияс / Триполи с выходом на возобновление его регулярной работы, запланированной с середины 2024 года.

Эта артерия по кратчайшему маршруту выводит нефть месторождений на севере Ирака к средиземноморским портам Сирии (Банияс) и Ливана (Триполи). В случае практической реализации этой идеи будет ослаблена зависимость Ирака и его транзита энергоресурсов через территорию Турции, а в более широком контексте – расширится сирийско-иракское сотрудничество, развивающееся с середины 2010-х годов.

Напомним, первоначально артерию построила British Petroleum в 1947-52 годах, в связи с перебоями после начала арабо-израильских войн, трубопроводных поставок нефти из Киркука в северо-израильский порт Хайфа. Cо второй половины 1950-х годов данный нефтепровод в регулярном режиме не используется.

Протяженность линии Киркук – Банияс составляет почти 800 км (с веткой на Триполи – около 1000 км), первоначальная мощность – 300 тыс. барр. в сутки, которую планируется довести до 1,6 млн. барр. / сутки, что соответствует амбициозным планам иракских властей нарастить добычу нефти до 6 млн барр. / сутки. В июне 2022 г. бывший министр нефти Ирака Ихсан Абд аль-Джаббар рассказывал о планах довести добычу нефти к концу 2027 г. до 8 млн барр. / сутки. Генеральный директор иракской государственной компании State Oil Marketing Organization С. Мохсен в ноябре 2022 г. упоминал о разработке Багдадом нескольких проектов, позволяющих в ближайшие годы довести совокупный объем экспорта нефти до 5 млн 500 тыс. барр. / сутки. «Есть планы (по наращиванию производства) на большинстве нефтяных месторождений, по которым заключены контракты с различными компаниями, есть согласованные с этими компаниями цифры в рамках уже заключенных соглашений. Эти соглашения нацелены на увеличение производства нефти в Ираке до порядка 6 миллионов баррелей в сутки, в то время как нынешние возможности производства составляют более 5 миллионов баррелей в сутки»,  заявлял на полях Международного семинара ОПЕК министр нефти Хайян Абд аль-Гани, по словам которого благодаря исследованиям последних лет установленные нефтяные резервы Ирака выросли на 6 млрд. барр.

Ещё 17 декабря 2007 года Дамаск и Багдад договорились о необходимости «реабилитировать» сирийско-иракский трубопровод. К реализации проекта была привлечена российская компания «Стройтрансгаз (дочерняя структура «Газпрома»), однако затраты вскоре превысили предварительно согласованный уровень, потому российская компания аннулировала контракт с Сирией и Ираком в апреле 2009 г.

Согласно ряду данных, проекту противодействовали в Израиле и Иракском Курдистане (Эрбиль), поскольку нефть из этого формально автономного иракского региона отнюдь не один год направлялась на экспорт в Израиль и в другие страны через турецкие порты Джейхан и Искендерун. В Израиль нефть перекачивались по упомянутому трубопроводу Киркук – Хайфа, причём такие «связки» между Иракским Курдистаном и Израилем сохранялись до последнего времени. Соответственно, было оказано давление с целью исключения российской стороны из участия в проекте реанимации трубопровода Киркук – Банияс / Триполи.

По предварительной информации, договоренности 2017 г. предусматривают обновление около 35 % протяженности труб и смежной инфраструктуры на этом маршруте. Но официальная информация о том, какие зарубежные компании будут задействованы в предполагаемых работах, пока отсутствует (в Ираке и Сирии нет соответствующих трубопрокатных мощностей).

Однако в виду экспансионистской политики Турции на севере Сирии и Ирака уместно предположить, что Ак-Сарай будет всячески препятствовать возобновлению работы нефтепровода Киркук – Банияс / Триполи – ведь в этому случае сверхвыгодный для Анкары транзит северо-иракской нефти «уйдёт» из Искендеруна и Джейхана. А потому не исключено, что турецкая армия и спецподразделения предпримут новые «антитеррористические» операции не только на  севере, но и в других районах  Сирии, так же как и в Иракском Курдистане. Сверхзадачей для Анкары остаётся стимулирование отторжения в различных формах, вплоть до де-факто независимости Иракского Курдистана от Ирака, а северной Сирии – от остальной части страны.

Характерный штрих: еще в 1949 г. Великобритания (с согласия Франции) предлагала дополнить трубопровод Киркук – Хайфа нефтепроводной артерией из того же Киркука к турецким портам в бывшем французском Александреттском санджаке (район Искендерунский анклав), отторгнутым Анкарой от Сирии в конце 1930-х годов. Однако против этой идеи выступил премьер-министр Ирака Нури Саид, справедливо полагая, что новый трубопровод подкрепит притязания Анкары на северный Ирак. Уже в 1948 г., по мере оккупации новоиспечённым Израилем многих арабских районов Н. Саид распорядился прекратить перекачку нефти из Киркука в северо-израильскую Хайфу, однако в 1950-х гг. и позднее этот запрет периодически нарушался западными компаниями и курдской стороной…

Сегодня же дефицит нефти Израилю явно не грозит. Авиация этой страны регулярно бомбит различные районы Сирии под предлогом противодействия проиранским вооружённым группировкам. Несмотря на громкую антиизраильскую риторику президента Турции Реджепа Эрдогана, двусторонний бизнес его страны с Израилем (включая транзит нефти с месторождения Западного Каспия до Эйлата на Красном море) едва ли претерпит какой-либо серьёзный ущерб. Более чем реальна и диверсионно-террористическая угроза на фоне многолетнего вооружённого конфликта в Ираке и Сирии. Так, в 2012 г. имели место подрывы нефтепроводов в Дейр эз-Зор, Хомс и районе порта Банияс. Боевики запрещённых в России группировок «Джебхат ан-Нусра» и ИГИЛ захватывали нефтепроводы, что полностью соответствовало долгосрочным целям американских стратегов на Ближнем Востоке. В докладе Вашингтонского института ближневосточной политики «Энергетические цели России в Сирии» говорится о стремлении Москвы выполнять работы по восстановлению и эксплуатации всей нефтегазовой сирийской инфраструктуры: трубопроводов, установок для сжижения, НПЗ и терминалов. Закрепления российских (а теперь, надо полагать, и китайских – Прим. ред.) компаний в сирийском энергетическом секторе – крайне нежелательный для Вашингтона сценарий, и ответ не заставил себя долго ждать, включая диверсии на пяти линиях подводных нефтяных трубопроводов в акватории Банияса в 2019 году.

Нападение подводных диверсантов на нефтехранилища в морском порту около российской военной базы в Тартусе в январе 2020 года совпало по времени с информацией о создании российско-сирийской нефтяной компании Rusafa Refinery и одобрением соответствующих законопроектов Народным советом Сирии. Накануне терактов мировые СМИ сообщили о планируемых совместных работах ливанских, сирийских и российских специалистов по строительству новых нефтеналивных терминалов в Тартусе. За несколько часов до этой атаки в воздухе находились три американских разведывательных самолёта, после чего диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) произвела минирование и подрыв шести крупных нефтехранилищ и нефтепровода в порту Банияс. По информации сирийской разведки, действия ДРГ, состоявшей из боевиков вооружённой оппозиции и американских спецназовцев, выполняло задачу по срыву транспортировки иранской нефти в Сирию, координировали ВВС США.

В январе 2020 года в Багдаде был убит командующий частью иранских сил спецопераций К. Сулеймани, занимавшегося вопросами обеспечения безопасности трубопровода «Киркук – Банияс». Данный маршрут – наиболее короткий путь доставки нефти северного Ирака к средиземноморскому побережью и далее в Европу. Проект, экономически выгодный Ираку, Ирану, Сирии, Ливану и Иордании, категорически неприемлем как для коалиции западных стран, так и для Израиля с Турцией, а значит – следует ожидать новых аварий, взрывов и диверсий. Таким образом, говорить об успешной реализации проекта на данном этапе, мягко говоря, преждевременно.

Алексей Балиев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх