На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зачем Израилю понадобились земли Ирака и Саудовской Аравии

Зачем Израилю понадобились земли Ирака и Саудовской Аравии

9-го октября очередным посланием «граду и миру» отметился такой одиозный израильский политический деятель, как министр финансов Бецалель Смотрич. А поведал он ни много ни мало о следующем.

Я очень четко заявляю, что мы хотим создать еврейское государство, включающее Иорданию, Саудовскую Аравию, Египет, Ирак, Сирию и Ливан.

Казалось бы, ну очередной политик что-то произнес, за последнее время и не такое слышали. Однако бывают ситуации, когда провокационные «набросы» имеют под собой существенный фундамент.


Спикер правого консерватизма, ставший частью системы


Г-н Смотрич — это, вне всякого сомнения, феномен на современной политической сцене Израиля. Часто его называют «фриком» за крайнюю провокационность высказываний.

Однако в том-то и проблема, что Б. Смотрич не фрик, а вполне себе часть нынешнего системного израильского политикума. Просто то, что обычно политические зубры держат при себе, г-н Смотрич транслирует направо и налево, а еще этим совершенно искренне гордится.

Попытка подобрать из его высказываний на тему палестино-израильского вопроса что-то менее вызывающее обычно оканчивается неудачей. Мало кто из израильских политиков доходил до того, что им «указывали на дверь» аж еврейские организации Великобритании, а также, будучи в статусе министра (высокий политический пост, но все-таки административный), становились фигурантами официального расследования ООН.

Исходя из некоторых исторических особенностей, во Франции Б. Смотричу однажды дали трибуну, и он не подвел.

«Я спрашиваю вас, кто был первым палестинским королём? Какой у них собственный язык? Была ли когда-либо отчеканена палестинская монета? Есть ли палестинская история или культура? Нет! Нет такой вещи, как палестинские люди...»

Кстати, формально в Палестине именно король-таки был, и даже не один, а больше двадцати. И монета королевская была — безанты, динарии и оболы. Может, кто-нибудь и подарит их Б. Смотричу, вот только вряд ли ему понравятся на них регалии Иерусалимского королевства, кресты и надписи вроде «Deus lo vult». Впрочем, вряд ли они придутся по душе и современным палестинцам.

В самом Израиле многие, может, и сами хотели бы его представить для международных организаций эксцентриком, но это не получается. Б. Смотрич в политике с начала 2000-х, при том, что ему только 44 года. Взглядов своих не менял и всегда был предельно последователен в своих тезисах.

Палестинский народ и палестинское государство — это фикция («это я палестинец»), все поселения на Западном берегу должны быть ликвидированы, а арабам нужно либо выдать паспорт без права голосования, либо выдать деньги на билет в один конец, например в Европу.

Сектор Газа нужно присоединить на тех же условиях, как присоединить вообще все спорные территории, и заселить еврейскими репатриантами. Вместо общих святынь построить Третий храм (или подождать, пока он спустится с неба), весь Израиль должен стать ортодоксальным, а кому не нравится: «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим».

В перспективе же и северные земли должны войти в Израиль, и все остальные спорные земли. Ливану, Сирии, Иордании и Египту за Синай от Б. Смотрича и ранее доставалось, однако сейчас с претензиями на Саудовскую Аравию и Ирак он уже превзошел самого себя. Странно, что в перечень не вошел северный Йемен, но, видимо, это дело наживное.

Когда слова не только слова


Тема фриковости сразу отходит на второй план, если проанализировать не то, как выступали партии, о которых и с которыми шел на выборы Б. Смотрич, а те коалиции, которые формировались вокруг его инициатив. А это всегда было 10-14% от состава парламента, причем из разных политических фракций.

Золотое время для него наступило в тот момент, когда Б. Нетаньяху, опираясь уже прямо на право-консервативные и религиозные силы, решил бросить вызов БАГАЦ (Высший суд справедливости).

Это запустило «конституционную» (в кавычках, поскольку в Израиле нет конституции) реформу и массовые беспорядки, а Б. Смотричу дали возможность не только руководить министерством финансов, но и управлять вопросами поселений на Западном берегу. «Радость» арабского населения была безмерной, благодарность — взаимной.

Но Б. Нетаньяху свою ставку сделал, и места для реверансов в сторону демократии и левого либерализма там предусмотрено не было. Зато вошел в силу старый «товарищ по оружию» Б. Смотрича — представитель партии «Религиозный сионизм» (слилась с партией Б. Смотрича «Еврейский дом») И. Бен-Гвир, который еще получил вдобавок пост министра общественной безопасности. Б. Смотрич отвечал за поселения, И. Бен-Гвир вооружал отряды самообороны.

И тот, и другой отмечались в ситуации с молениями на Храмовой горе. И. Бен-Гвир прямо привел туда народ молиться, а Б. Смотрич требовал построить синагогу.

Спорить о том, почему на Храмовой горе могут молиться только арабы, а евреи ее могут именно посещать, можно до хрипоты. Но юридически пока установлено именно так, поэтому внешнеполитические ведомства многих стран такие шаги иначе как серьезное нарушение и прямую провокацию беспорядков не оценили.

Но оба персонажа выступают за переписывание любых правил, которые связаны с темой двух государств. Соответственно, они подают пример и задают тон. Так, в сети нашумел эпизод, когда ортодоксы плевали в христианских паломников. Зато активист от партии И. Бен-Гвира не нашел ничего лучше, как выдать в эфир.

Сейчас хорошее время упомянуть, что это древний и давний еврейский обычай, и в Галахе даже есть особое благословение.

Тот, кто сказал данные слова, был позже обвинен в убийстве палестинца, а до этого имел дела о подстрекательстве к террору. Политики в Израиле, кто поумнее и поопытнее, его публично одернули и от подобных тезисов дистанцировались, но слова о «древнем и давнем обычае» разлетелись по миру и СМИ, и пойди их теперь собери.

О полноценном, а не имиджевом, «правом уклоне» израильской политики


Разница между 2010-ми и 2022–2024 гг. заключается в том, что в прошлом всё это было признаками правого консерватизма с экстремальным уклоном, который собирал не самое значительное число голосов в Израиле, «пасясь» на довольно ограниченном политическом поле.

Сейчас же на фоне сначала противостояния с БАГАЦ, потом на фоне трагедии, связанной с нападением ХАМАС, а теперь и в связи с военным тупиком, где в одно сплелись Газа, Ливан, Иран, это направление стало как бы частью «глубинного израильского государства». Фактически это пока не так, но выглядит всё именно и только так.

Израиль по-своему бравирует «отмороженным» имиджем, это всегда была часть своего рода сценического образа, и со стороны создается совершенное стойкое ощущение, что Израилю вообще «фиолетово» на все международные правила и резолюции.

На самом же деле, подобное тому, что происходило последние месяцы в секторе Газа, это перебор даже для самого Израиля. Не настолько уж отморожено там вели в прошлом по отношению и к резолюциям ООН, и к мнению в тех же США.

Примеров тут можно привести немало. Более того, раньше в самом же Израиле правительство не раз упрекали именно за излишнюю договороспособность. Сейчас, на фоне Ливана и Газы, этот тезис звучит чуть меньше, чем издевательство над здравым смыслом, но это действительно так.

Ладно Б. Смотрич, но Израиль официально признал генерального секретаря ООН «персоной нон грата» и запретил ему «ступать на израильскую землю». Кажется, опять-таки, что это снова прокачка имиджа отмороженности, однако это только внешняя сторона.

На самом деле это беспрецедентный шаг. И также беспрецедентно то, что российский представитель в ООН В. Небензя напомнил Израилю об условиях создания государства, а оно создавалось как раз через консенсус в ООН.

Сознательный вызов мировой «левой повестке»


Теперь всё, что делает сам Б. Нетаньяху, а также активисты-политические администраторы под его крылом, всякий раз становится буквально пощечиной и плевком в т.н. «лево-либеральную повестку», на которую завязаны Европа и США.

Как на это реагировать, западная система не понимает. Б. Смотрич «отменил» палестинский народ, а повестка такова, что разрешено официально отменять только один народ и одну страну: «агрессивную Россию» и русских. А вот про палестинцев леволибералам никто ничего не говорил и указаний на этот счет не давал.

Не будь масштабных трагедий в Ливане, Сирии и секторе Газа в результате практически ковровых бомбардировок, все эти выступления Смотрича и компании можно было бы назвать троллингом лево-либералов, но это уже не троллинг, да и Смотрич — это не просто политик в Кнессете, а администратор, который в тандеме с Бен-Гвиром работает с поселениями.

Обычно так и бывало, поскольку в самом Израиле это противостояние «левые-правые» имеет давнюю историю и зачастую принимает просто гротескные формы. В Кнессете есть «Коммунистическая партия Израиля», а за полномочия БАГАЦ и против реформ Б. Нетаньяху выступает немало народу.

Израиль — сионистское государство, но традиционно в нем очень сильны либеральные течения. Даже многие нынешние политические сионисты, если просматривать их карьеру, сами выросли из левых политических сил.

Левые, либералы и разные «демократы» — это стыковка с аналогичными силами в США и ЕС, а это и деньги, и военное сотрудничество, и международные отношения. Такой троллинг мог быть внутренним делом Израиля и должен был им и оставаться, но стал-то делом международным, фактором выборов в США, протестов и голосов на выборах в ЕС.

И осложняет всё то, что «кому надо» понимают, что Б. Смотрич и И. Бен-Гвир не играют в игру, не работают сами по себе, это не режиссура — они действительно убеждены в правильности того, о чем говорят и делают, а также убеждены в фундаментальной поддержке.

Если бы это была режиссура в политическом поле, то и американской реакции на это было бы куда как меньше. Но мало того, что это не спектакль, так теперь еще и выражает позицию примерно 40% политических сил в Израиле, потому что все те, кто стоял даже на позициях весьма умеренного сионизма, консолидировались.

Существенные изменения в Израиле. Как отделить тактику от долгосрочной позиции


Все приведенные проблемы хорошо свидетельствуют о том, что в Израиле за два последних года произошли очень существенные изменения. Вынеся на флаг борьбу с БАГАЦ, Б. Нетаньяху открыл тот котел, в котором долгое время между собой бурлили разные политические «субстанции».

Снявши крышку, оказалось, что ему придется окончательно отделить левое от правого. Кстати, не факт, что он сам планировал такое разделение «либо-либо» изначально, но сектор Газа все определил окончательно. Деваться Б. Нетаньяху уже некуда.

Поэтому к словам Б. Смотрича следует отнестись довольно серьезно. Всё, что он назвал в качестве Большого Израиля, это ничто иное, как бывшая Османская империя и ответ Р. Эрдогану, который не так давно заявил, что Израиль претендует на земли Ливана, а затем и Турции.

Вот из Израиля отвечают: не просто претендуем на Ливан, а вообще на всё, что Анкара даже на неофициальных картах считает своим историческим имперским наследием. И не просто претендуем, а придем и заберем. И здесь есть два аспекта — тактический и долгосрочный.

Это не слова фрика, а посыл от современного израильского «дипстейта» Турции, чтобы она собиралась и двигалась в сторону Ливана. Турки же хотели начать морскую эвакуацию из Ливана, хотели. Не ждите, собирайтесь и начинайте. Это посыл США — при Б. Нетаньяху не будет никаких «авраамических соглашений», а это одна из опор той политики, которую Вашингтон вел уже года четыре в регионе.

Турция (или кто угодно еще в силовом варианте, но Турция предпочтительнее) в Ливане нужна Б. Нетаньяху, чтобы иметь возможности «отскочить» из ливанской ловушки без критической потери репутации. Это тактическая часть истории с претензиями на земли бывшей Османской империи.

А вот с долгосрочными предложениями всё еще интереснее. Понятно, что ни о каких землях Ирака речи не идет, а вот о каких землях идет, так это о Палестинской автономии и землях на Западном берегу.

Т.е. никакие «авраамические соглашения» и планы по включению в «индо-аравийский» или еще какой-нибудь подобный проект израильскому «дипстейт» более не нужны, и США не стоит на это со следующего года тратить ресурсы. Но, развязав в этом плане будущей администрации руки, Израиль претендует на те земли на Западном берегу, которые заберет по факту силы, и контроль хотя бы над частью сектора Газа.

Да, Б. Смотрич — это вроде бы не Г. Киссинджер, чтобы вещать от имени глубинного государства, но сейчас в мире вообще с такими фигурами несколько напряженно. Зато именно Б. Смотрич органично смотрится, бросая вызов левой повестке, базовой сегодня в США и ЕС, и Западный берег — это достойный для Израиля результат, чтобы этот вызов бросить. Раз уж в ООН идет речь о правах на государство как таковое, то повестка подождет.

И ведь не просто так американские СМИ передали, что, дескать, Д. Трамп вместе с Л. Грэмом после начала операции Израиля в Ливане якобы позвонили Б. Нетаньяху со словами, что давно было пора это сделать, а также пожелали успехов и твердости.

Есть некие обоснованные сомнения в факте этого разговора, с учетом того, что Линн Грэм до этого озвучил гениальную идею, дескать, надо сначала помочь Израилю, а только потом пострадавшим от стихии в США. Но Биньямин Нетаньяху через свое лобби в эту дискуссию тянет оба политических спектра в Штатах.

Вот такие занимательные ходы делают в Израиле в преддверии американских выборов. Кто бы мог подумать еще года четыре назад, что спикером израильского глубинного государства станет сам Б. Смотрич, но время течет, и многое меняется.

С силовым ответом Ирану у Б. Нетаньяху пока сложно — до выборов всего уже две недели, и ответ можно отложить на более позднее время, после голосования. А пока озвучить предварительные условия в плане стратегии и заодно пошевелить «уважаемых турецких партнеров».
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх