Старый Свет никак не может смириться с мыслью, что Россия — не его колония
До завершения 2024 года остаются считанные дни. Он был достаточно непростым для России. Несмотря на это РФ уверенно выполняет задачи, которые поставила перед собой в развитии экономики и оборонной сфере — в отличие от Европы, где налицо стагнация в промышленном производстве, катастрофическое падение социальных гарантий.
Почему же Европа, вопреки всему, жаждет войны с Россией?На этот и другие вопросы в интервью «СП» ответил политолог, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ.
«СП»: Владимир Сергеевич, руководство Евросоюза продолжает безумную политику конфронтации с РФ, несмотря на проблемы с собственной экономикой, разногласия в обществе. Чем все это объяснить, и о чем говорят итоги 2024 года в ЕС?
— Увы, Европа ведет с нами гибридную войну, особо зациклившись на поставках вооружения ВСУ, оказывает киевскому режиму экономическую, финансовую помощь, что согласовано с США. А в последнее время засылает к нам наемников, бойцов ЧВК.
Европа утратила свою субъектность и, что называется, полностью легла под США, где администрация Байдена заняла жесткую, бескомпромиссную позицию, смысл которой в том, что сегодня не должно быть никаких мирных переговоров в решении украинской проблемы. Напомню: Европа — это прежде всего страны НАТО, за исключением Австрии и Швейцарии.
Трамп до и после победы на выборах заявлял о желании завершить конфликт на Украине. Казалось бы, Европа идет не в ногу с ним. Но это только на первый взгляд. Безусловно, она изначально ставила на Байдена и сейчас понемногу отыгрывает назад.
Об этом говорят заявления того же Шольца, отказавшегося поставлять дальнобойные ракеты «Таурус» Украине, некоторых других политиков. Немалая часть населения Европы тоже против полного разрыва отношений с Россией. Однако в целом тренд на конфронтацию сохраняется, что отвечает интересам США, которые руками украинцев пытаются воевать с нами.
Великобритания, Франция, Германия, Италия продолжают действовать в рамках общей политики Байдена. Это всех устраивает, тем более большая часть помощи ВСУ приходит от США. Ситуация стала немного меняться после победы Трампа на выборах, который заявил, что Америка якобы может даже выйти из НАТО, если европейские страны не будут вносить взнос в размере 3−3,5% ВВП.
Удивительно другое. Европейцы после таких заявлений взяли под козырек, посягнув даже на социальные права и гарантии своих граждан. В той же Германии, например, заговорили об урезании выплат пенсионерам, что вызвало целую волну протестов.
«СП»: Что ждет Европу с такими двойными стандартами? Почему Европа, бежит, что называется, впереди паровоза и так хочет войны с Россией?
— Дело не только в желании европейских политиков угодить гегемону. В Европе вовсю возрождается дух реваншизма. Особенно применительно к Франции, Германии, ряду других стран. На слуху вся многовековая борьба с Россией, начиная с походов Наполеона в 1812 году.
Обсуждаются причины поражения в Первой мировой, а также во Второй мировой войне, которая для нас была и остается Великой Отечественной. Это для Европы фантомные боли, которые напоминают, как наша страна нанесла в 1945 году сокрушительное поражение фашистской Германии, в войсках которой, напомню, воевали многотысячные контингенты практически всех стран европейского континента. Это замалчивалось в советское время. И вот сейчас дух реваншизма начинает сказываться.
Есть такие настроения и в Великобритании, которая по итогам Второй мировой лишилась многих колоний. Прошло 80−100 и более лет, но никуда реваншистские настроения не делись. Так что названные страны готовы и впредь помогать Украине для нанесения России стратегического поражения на поле боя, достижения исторического реванша.
В 90-х годах ХХ века Советский Союз добровольно распустил Варшавский договор и, по существу, подарил суверенитет странам Восточной Европы. Нам обещали, что эти страны не будут вступать в НАТО. Сегодня в Европе про это забыли.
Есть и экономическая подоплека. Любая война есть продолжение политики иными, насильственными средствами. А политика в марксистском понимании это концентрированное выражение экономики.
Наши природные ресурсы до сих пор застят глаза «цивилизованным» европейцам. Повторю, наших политических, экономических и даже территориальных подарков в 90-е им оказалось мало. Поэтому агрессивная политика в отношении нас продолжается.
«СП»: Но Россия уже не та, что была в начале 90-х, она никогда не поступится своими национальными интересами…
— Безусловно. Но понимание доходит до врага, как говорится, только через желудок или страх. Россия — ядерная держава со всеми вытекающими последствиями. Последние изменения в нашей ядерной доктрине постепенно доходят до сознания правящих кругов европейских стран. Они понимают существование красных линий. И все же ведут себя агрессивно.
Европейские страны сейчас играют ту же роль, которую исполнил в свое время Черчилль в своей фултонской речи. Великобритания тогда была измотана войной, и Черчилль своей речью пригласил США взять на себя роль основной главной европейской державы, а потом и прикрыть Европу ядерным зонтиком. Все это нашло свое отражение в создании НАТО в 1949 году.
Сегодня складывается примерно та же ситуация. Трампу будет не так легко провозгласить курс на неоизоляционизм. То есть, по существу, европейцы создают ситуацию, в которой трамповская Америка не сможет бросить Европу на произвол судьбы. Все делается так, чтобы Соединенные Штаты и дальше оставались вовлеченными в конфликт.
Сейчас стратегическая инициатива на поле боя принадлежит России, ее оружие — лучшее в мире, а Вооруженные Силы — самая сильная и дееспособная армия Европы. Это сильнейший удар по престижу гегемона.
Все сознают, что поражение США на Украине быстро перекинется на индо-тихоокеанский регион. Китай сможет более решительно действовать в отношении Тайваня.
Все это в целом предопределяет вторую причину агрессивной политики европейских стран, вплоть до замыслов послать войска НАТО в зону конфликта.
Такой план, судя по всему, разрабатывается. Но некоторые европолитики готовы сжечь даже собственный дом, лишь бы вовлечь США в безрассудную игру с огнем на континенте.
К тому же у них есть на Украине собственные экономически интересы, не говоря о коррупционных схемах. Так что неоколониализм никуда не исчез. Более того, он подпитывается агрессивными замыслами исторического реванша.
«СП»: Какие выводы из всего этого следуют для Российской Федерации?
— Россия должна исходить из того, что русофобские настроения основных европейских стран никуда не исчезнут.
Что касается Восточной Европы, то на словах она вынуждена будет идти в фарватере этих настроений, но на деле — стараться исходить из собственных национальных интересов. Я имею в виду Венгрию, Словакию, ряд других стран. Даже Польша недавно отказалась от предложения Макрона ввести собственный военный контингент на Украину. Этот раскол сегодня налицо в Европе и, по всей видимости, будет сохраняться.
Россия и впредь должна держать порох сухим. Военно-политическое руководство РФ всегда заявляло, что основная задача — довести цели специальной военной операции до логического конца.
Надо помнить, что мы лишь тогда дисциплинировали Европу и удерживали от набегов на Русь-матушку, когда одерживали победы на поле боя. Это отрезвляло европейских политиков, возомнивших себя наполеонами, на многие десятилетия вперед. Отрезвит и теперь.
Свежие комментарии