На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Бедный
    И причем тут это? И кстати татарам в Крыму вообще Украина была ближе, просто потому, что ничего с ними сделать не мог...На бойню пойдут в...
  • Часовщик
    Когда уже залатают дыру на границе,вот как её пропустили в Россию.Может ей уже и паспорт России подогнали?Этот цирк пора за...
  • Eduard
    Бта Призалтика территория Швеции,какая оккупаци?Ромсия выкупила Призалтику!Нельзя оккупировать своё,Как прибалтийская...

Одежда Византии

Одежда Византии
Император Юстиниан I со свитой приносит дары храму. Мозаика апсиды в церкви Сан-Витале. Середина VI в. н. э. Равенна

Вот и дошла очередь до одежд Византии – Третьего Рима: последней наследницы культуры Древнего Рима, империи, в которой религия диктовала каноны моды, а мода помогала торжеству религии…
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты – третий Рим, ты – третий Рим.
…О Русь! забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.

(Панмонголизм. 1894 г. Владимир Соловьев)

Культура одежды. Мы продолжаем тему истории одежды. И вот сегодня у нас наконец-то Византия, оказавшая огромное влияние на цивилизацию наших предков, подарившая нам свою религию и культуру и… канувшая в Лету, словно ее никогда и не было вовсе.

Царство между Западом и Востоком. По идее оно должно было впитать все лучшее, как с одной стороны, так и с другой. Но так и оставшееся «само по себе» и затем погибшее, несмотря на все свое богатство и высокую культуру. Впрочем, вопрос о том, почему так случилось, выходит за рамки нашей темы. Сегодня наш рассказ посвящен одежде византийцев и их облику, любоваться на который пришлось многим нашим легендарным князьям.

Итак, каковы же были традиционные одежды Византии, в полной мере после 476 года унаследовавшей традиции римской культуры?


Императрица Феодора со свитой. Мозаика апсиды в церкви Сан-Витале. Середина VI в. н. э. Равенна

Традиционная одежда


А было так, что римские одежды у византийцев вскоре дополнились роскошными восточными мотивами в узорах отделки, рисунках, в разнообразии цветов и в блестящих тканей. Хотя, заметим, что в отделке обязательно присутствуют и христианская символика, и узоры, и орнаменты.

Роскошная многообразная отделка стала покрывать всю поверхность одежды. И к тому же дополняться нашитым на нее жемчугом и драгоценными камнями. Интересно, что расположение отделки диктовалось модой на прямые вертикальные и горизонтальным линии, создававшие впечатление жесткости всего костюма.


Варианты отделки далматики. Рис. из издания «Всемирная история костюма. Моды и стили. Минск: Харвест, 2009 г. С.40.


Принципы кроя и отделки туники. Там же

Почему так было – понятно.

Культура одежды Византии, как, собственно, и вся ее культура, находилась под сильным влиянием церкви. А она в Византии объявляла человеческую природу греховной, а любую красоту – призванной служить Богу! Самыми красивыми, естественно, считались линии божественного креста. И, соответственно, именно крестообразное расположение линий узоров и стало считаться эталоном всякой одежды.


Снаряжение воинов Восточной Римской империи III – VI вв.: 1 – пехотинец «легиона Геркулеса». На голове характерный шлем касис, 2 – стрелок-арбалетчик с соленарионом в византийской тунике, 3 – еще один восточно-византийский воин легкой пехоты в характерной меховой шапке, 4 – восточно-римский пехотинец из «Пятого Македонского легиона». V–VI вв. Рис. В. Королькова из издания «Рыцари Востока», М.: Поматур, 2002 г. С. 6

Следовательно, всякая нагота, столь характерная для античности, также объявлялась греховной. В Византии тело всячески скрывалось, чему форма одежд как раз и служила. И, аналогично, всё, что тело скрывало, одобрялось.

Поэтому-то римская просторная туника и была в ходу, хотя ее название изменилось. Теперь она называлась далматикой, а тоге стала соответствовать касула – широкий плащ с капюшоном. При этом далматика часто дополнялась оплечьем и передником на поясе.


Византийская фреска с изображением Святого Луки. Св. Лука изображен в доспехах византийского воина.
(Греческий монастырь в Беотии, Греция)

Длинная рубаха-юбка, наподобие греческого хитона или римской туники — стала основным компонентом костюма византийцев. При этом она же и приобрела новые формы. Так, ее поверхность лишилась складок, к ней пришили рукава, часто длинные и зауженные у запястий. Крой той же туники был очень простым – в форме буквы Т, с различными нашитыми на нее линиями узоров из разноцветной тесьмы.

Константин IV и его свита, мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне

Штаны (как род одежды) византийцы позаимствовали на Востоке.

Здесь они имели вид двух отдельных штанин, крепившихся к поясу тесемками. Длина штанов варьировалась от коротких (по колено) и до длинных (по щиколотку). Но были известны и облегающие ногу чулки с полной носочной частью.


Византийские послы к султану Аль-Мамуну. Миниатюра из манускрипта «История византийских императоров в Константинополе с 811 по 1057 год, написанная куропалатом Иоанном Скилицей».
Национальная библиотека Испании, Мадрид

То есть византийская одежда раннего Средневековья представляла сплав традиций римского и восточного костюма.

Ну, а информацию о том, как выглядели византийские одежды, мы получаем из сохранившихся мозаик и иконописи Византии. Кстати, возникает и мода на определенные черты лица. Так, для «византийского лика» становятся характерными удлиненный овал, большие глаза и маленький рот.


Миниатюры «Евангелия Рабулы» VI века отображают более абстрактный и символический характер византийского искусства. Богоматерь облачена в пурпур.
Библиотека Лауренциана, Флоренция

Женское и мужское одеяние


Что касается женской одежды, то она многослойна. Длинная, доходящая до ступней, нижняя туника стола с узкими облегающими рукавами, украшенными каймой на запястье, покрывается верхней, с широкими открытыми рукавами. Жесткий плащ дополняет костюм и придает фигуре статичный образ треугольной формы. Плащ накладывается на плечи сзади, а спереди концы перекрещиваются и отбрасываются назад. Отделка богата орнаментами и декоративными элементами – знаками сословных различий.


Мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. На ней изображены девы-мученицы, в руках они держат мученические венцы. Среди мучениц: святые девы Кикилия, Анастасия Узорешительница, Агния, Евлалия, Агафия Катанская, Виктория, Евфимия, Иустина. Но, несмотря на все их мученичество, хорошо видно богатство и разнообразие тканей одежд, которые они носят…

Римская пенула с прорезью для головы встречается и в одежде знатных женщин Византии. Голову прикрывает платок мафорий, являющийся символом Богородицы и часто встречающийся на иконописных изображениях святых.

Низшие сословия в Византии старались следовать высшим. Но понятно, что одежду шили из дешевых тканей, узоры были самые простые, а длиной они были покороче.


Диптих Барберини. Горельеф из мрамора, изображающий победоносного императора. Лувр

Зато верхняя одежда императора и знати была исключительно богатой. Прежде всего, она включала плащ-мантию с застежкой-фибулой на плече, с богатой отделкой и четырехугольной эмблемой высшей власти – таблионом (куском дорогой парчи, нашивавшейся на плащ спереди и сзади). Знать наносила таблионы пурпурного цвета. А кромки плаща украшались пышной декоративной каймой.


«Четыре тетрарха» – скульптурная композиция из темно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя изготовлена в первой половине IV века и была частью константинопольского Филадельфейона, построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ). Скульптура вывезена крестоносцами из Константинополя в 1204 году. На фигурах плащи палудаментум, птериги и военные «шапки из Паннонии», руки лежат на мечах типа спата, с рукоятью в виде головы орла в модном для того времени сасанидском стиле.



На этом фото видно, что часть постамента и ноги одного из тетрархов заменена новоделом. В 1960-е годы при раскопках руин дворца Мирелейон в Стамбуле недостающий фрагмент ступни и постамента нашли, и сейчас он хранится в Археологическом музее Стамбула

Нарамник – круглый воротник, богато расшитый драгоценными камнями, надевался через голову и также являлся важным элементом царского одеяния. Этот элемент царского костюма стал впоследствии характерен и для русских бояр и царей.


Византийцы любили носить украшения. Вот медальон 1100 г. из золота, украшенный эмалью. Лувр

Костюмы византийского двора представлены на великолепной мозаике храма Сан-Витале в Равенне, сохранившейся с середины VI в. до н. э. до наших дней.

Императрица Феодора изображена на ней со своей свитой во время церемониального выхода. Корона императрицы украшена золотом, драгоценными камнями и длинными пропендулиями – подвесками из жемчуга. Нижняя белая стола украшена богатой каймой. Плащ из пурпурной ткани, кайма подола украшена вышивкой золотом. И также золотом отделана ее обувь. Кстати, пурпурный и зеленый цвета обуви в Византии разрешались только для знати.


А это свадебное золотое кольцо, VII в. Лувр

Ткани использовались самые разные, но красота их была просто потрясающей.

Парча и шелк покрывались геометрическими орнаментами, звездами, кругами и стилизованными изображениями растений и животных. Ну, и, разумеется, без христианской символики тоже не обходилось.

Ткани были плотными и тяжелыми, что было необходимо для того, чтобы подчеркнуть статичность фигуры. Кресты, ангелы и христианские монограммы вписывались в круги и квадраты, так же, как и львы, орлы и павлины, так что поверхность одежды из такой вот ткани выглядела как один сплошной яркий ковер.

Такие костюмы были характерны для позднего периода Империи. Но вот такие животные, как бык и орел, обычно являлись прерогативой одежд императора. Символом его власти была ткань пурпурного цвета.

А вот белый цвет в Византии почему-то считался траурным.


Пара серег, которые подошли бы и любой современной женщине, ок. 600 г. Музей Уолтерса, Балтимор, США

В то же время цвета одежд византийцев зависели еще и от того, к какой партии ипподрома они принадлежали. А таковых было четыре: прасины («зеленые) и венеты («голубые»), считавшиеся главными, а еще русии и левки («красные» и «белые»). И чтобы показать приверженность своей партии, они вносили ее цвет в одежду.


Византийский браслет с жемчугом 500–700 г. Материал: золото, серебро, жемчуг, аметисты, сапфиры, стекло, кварц. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В Византии наличествовали крупные предприятия, вырабатывавшие воинские доспехи и оружие по единым образцам. Поэтому снаряжение и пехотинцев, и всадников из собственно византийцев было, по сути, стандартизировано. Тогда как наемные отряды сражались одетыми и вооруженными по-своему.


Золотая сережка с сапфиром и жемчугом. Византия, VI–VII вв. Вес 11 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


А вот эта диадема, созданная мастерами фирмы Кастеллани примерно в 1860 году, отражает большой интерес, возникший в отношении культуры Византии в середине XIX века. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ювелирная мода и доспехи


Причем интересно было воспроизведение изделий искусства из более ранних эпох с исторической точностью – подход, который особенно проявился в создании так называемых археологических украшений (украшения, основанные на раскопках из древности), производство которых достигло своего апогея как раз в середине XIX века.

Ювелирные изделия, изготовленные в этот период, охватывали этрусский, древнеримский, раннехристианский, византийский и средневековый стили. Фирма Кастеллани в Риме была пионером и доминировала в производстве таких археологических украшений. Основанная Фортунато Пио Кастеллани в 1814 году, компания управлялась тремя поколениями семьи до закрытия в 1927 году. Ее изделия приобрели огромную популярность в высших кругах европейского общества, а успех побудил многих ювелиров работать в аналогичном историческом направлении.

У всадников использовался шлем касис с кольчужной бармицей и металлическими наушниками. Название клибанион носил панцирь из металлических пластинок, нашитых на кожу, и надевавшийся поверх кольчуги через голову. Халкотубы – поножи, делали из металлических узких (медных) пластин, также нашитых на кожу.

Нередко поверх всего этого всадники надевали еще стеганый цветной кафтан эпилорикион, являвшийся неким прообразом униформы.

Кони всадников клибанофоросов также покрывались панцирями из войлока и костяных либо металлических пластин.

Щиты в форме перевернутой капли были характерны именно для Византии и уже отсюда распространились по Европе и арабскому Востоку.

Ну, а наемники из Европы – Каталонии и Италии, как описывал их современник в том же XV веке, были облачены в «голубоватую сталь».
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх