Источник: newvz.ru
Есть у нас такая поговорка: «Одно лечит, а другое калечит». Под этими словами обычно подразумеваются лекарства или в редких случаях врачи. Однако в полной мере это изречение можно отнести к эжектору пороховых газов на стволе танковой пушки. Вроде бы создан он и применяется в танках с благими целями: снизить загазованность боевого отделения при стрельбе. Но иногда случается так, что выходит всё ровным счётом наоборот, когда эжектор превращается в «пылесос», затягивающий заражённый воздух в танк.
Эжектор пороховых газов
К слову, эжектор пороховых газов – это то самое цилиндрическое утолщение на стволе пушки абсолютно всех современных и не очень современных танков. Нет его только на боевых машинах с необитаемой башней, поскольку он там вообще-то и не нужен. Служит эта штуковина для того, чтобы продувать канал пушечного ствола после выстрела. Грубо говоря, эжектор вытягивает из ствола остатки пороховых газов, дабы они не попали в боевое отделение и не душили экипаж.
Эжектор пороховых газов пушки танка Т-55 в разрезе. Источник: yaplakal.com
Устройство эжектора пороховых газов, как и его принцип работы, просты как валенок, хотя некоторые элементы могут отличаться от конструкции к конструкции. Фактически он представляет собой трубу, надетую на ствол пушки, в результате чего между ней и стволом образуется полая и герметичная цилиндрическая камера. Сам пушечный ствол в районе этой камеры имеет сквозные отверстия двух типов. Первые, просверленные ближе к казённику (или к башне, кому как удобнее), оснащены впускными клапанами. Вторые же, расположенные ближе к дульному срезу, выполняются косыми и клапанов не имеют.
Схема работы эжектора. 1 – корпус эжектора; 2 – косое отверстие (сопло); 3 – отверстие с впускным клапаном; 4 – ствол пушки. Источник: dzen.ru
Истечение пороховых газов после вылета снаряда из ствола. Направление их движения указано стрелками. Источник: dzen.ru
В момент выстрела, когда снаряд проходит по стволу в районе эжектора, пороховые газы проникают внутрь камеры через клапаны и косые отверстия под огромным давлением. Как только снаряд покидает ствол, давление в пушке начинает падать. Из-за разности давлений (в стволе меньше, а в эжекторе больше) сжатые газы покидают эжектор по направлению к дульному срезу и естественным образом создают разрежение, вытягивая за собой всё, что осталось внутри ствола.
Но чем же он может навредить? Вроде бы одна только польза. Но нет.
Затягивание воздуха в обитаемые отделения танка
Для примера мы возьмём отечественные танки. Проблема-то на самом деле присутствует и за рубежом, так что клеймить наши машины не нужно. Просто они нагляднее.
Уходящая корнями в советское прошлое автоматика пушек в наших танках, причём без разницы, Т-72 это или Т-80, а то и вовсе Т-64, работает таким образом, что клин затвора открывается в момент отката. То есть производится выстрел, от энергии отдачи орудие откатывается назад, открывается затвор и вылетает стреляный поддон (металлический стакан в основании гильзы). Затем происходит накат пушки – возвращение её в начальное положение противооткатными устройствами. Весь этот процесс занимает буквально секунду.
Суть в том, что затвор открывается слишком быстро – в тот момент, когда эжектор пушки ещё продолжает свою работу по вытягиванию газов из ствола. А если затвор открыт, то логично предположить, что через ствол потянется воздух из боевого отделения. С одной стороны, это хорошо, поскольку позволяет вытянуть уже имеющиеся в боевом отделении пороховые газы, дым и прочие неприятные вещи. С другой – затянуть всякую заразу внутрь танка.
Тут эжектор начинает выполнять роль своеобразного огромного пылесоса. Втягивая воздух из боевого отделения через открытый казённик, он таким образом создаёт разрежение внутри танка. Как следствие – происходит засасывание воздуха из окружающей среды через неплотности. Входит внутрь он как через моторно-трансмиссионный отсек, так и через другие места. Процесс этот длится недолго – буквально доли секунды, но наделать делов может порядочно. В обычных условиях ничего не случится, а если вокруг танка летает радиоактивная пыль или воздух заражён химическими поражающими веществами или какой-нибудь «биологией»? Всё это внутрь обитаемых отделений и полетит.
Источник: fotoload.ru
От одного выстрела совсем уж больших проблем не будет, а когда выстрелов много и производятся они серией, «побочки» от эжектора начинают давать о себе знать.
Тут, конечно, можно возразить, что есть фильтро-вентиляционная установка (ФВУ), которая создает внутри машины повышенное давление, да и разного рода герметизирующие уплотнители имеются. Но нет, производительности ФВУ на практике недостаточно, а уплотнители большой пользы в этом случае не несут.
Для того, чтобы оценить объёмы поступающих внутрь танка ядовитых или радиоактивных веществ снаружи, даже был проведён соответствующий эксперимент, который наглядно показывает «двуличность» эжектора, когда и помогает, и вредит.
Но прежде стоит отметить, что даже если с пушки эжектор убрать, от этого явления полностью не избавиться. Пороховые газы по стволу всё равно будут двигаться и разница давлений между стволом и боевым отделением тоже будет, ну и «подсос» воздуха соответственно тоже.
Так, при совершении семи выстрелов любым типом снаряда из 125-мм пушки 2А46 без эжектора токсическая доза (содержание условной «заразы» в воздухе) находилась в пределах от 0,006 до 0,017 грамма в минуту на кубометр воздуха на разных уровнях производительности фильтро-вентиляционной установки.
С эжектором всё, понятное дело, начинает кардинально меняться.
При совершении семи выстрелов осколочно-фугасными снарядами из пушки 2А46 с установленным на неё эжектором пороховых газов токсическая доза составила от 0,023 до 0,047 грамма в минуту на кубометр воздуха. Всё, опять же, на разных уровнях производительности фильтро-вентиляционной установки. Чем она была выше, тем ниже оказывалась токсическая доза, но сделать её меньше 0,023 грамма не удалось. И это, кстати, ещё вполне удовлетворительный результат, поскольку выстрелы с осколочно-фугасными снарядами, как мы знаем, комплектуются только одним метательным пороховым зарядом.
А что там по оперённым бронебойным подкалиберным снарядам? Те же семь выстрелов из той же пушки с эжектором дали токсическую дозу для экипажа от 0,023 до 0,123 грамма в минуту на кубометр воздуха. Рост её оказался весьма значительным, что объясняется дополнительным пороховым зарядом, которым снабжаются подкалиберные снаряды. Больше пороха, больше давление, сильнее разрежение.
Всё это, конечно, очень условно. Концентрация заражающих местность и атмосферу веществ неоднородна, присутствует ветер и другие факторы, которые влияют на то, сколько в итоге химии и пыли влетит в танк. Но оценить примерную картину по этим данным мы можем.
Выводы
Как видим, зависимость загрязнённости воздуха различными веществами или радиоактивной пылью в обитаемых отделениях танка напрямую связана с работой эжектора пороховых газов. Её показатели вырастают в несколько раз в зависимости от производительности фильтро-вентиляционной установки.
Разумеется, в обычных условиях засос воздуха из окружающей среды не несёт никакого вреда, поэтому в рамках нынешних военных конфликтов рассматривать это как значимый опасный фактор для экипажа нельзя. И, как говорится, на том спасибо. Но, поскольку танки являются универсальными средствами, способными работать в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, совсем сбрасывать со счетов «вредность» эжектора не стоит.
Авторы экспериментов подтвердили, что указанные токсические дозы в зависимости от типа заражения местности и атмосферы опасны для танкистов. Особенно в тех ситуациях, когда экипаж вынужден длительное время находиться в танке и вести интенсивный огонь. И, поскольку полностью избавиться от засасывания воздуха нельзя, боевая работа должна проводиться при наличии хотя бы минимальных средств индивидуальной защиты.
- Автор:
- Эдуард Перов
Свежие комментарии