Городские тротуары превращаются в поле битвы
В Петербурге ограничили скорость движения электросамокатов 15 километрами в час. Такое решение был принято комитетом по транспорту городской администрации совместно сервисами аренды самокатов.
Многие горожане, наверное, вздохнули с облегчением.Теперь прокатчики должны либо технически ограничить скорость самокатов, либо информировать пользователя о новых правилах, вплоть до блокирования аккаунта нарушителя. Передавать функцию контроля ГИБДД Смольный не планирует.
Также введен заперт на парковку самокатов у станций метро и остановок общественного транспорта (не ближе 15 метров). Создана рабочая группа для решения других, связанных с движением самокатов проблем. В частности, она должна определить разрешенные места для парковки.
Решение петербужцев обуздать самокатный хаос в собственном городе уже раскритиковал известный блогер-урбанист Илья Варламов: всему виной отсутствие в Петербурге велодорожек. В то время как в Риге или Кракове можно двигаться со скоростью 20−24 км/ч, сетует он.
Складывается впечатление, что пользователи самокатов (в массе своем поколение хипстеров) вот-вот станут привилегированной группой населения, несущимися по своим делам (смузи в руке), не обращая внимания на окружающих.
Последние «самокатные» новости из регионов напоминают боевые сводки. «Поездка на арендованном самокате закончилась для новосибирца ожогом рук», «пятилетний ребенок на самокате попал под электросамокат в Колпашево». А сколько детей на самокатах попало под колеса автомобилей? Жуть.
Единственная сфера, где использование самокатов выглядит хоть как-то оправданным — курьерская доставка. Там двухколесная машина — не игрушка, а средство передвижения. А если по Марксу, то «средство производства». Однако быть задавленным курьером на самокате тоже мало кому улыбается.
О проблемах регулирования движения на самокатах «СП» поговорила с председателем межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимиром Соколовым.
— Первые жалобы пострадавших были зафиксированы нами в 2016 году. В прошлом году, по данным МВД, произошло 331 ДТП с участием самокатов, сегвеев, гирокутеров и моноколес (в 3 раза больше, чем в 2019-м), 6 человек погибло, 347 раненых. Это те, кто сам ездит на самокате. Известно, что есть погибшие и среди пешеходов — двое в Крыму. Но вообще пешеходы в статистику не входят.
В 2019 году было поручение правительства Минтрансу и ГИБДД подготовить поправки. «Союз пешеходов» участвовал, надеясь, что введут ответственность за управлением электросамокатами. Но в Минтрансе их не посчитали транспортными средствами (ТС), хотя ТС мощностью свыше 250 ватт и скоростью до 50 км/ч соответствуют мопеду и для управления ими нужны водительские права.
Поправки Минтранса тогда отклонили, а месяц назад в Общественной палате была принята новая редакция поправок, основанных на действующих ПДД. Они напрямую определяют, что самокаты мощностью свыше 250 ватт — это мопеды, соответственно для них нужны права любой категории. А если менее 250 ватт, то нужно ограничение скорости, которое «зашито» производителем самоката.
В Европе и Америке ограничение скорости установлено на уровне 20−25 км/ч. Такие самокаты можно приравнять к велосипедам. Кстати, самокаты, имеющие гироскопическую систему стабилизацию, в некоторых странах вообще запрещены к передвижению совместно с пешеходами и автомобилями. Можно только в локальных зонах.
«СП»: — А гироскутеры, сегвеи и мноколеса? На них тоже рассекают по тротуарам — мама не горюй…
— Гироскоп обеспечивает устойчивость водителя. Но остановочный путь для такого рода аппаратов при скорости 20 км/ч составляет от 6,5 до 8 метров в зависимости от веса водителя и диаметра колеса. Это много. Поэтому допустить эти ТС на тротуар совершенно невозможно. А на велодорожки можно. Но сторонникам велосипедов и самокатов, следует знать статистику…
Так, в 2020 году в России было зафиксировано 5615 ДТП с участием велосипедистов, в которых 376 челок погибло. А в 2017 году погибло почти 400 велосипедистов. В одной только Москве 90 человек. Поэтому, если говорить об ответственности государства, то получается, что ее нет. Велодорожек нет, а на автодорогах безопасность велосипедистов и самокатчиков тем более не может быть обеспечена.
«СП»: — Понятно, что идеала не бывает, но хотя бы велодорожки тогда сделать и для велосипедов, и для самокатов. Иначе поубиваются же и нас поубивают. Правда, нужны деньги…
— Возможность строить велодорожки есть. У нас есть национальный проект «Безопасные качественные дороги». На него выделены средства. Основная его задача — приведение в нормативное состояние дорог и улиц. Но есть там и задача к 2024 году снизить число погибших на 100 тысяч населения с нынешних 11 до 4 человек. Можно влиять на реализацию этого нацпроекта.
Замруководителя самокатного движения «Let's Kick» Евгений Барабанов отнесся к попыткам государства отрегулировать движение по тротуарам с пониманием, но ездить на самокате по автодорогам не хочет.
— Очень многие, кто пользуется прокатом, не умеют контролировать свою скорость и представляют большую опасность для окружающих пешеходов. Пожалуй, наиболее эффективным способом обеспечить безопасность является техническое ограничение скорости. Если ограничить скорость до 20, а лучше до 15 км/ч это резко снизит угрозу. Это многообещающая идея.
«СП»: — Кто будет контролировать соблюдение скорости, пока производители не станут закладывать ограничение технически? ГИБДД точно не будет…
— Прокатчики должны хотя бы проинформировать клиента об этом. Правда, все люди разные. Есть и такие, кто считает, что ограничения не для него. Считает, что на пустой дороге можно разогнаться до большой скорости, а внезапно из-за поворота может кто-то появиться. Возникнет опасность.
«СП»: — Речь идет об электросамокатах. Но ведь и обычные самокаты, когда на них едет 80-килограммовые дядя или тетя, тоже угроза…
— Разогнаться до очень приличной скорости можно и на обычном самокате. Я сам разгонялся в безопасных местах. Но это отдельный вопрос. Многое зависит от рельефа местности. Регулировать это сложнее. Тут должен больше работать человеческий фактор. Но большинство прокатных компаний дают электросамокаты, поэтому зарегулировать их будет проще.
«СП»: — А может, надо заставить самокатчиков ездить по обочине дороги? Они же смелые, вон, как носятся…
— Нет, на автодороге самокатчикам еще опаснее. И дело даже не в автотранспорте, а в том, что асфальт на проезжей части более зернистый, щербатый, чем на тротуаре. Там бывают ямки, стоки канализации, что опасно даже для велосипедов. Если колесо туда попадет, то перелет через руль обеспечен. Так что место самокатчиков все-таки среди пешеходов, но у прокатчиков обязательно должно быть либо техническое ограничение скорости, либо предупреждение об ответственности за возможные неприятные последствия.
Что касается велодорожек… Поскольку велосипедисты движутся быстрее самокатчиков, то они на своей территории должны быть в приоритете. Поэтому это возможно только при пустой велополосе.
Председатель профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев винит во всем дикий капитализм.
— Есть электросамокаты, а есть электровелосипеды. У нас ребята-курьеры ездят на таких по Москве. Среди курьеров электросамокаты очень востребованы. Они экономят силы. Когда ходишь пешком — огромная нагрузка на коленные суставы. У тех, кто работает давно и много, происходит их деградация. Очень тяжелые последствия. И все это перекладывается на работника.
Компания ни в коем случае не компенсирует ни санаторное лечение (это невозможно при рынке), ни медстраховку, как это делают, например, в Испании, в Британии. Мы здесь тоже такие требования выдвигаем. Поэтому самокаты, как и велосипеды необходимы курьерам. Люди так сберегают здоровье и выполняют большее количество заказов, чем когда ходят пешком.
Конечно, аварии случаются. Но угрозу безопасности создают не сами курьеры на самокатах, а агрегаторы, которые штрафуют его, загоняя в короткие временные рамки, чтобы росла производительность труда. Когда курьер боится опоздать, он торопится и нарушает ПДД. Иначе, он лишится части заработка. Так что ограничение движения самокатов тут не поможет. Это закон рынка.
Об ответственности самокатчиков и правоприменительной практике в отношении них нам рассказал управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев.
— С широким распространением в обиходе электросамокатов, в ПДД, а также законодательстве об административных правонарушениях были выявлены явные пробелы, которые выражаются в невозможности классифицировать электросамокат как отдельное транспортное средство, так как он обладает признаками и велосипеда, и мопеда, а в некоторых случаях и мотоцикла.
«СП»: — Именно…
— Несмотря на наличие такого пробела, да и абсурдности сложившейся ситуации, разобраться в деле помогла судебная практика. Так, анализ правоприменительной практики показал, что устройства мощностью менее 250 ватт не подпадают в разряд транспортных средств, а значит, передвигающийся на нем человек считается пешеходом, должен передвигаться по пешеходным и велопешеходным дорожкам, тротуарам, не выезжать на проезжую часть, соответственно и нарушить ПДД можно лишь в части, касающейся пешеходов. То есть, формально, на нем можно передвигаться в состоянии алкогольного опьянения, чего я делать, конечно же, не советую.
Если же мощность электросамоката превышает 250 ватт, то по практике ГИБДД и судов, данное транспортное средство считается мопедом, и на лицо, управляющее им, распространятся все ограничения, применяемые для маломощных мотоциклов. Для начала потребуются права для управления мопедом — согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения», любая категория автомобильного (или мотоциклетного) водительского удостоверения подтверждает право управления таким электросамокатом.
При этом ставить на учет такое транспортное средство не нужно. Не потому что так гласит закон, а потому что не существует такой процедуры, более того, электросамокаты не имеют паспорта транспортного средства, что такое делает его постановку на учет невозможной.
«СП»: — Как карают самокатчиков за правонарушения?
— Вождение мощного электросамоката в состоянии алкогольного опьянения запрещается и может привести к лишению водительских прав на срок до 2 лет и наложению штрафа в размере 30 тысяч рублей. Передвигаться на таком самокате можно по правому краю проезжей части, по полосе для велосипедистов, а также по обочине при отсутствии помех пешеходам.
Кроме того, для мощных самокатов существует и ряд запретов, которые перекочевал из правил для мопедов. В частности, запрещено отпускать руль двумя руками при езде. Запрещено перевозить детей в возрасте до 7 лет. Запрещена езда без шлема.
Перед пешеходным переходом нужно спешиваться. Запрещено буксировать другой электрический самокат. За езду по тротуару или пешеходной дорожке предусмотрен штраф в размере 2 тысяч рублей и за езду без шлема в 1 тысячу рублей.
Свежие комментарии