На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Нацики в Хохляндии должны 100% вымереть! А каким способом- безразлично!УКРАИНА: МОБИЛИЗА...
  • Николай Николаевич
    Не лгите.Мариупольцы: "Луч...
  • Maxim
    Нашли новую колонию, с монголами так не получилось.. Зачем этого токая было спасать: малый жуз бы откололся, все иско...Британия забирает...

Экспедиция Брусилова

Подготовка экспедиции

Георгий Львович Брусилов

Полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию.

В 1912 году Брусилов получил на службе отпуск и организовал своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество[1], предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах.

Для нужд экспедиции Брусилов за 20 тысяч рублей приобрёл в Великобритании паровую шхуну «Бленкатра», остававшуюся, несмотря на 45-летний возраст, в хорошем состоянии. В. И. Альбанов позднее писал:

«…так сохранилась, что ей трудно дать больше 20 лет, как бы усердно не искать изъянов в ее шпангоутах, бимсах, кницах и обшивках».

Репортёр петербургской газеты «Новое время» (выпуск от 18 июля 1912 года) так описывал свои впечатления от посещения судна:

«…нас встретил старший помощник капитана лейтенант Андреев Н. С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… „Св. Анна“ построена в 1867 году, грузоподъемность ее 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7-7,5 узлов… Пойдут вокруг Нордкапа, остановятся на 3-4 дня в Архангельске, далее — в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…».

Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой (жены его дяди-генерала, Алексея Алексеевича Брусилова), выделившей 90 тысяч рублей. Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Петербург 10 августа 1912 года.

Валериан Иванович Альбанов

В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н. С. Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.

На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия.

Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, до этого имевший опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море.

В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова. 28 августа 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой.

Плавание

16 октября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота, но вскоре оказалась зажата льдами у западного побережья Ямала на широте широте 71°45'. 28 октября 1912 года под сильным южным ветром начинается дрейф ледового поля с вмёрзшим судном, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на север.

К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.

Неопределённость положения усиливала разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошёл конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.

К началу 1914 года шхуну вынесло севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.

Kara Sea map RU.png

10 апреля 1914 года 82.925, 60.7582°55′30″ с. ш. 60°45′00″ в. д. / 82.925° с. ш. 60.75° в. д. (G) штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку первоначальный план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь байдарок, закреплённых на санях и меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки.

На судне осталось десять членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарёв, Шабатура и Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно. В итоге последний экипаж «Святой Анны» состоял из 13 человек:

  1. Г. Л. Брусилов, начальник экспедиции и капитан
  2. Е. А. Жданко, медик
  3. Иван Потапов, боцман
  4. Яков Фрейберг, машинист
  5. Вячеслав Шленский, гарпунер, внештатный корреспондент архангельской газеты
  6. Михаил Денисов, гарпунер (норвежский подданный)
  7. Густав Мельбард, матрос, ученик рижских мореходных классов
  8. Иоган Параприц, матрос, ученик рижских мореходных классов
  9. Г. Анисимов, матрос
  10. И. Пономарёв, матрос
  11. А. Шахнин, матрос
  12. Максим Шабатура, кочегар
  13. Игнат Калмыков, повар.

Картина дня

наверх