На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вера Роднова
    Меня умиляет лицо Токаева,как будто пожимает руку не Французскому петуху, а господу богу.Строительство АЭС...
  • Валерий Павлишин
    Молодцы абхазы. Крым - Крымом, а АБ-ХАЗИЯ пусть будет АБ-ХАЗИЕЙ. Дружите с РОССИЕЙ, но цените свою первобытность и ис...Почему Абхазию пу...
  • Nina Pudikova
    Что хотела - то и получила!!! "Живи - и радуйся"! Пустышка! - не увидела в России музеев, театров?! А города России?!...«Живу как собака»...

Ярость «Тигра»: европейские ударные вертолеты станут намного опаснее


Проблемы и приоритеты

Eurocopter Tiger — машина во всех смыслах знаковая. Это первый общеевропейский ударный вертолет. И одна из самых амбициозных военных программ условной объединенной Европы. Несмотря на формальный успех, она в очередной раз показала, сколь тесен в действительности рынок вооружений, особенно, если говорить о дорогостоящих комплексах, таких, как ударные вертолеты. Начиная с 1991 года и по текущий день, построили около 200 Eurocopter Tiger. Для сравнения, вертолетов AH-64 построили свыше 1 600 за все время производства. Кроме непосредственно европейцев (Франция, Германия, Испания) «Тигр» купили лишь австралийцы.

Другая проблема — это технические трудности, которые довольно часто давали о себе знать. В 2018 году стало известно, что из семи поступивших в тот текущий период в немецкие войска Eurocopter Tiger пригодны к эксплуатации только два.

Не меньше вопросов вызывают трудности концептуального характера. При всех своих плюсах, вертолет уже нельзя в полной мере считать современным. Версия для Германии — Tiger UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger) — не имеет встроенной пушки. Версии для Вооруженных сил Франции — Tiger HAP (Helicoptere d’Appuit et de Protection) и Tiger HAC (Helicoptere Anti-Char) — де-факто не могут применять противотанковые управляемые ракеты, которые соответствовали бы требованию нашего времени.


Используемые сейчас французами американские AGM-114K Hellfire II были хороши по меркам 90-х. Однако сейчас ракета с полуактивной лазерной системой наведения уже не может считаться по-настоящему современной. На ее эффективность традиционно накладывают отпечаток условия применения. Кроме того (и это, пожалуй, еще важнее), после запуска экипаж вынужден удерживать метку на цели, что сковывает вертолет в оборонительном маневре. Более продвинутую AGM-114L Longbow Hellfire, соответствующую принципу «выстрелил и забыл», могут применять AH-64D/E, но не Eurocopter.

Программа MAST-F


Главный недостаток своих вертолетов Франция намерена в обозрим будущем устранить. 13 ноября во время визита на предприятие объединения MBDA министр Вооруженных сил Франции Флоренс Парли (Florence Parly) заявила о выдаче объединению соглашения, предполагающего разработку нового комплекса для вертолетов армейской авиации. Программа получила название Future Tactical Air-to-Surface Missile (MAST-F).

В основе концепции изделия находится проект ракеты MHT/MLP (Missile Haut de Trame / Missile Longue Portée), который в свою очередь базируется на MMP (Missile moyenne portée).

Флоренс Парли заявила в Twitter:

«С MHT Франция делает выбор в пользу суверенитета, поддержки нашей национальной промышленности и нашей свободы действий».


Уместно напомнить, что MMP является новейшим французским противотанковым ракетным комплексом пятого поколения, созданным для замены Milan и Javelin. На вооружение французы его приняли в 2017 году. Missile moyenne portée имеет комбинированную систему наведения, сочетающую тепловизионную и телевизионную головки самонаведения, инерциальную систему навигации, а также наведение по оптоволоконному кабелю. На комплексе реализован принцип «выстрелил и забыл». Дальность полета ракеты превышает 4 километра.


Что касается перспективной ракеты для вертолетов, то у нее дальность должна составлять больше 8 километров при запуске с малой высоты. Изделие имеет массу на 20 процентов меньше, чем у аналогичного оружия той же категории, что позволяет увеличить боевой радиус вертолета. Всего «Тигр» сможет нести восемь ракет нового типа.

Конечно, номинальная дальность и даже масса изделия сами по себе сейчас мало что значат. Куда важней другой вопрос: метод наведения и управления ракетой. Известно, что изделие хотят оснастить двухканальной (оптико-телевизионной и тепловизионной типа IIR) головкой самонаведения. Ее дополнит двухсторонняя система передачи информации, что даст оператору возможность перенацелить ракету на другой объект уже после ее запуска. Известно также, что ракету хотят снабдить многоцелевой боевой частью, которая позволит эффективно поражать как танки, бронетранспортеры и БМП, так и небронированные цели.

Стоимость соглашения, затрагивающего научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также серию в полтысячи изделий, составляет 700 миллионов евро.

Уже сейчас можно с полной уверенностью говорить, что чуда в этом отношении не произойдет.

Вообще, современная противотанковая управляемая ракета — дорогое «удовольствие». Достаточно сказать, что в июне 2006 года Германия заказала 680 новейших ракет PARS 3 LR на сумму 380 миллионов евро. Поставки начались в 2012 году. Как и в случае с перспективной французской ракетой, здесь реализован принцип «выстрелил и забыл»: ракета имеет головку самонаведения, а ее дальность полета превышает семь километров.


Стоит также отметить, что довольно «грозным» оружием вооружены испанские Eurocopter Tiger: они имеют новейшие израильские комплексы Rafael Spike-LR.

На фоне аналогов


Таким образом, оснащение французских Eurocopter Tiger новой ракетой приблизит вертолет к возможностям других «Тигров», а (с большой долей вероятности) по сумме боевых качеств машины французской армии даже превзойдут их.

Уместно отметить, что эксперты оценивают немецкую PARS 3 LR неоднозначно. Это касается не только цены, но ее технической готовности. С другой стороны, французам, которые когда-то были частью данного проекта, только предстоит пройти долгий путь доводки нового изделия.

Это будет происходить на фоне принятия американцами на вооружение замены Hellfire — ракеты AGM-179 JAGM. Она имеет многорежимную головку самонаведения, принцип «выстрелил и забыл» и, в целом, концептуально близка к ракете, создающейся в рамках программы MAST-F.


Проще говоря, французы здесь оказались в роли догоняющего (речь не идет про пехотный Missile moyenne portée). Однако это принципиально ничего не меняет. Важно другое: MBDA давно доказала, что имеет технологии, которые позволяют разрабатывать и серийно производить противотанковые ракетные комплексы нового поколения. Как говорят во Франции:

«Хотеть — значит мочь» (Vouloir c'est pouvoir).

И хорошо, когда амбиции не расходятся с реальными возможностями военно-промышленного комплекса. Плохо, когда иначе.

Что касается мирового рынка, то новое изделие MBDA, при условии, что его цена не будет чересчур большой, сможет навязать конкуренцию другим «европейцам» и «американцам».

Однако отсутствие по-настоящему революционных технических решений и немалая стоимость комплекса сузят круг возможных покупателей.
Автор:
Илья Легат
Включить звук
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх