Летописи
Была на ВО статья про слонов, и, прочитав её, у меня возникла ассоциация с известным выражением «Россия – родина слонов». Хотя вспомнились наши родные крокодилы. Кто интересуется историей родного края, наверняка знает, что в письменных источниках (летописях, записках и других) упоминаются крокодилы.
Надеюсь, что для многих эти сведения будут интересны. Не претендую на всестороннее исследование данного вопроса (т. е. тапками бросаться можно, но не больно).
Область интереса – животное, похожее на крокодила, а это варан, ящерица (ящер). Пресмыкающееся на четырех лапах с характерной головой и хвостом.
Слово «крокодил» происходит от греческого ящерица. Практически во всех европейских языках оно звучит одинаково. В древнерусском языке оно звучало и писалось как «коркодил».
Есть предположение, что «коркодил» – это животное, покрытое коркой и живущее в иле. Спишем это на лингвистические фантазии.
А вот что не фантазии, так это то, что это слово употребляется в старорусском языке, а это значит – наши предки прекрасно были осведомлены об этом существе.
Возможно, как я ранее отметил, это были не крокодилы, а существа очень их напоминающие. Как утверждают зоологи, крокодил в наших широтах из-за климата не выживет. Но зато ящерицы распространены практически по всему земному шару.
Условимся, что существо будет названо крокодил.
Сведения о рептилиях затрагивают европейскую часть Российской империи. Есть данные о крокодилах зауральских, но о них позднее.
Изображения
Рассмотрим сначала изображения крокодилов.
Данная фреска находится в церкви Старой Ладоги и датируется 1167 годом.
Удивительно, что Св. Георгий не собирается нападать на рептилию, да и дама, ведущая крокодила на поводке, вряд ли ему это позволила бы.
На барельефе храма Покрова на Нерли 1165 года изображены крокодильи морды.
Есть и другие изображения крокодилов, относящиеся к данному периоду.
В нижеприведённых цитатах указаны свидетельства, что слово «коркодил» было хорошо известно на Руси и его использовали для описания качеств человека, в данном случае князя.
Так, в послании митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху (XII век) есть такие строки:
«И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие».
В Ипатьевской летописи Роман Мстиславович Галицкий сравнивается со львом, рысью, туром и крокодилом, где последний выступает символом неукротимого напора:
«устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур».
Обратите внимание, что сравнивается князь не с мифическим зверьем, а с реальным, и коркодил из этого ряда не выбивается.
Прямые свидетельства
Далее ещё интереснее. Прямые свидетельства, которым нет причины не верить.
«Записки о Московии», изданные в 1549 году Сигизмундом фон Герберштейном. Дипломат папского престола. Долгое время жил и путешествовал по Руси. Его «Записки» – это ценнейший материал по средневековой Московии.
Проезжая через территорию современной Литвы (Самогитию), он описал «домашних» пресмыкающихся (змей) на четырёх лапах 60–70 см длинной.
Вот что он пишет:
«Эта область изобилует рощами, и лесами, в которых иногда происходят страшные сцены. Ибо там много язычников, которые содержат у себя в домах, как пенатов, каких-то змей, с четырьмя короткими ногами на подобие ящериц, с чёрным и толстым телом, имеющих не более трёх пядей в длину и называемых гивоитами (Givuoites), в положенные дни, очистив свой дом и поставив пищу, они всей семьёй, в каком-то ужасе покланяются этим змеям, пока, нажравшись, те не уползут в своё место. Если им приключится что-либо дурное, то они это приписывают тому, что домашнее божество, змея, было худо принято и накормлено».
Псковская летопись (1582 год), где описывается нашествие крокодилов:
«В лето 7090 (1582)... изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Река, упомянутая в тексте – это река Великая.
Летописный свод
В 1589 году в книге «Записки о России» английский дипломат Джером Горсей описывает случай, приключившийся с ним на границе современных Польши и Белоруссии.
«Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился».
Добавить можно, но не убавить!
Трудно заподозрить эти три источника в том, что они описывали неизвестное им животное. Или были в каком-то сговоре, да и зачем?
XVIII век. Тоже достаточно информации о крокодилах.
Из записей комиссара Василия Штыкова из г. Арзомас:
«Лета 1719 июня 4 дня в уезде буря великая, и смерчь, и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божиим гневом опаленный, и смердел отвратительно. И помня Указ Божией милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 Куншткамере и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Но артефакт до Санкт-Петербурга не доехал.
Крестьяне села Безродное отбиваются от крокодилов, напавших на скот. Из книги 1768 года
Можно ещё упомянуть записки Н. П. Рычкова (1770 года) о «ужасном змее» – Елабужском Оракуле, но капитан Рычков его не видел, и все записи только со слов знакомого заводчика. А мы рассматриваем «коркодилов» только о четырёх лапах.
26 июня 1889 года уездный исправник В. А. Беляев проверяет информацию о появлении крокодила в Чеболукшской губе Онежского озера. Опрошенные по отдельности крестьяне показали, что видели плоское животное, чёрного цвета с длинным хвостом и покрытое чешуей, как у рыб. Информация о происшествии хранится в Национальном архиве Республики Карелия.
В XIX веке при описи вещей в одной из церквей Белоруссии был найден скелет крокодила. Интересно, а зачем он там был и понадобился?
И ещё о городских легендах.
В пригороде Минска, в районе Татарского болота водились крокодилы, около 50 см длинной и во время разлива р. Свислочи выползали и ползали по улицам. Были довольно агрессивны и кусали прохожих за ноги.
Последний минский крокодил был убит в 1885 году, и его чучело хранились в одном из местных училищ, но пропало в начале XX века.
Предметы быта
В Псковской, Новгородской областях образ «коркодила» – часто встречающийся элемент. Его использовали повсеместно: резьба, роспись, украшения. Нередко голова ящера украшает нос судна, используется в конструкции домов.
Благодаря археологическим раскопкам в Новгороде этих предметов предостаточно.
Один лишь пример.
Ручка ковша (XIII век, Новгород)
От Урала и до Енисея найдено большое количество бронзовых пластин с изображением зверей, т. н. «Пермский звериный стиль».
Пластины размером с ладонь. На них изображены люди, звери, обитающие в лесах, это в основном медведи, лоси и герои нашего рассказа – крокодилы.
И, как правило, человек сидит на крокодиле (или едет).
Пластины изготовлены литьем в VII–XII веках, как считается чудью белоглазой. Загадочным народом, который непонятно как исчез.
Считается, что это культовое – шаманское литьё. Всё может быть.
Ниже пара фотографий пластин. Рептилия стопроцентно узнаваема.
Вынесем данную информацию за пределы нашего исследования.
Подведём итог
Автор выражает своё мнение.
В статье приведено достаточно доказательств, что на территории бывшей Российской империи водились рептилии, очень похожие на крокодилов.
Вполне возможно, это был вид, ныне вымерший, варанов.
Существуют не агрессивные вараны, которые приручаются, и их содержат в домашних условиях.
В Таиланде сам видел варанов, которые живут рядом с людьми и «охраняют» территорию дома.
Академик Б. А. Рыбаков, исследователь Древней Руси считал больших «речных ящеров» вполне реальными животными, существование «русского крокодила» не вызывало у этого ученого сомнений.
«Современные зоологи плохо помогают нам в поиске прообраза ящера»,
– писал ученый.
Вызывает удивление позиция официальной истории по событиям, описанным в Псковской летописи.
Якобы речь идет о бесчинствах опричников Ивана Грозного, которые сравниваются с «коркодилами», либо… с некого торгового судна сбежали в реку настоящие крокодилы. Ну-ну.
И последнее.
P. S.
Автор специально не анализирует «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске», где сын одного из главных героев чародей, который мог превращаться в крокодила, т. к. считает данное произведение былинно-сказочным.
- Автор:
- Александр Асанов
- Использованы фотографии:
- Фото из интернета, открытый доступ
Свежие комментарии