На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...

Карлайл и Мария

В старинном замке Джэн Вильмор
Чуть ночь – звучат баллады,
Поет струна, встает укор,
А где-то водопады
И долог гул окрестных гор,
Ответствуют громады.

Хрестоматия по истории Средних веков (6 класс), ч. 2. М., 1998, с. 282–283


Карлайл и Мария
Казнь королевы Марии Шотландской» Абель де Пюи (1785–1861). Музей изящных искусств в Валансьене, Франция

Люди и замки


«Мне бы хотелось больше узнавать о людях, имена которых связаны с теми или другими замками. Как они там жили, что делали…»

Вот о чем мне написала одна из читательниц нашего сайта. И впрямь – кто скажет, что это не интересно? Вот только за древностью лет имена многих обитателей замков забылись, а если сохранились имена, то стерлись подробности их жизни. Или подробности есть, но сама фигура обитателя интересна тем же англичанам или французам, но не привлекательна для наших читателей. Поэтому выбрать и замок, и человека в замке оказалось не так-то легко.

С замком-то было проще – это Карлайл – тот самый замок, о котором мы вам только что рассказали, да и знаменитых людей в нем побывало предостаточно. Однако, пожалуй, самой интересной фигурой из когда-либо в нем проживавших, стала женщина… королева Мария Шотландская! О её непростой судьбе мы вам сегодня и расскажем.

Королева самой судьбой!


Мария родилась в 1542 году и стала королевой Шотландии, когда ей было всего лишь шесть дней от роду. Пока она была ребенком, Шотландией правили регенты. В 1558 году она вышла замуж за Франциска, наследника французской короны, а когда в июле 1559 года он стал королем, произошло очень важное событие: объединились престолы Франции и Шотландии. Но зато за восемь месяцев до этого события двоюродная сестра Марии Елизавета стала королевой Англии.


«Мария Стюарт в юности». Художник Франсуа Клуэ, ок. 1555–1559 гг. Любомирский музей, Вроцлав, Польша

Однако Франциск скоропостижно скончался в 1560 году, и Мария, прожившая во Франции большую часть своей жизни, оказалась там больше не желанной. Она решила вернуться в Шотландию, чтобы править страной лично.


«Мария Стюарт в белом трауре после возвращения в Шотландию». Художник Франсуа Клуэ. Королевская коллекция Соединенного Королевства

Далее последовало непростое балансирование. Будучи католической королевой, Мария изо всех сил пыталась управлять страной, которая официально была протестантской и вдобавок была ещё и союзницей своего бывшего врага, Англии.


Лорд Дарнли слева, королева Мария справа. Неизвестный художник. Хардвик-Холл, Дербишир, на попечении Национального фонда

Баланс нарушился в 1565 году, когда Мария вышла замуж за своего кузена Генри Стюарта, лорда Дарнли, который был католиком. В следующем году у них родился сын Джеймс, но брак вскоре распался. И мало того, что распался, важно – как это произошло.

Говорили, что королева весьма сильно увлеклась своим секретарем Дэвидом Риццио (или Риччо), и Дарнли это, как и холодность супруги, совсем не понравилось. Составился заговор, в результате которого Риццио убили прямо на глазах беременной Марии, пытавшейся его защитить, опять же, на глазах у самого Дарнли.


«Убийство Дэвида Риччо». Картина сэра Уильяма Аллена (1782–1850), 1833 год. Шотландская национальная портретная галерея

А год спустя, рано утром 10 февраля 1567 года при таинственных обстоятельствах взорвался дом в Керк-о’Филде, пригороде Эдинбурга, где в это время поправлялся от болезни лорд Дарнли. Тело супруга Марии вместе с телом его слуги было найдено в соседнем саду. Сначала считалось, что они погибли в результате взрыва. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что они были задушены и убиты до взрыва.


Тема убийства Риччо взволновала многих художников, так что картины с этой сценой висят в самых разных музеях. «Убийство Дэвида Риччо» (1868) Жан Люльве (1833–1889). Национальный музей в Варшаве

Хотя это и не было доказано, многие полагали, что таким образом королева Мария отомстила за убийство своего фаворита. По другой теории, к убийству её мужа был причастен четвертый граф Ботвелл, Джеймс Хепбёрн. И эта гипотеза также имеет право на существование, поскольку Мария и Джеймс поженились вскоре после смерти несчастного Дарнли, а смерть – самый верный способ устранения соперника!

Три месяца скорби для королевы и потом опять на ложе сладострастия – по тому времени посчитали верхом безнравственности, а в результате многие шотландские дворяне восстали против Марии.


«Портрет Марии, королевы Шотландии (1542–1587)». Неизвестный художник. Колледж Святой Марии, музей Блэрса – Музей католического наследия Шотландии

Сил у неё и у Ботвелла не хватало, и 15 июня 1567 года Мария сдалась мятежникам и была заключена в тюрьму при условии, что её супругу будет разрешено отправиться в изгнание. В июле она была вынуждена отречься от престола в пользу своего маленького сына.

Это её враги, видимо, посчитали достаточным. Но Мария оказалась хитра и уже в мае следующего года сбежала из своей тюрьмы, замка Лохлевен, вновь собрала войска своих приверженцев (а они всегда находятся даже у падших монархов!), и вновь потерпела поражение в Лэнгсайде, неподалеку от Глазго.


Внешняя сторожка (слева) и крепость (справа) замка Карлайл

Прибытие в Англию


Именно в этот момент Мария решила искать убежища в Англии. Ее сторонники умоляли её остаться в Шотландии или отправиться в католическую Францию. Но она была убеждена, что Елизавета – её кузина и, как и она, помазанник Божий – поможет ей собрать армию, чтобы с триумфом вернуться в Шотландию. Перед отъездом из Шотландии она написала Елизавете письмо с просьбой о встрече и прислала кольцо с бриллиантом в знак своей дружбы.


Мария Стюарт в Англии, ок. 1578 г. Считается, что автор портрета Николас Хиллард. Национальная портретная галерея, Лондон

Не дожидаясь ответа, она и 16 её сторонников совершили четырехчасовой переход через Солуэй-Ферт (пролив, являющийся частью границы между Англией и Шотландией). Они прибыли в порт Уоркингтон в Камберленде (современная Камбрия) ранним вечером.
На следующее утро Ричард Лоутер, заместитель губернатора Камберленда, предоставил почетный эскорт, чтобы отвезти Марию в соседний замок Карлайл.

В этот момент статус Марии был неопределенным. Она прибыла по собственной воле и не была ни пленницей, ни заложницей. Но с самого момента прибытия в замок Карлайл она была окружена вооруженной охраной, что, впрочем, учитывая близость воинственных шотландцев, не вызывало у неё подозрений. Так, 20 мая она написала одному своему стороннику, что ее «хорошо приняли, сопровождали и обращались с ней с уважением».


Эта восьмиугольная лестничная башня когда-то давала доступ к месту, где Мария жила в замке Карлайл.
Мария в Карлайле

Элизабет послала сэра Фрэнсиса Ноллиса, одного из своих доверенных придворных, в Карлайл, чтобы тот присматривал за Мэри. Сторож, однако, вскоре был ею просто очарован:

«Она была знатной женщиной, потому что не заботилась о церемониях, кроме признания своего королевского сословия; затем она свободно говорила со всеми, независимо от их ранга, и выказывала склонность говорить много, быть смелой, приятной и очень фамильярной».

Правда, жизнь его нельзя было назвать спокойной, поскольку жить ему приходилось в постоянном страхе, что Мария сбежит. Он позволил ей прогуляться по траве перед замком, и это место впоследствии даже назвали «дамской прогулкой» и отметили на плане замка. Дважды он позволял ей смотреть, как члены её окружения играют в футбол друг против друга. Но когда она поехала верхом охотиться на зайцев, «она так быстро скакала по всякому поводу», что он решил, что это больше не повторится.


План замка Карлайл с местом «дамской прогулки» у стены и теми местами внутри замка, где ей также разрешали прогуливаться

Прибыв только с горсткой сопровождающих, Марии разрешили послать за многими из своих старых сотрудников, а также за собственной одеждой – она отказалась носить что-либо еще. Вскоре из Лохлевена прибыли телеги с одеждой и личными вещами. Среди ее многочисленных сопровождающих была Мэри Сетон, фрейлина, которая помогла ей бежать из плена в Шотландии. Королева отрезала большую часть своих волос после битвы при Лэнгсайде, чтобы её не узнали. Но Мэри Сетон укладывала её прическу так искусно, что «каждый день на рассвете… у неё на голове было нечто новое».

Чтобы поддерживать надлежащий королевский образ жизни, Мария занимала деньги у городских торговцев. Однако расходы на содержание её маленького двора ложились в основном на королеву Елизавету. Английская королева платила в среднем 56 фунтов стерлингов в неделю на такие товары, как мясо, рыба, специи, печенье, масло, торф для отопления и вино.

Марию разместили в помещении, что тогда называлось Башней Смотрителя, в юго-восточном углу внутреннего двора. Позже она стала известна как Башня королевы Марии.

Это двухэтажное здание было пристроено к замку в 1308 году, чтобы иметь в нем прекрасное жилье. Говорят, что в нем было окно, из которого Мария могла смотреть на Шотландию. Это подтверждается описанием 1830-х годов «просторной комнаты, называемой опочивальней королевы, освещенной двумя окнами, выходящими на юг и одним на север» на первом этаже. В описании башни подчеркивается, что у неё была «более богатая архитектура, чем у других частей замка».

В 1835 году башню снесли, когда она была на грани обрушения. Все, что сохранилось сегодня – это восьмиугольная башня с лестницей, которая когда-то давала доступ к этой башне.

Ошибка ценою в смерть


На что бы Мария ни надеялась, ее решение искать убежища в Англии оказалось катастрофической ошибкой. Дело в том, что оно поставило Елизавету в затруднительное положение. В частном порядке она сочувствовала Марии как коллеге-монарху, который был заключен в тюрьму и свергнут. Однако и она, и ее советники, особенно ее главный советник Уильям Сесил, считали Марию очень опасной.

Будучи католичкой, претендующей вдобавок на английский престол, Мария на английской земле являлась как потенциальной фигурой сплочения всех католических повстанцев, так и возможной причиной для вторжения католических сил из-за границы. И если бы она была восстановлена на шотландском престоле, то Англия оказалась бы одна в окружении католических стран. Англичанам было удобно оставить графа Морей, сводного брата Марии и протестанта, в качестве регента в Шотландии.

К счастью для Елизаветы, над Марией тяготело подозрение в причастности к убийству своего второго мужа Дарнли. Было грех не использовать такой повод для её дискредитации, что вскоре и было сделано.

Хотя Мария надеялась на быстрое возвращение на трон, в конце мая Ноллис сказал ей, что это невозможно, пока она не будет оправдана в убийстве Дарнли. Мария заявила о своей невиновности, но отказалась предстать перед судом, настаивая на том, что только Бог может судить государя. Несмотря на её страстные письма королеве с просьбой о личной встрече, Елизавета аудиенции ей так и не дала.


Фрагмент панно для рукоделия (сейчас в Оксбург-холле, Норфолк), одного из многих, сделанных Марией, королевой Шотландии, и Бесс Хардвик во время заключения Марии. Кстати, в той же Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт. Королева любила рукоделие, умела вышивать, и сама сочиняла различные узоры: образы птиц, животных, растений. The National Trust Photolibrary/Alamy Stock Photo

Королева в плену


В итоге Мэри неохотно согласилась на расследование выдвинутых против неё обвинений. В конце июля 1568 года, еще до его начала, её перевели на юг, в замок Болтон в Йоркшире. Причем для того, чтобы перевезти королеву, её свиту и ее имущество, понадобилось четыре экипажа, 20 вьючных и 23 верховых лошади.

Расследование началось в октябре. Несмотря на то, что шотландцы представили компрометирующие доказательства против Марии (которые почти наверняка были сфальсифицированы), в январе 1569 года Елизавета заявила, что в любом случае доказательств нет. Тем не менее, хотя её больше не обвиняли ни в каком преступлении, Мария так и осталась в Англии. Юридически оправданная она де-факто стала пленницей, причем своей же родственницы.

Замок Болтон был первым из многих мест, где она будет находиться в последующие годы. С начала 1569 года ее опекуном стал граф Шрусбери, видный дворянин, и Мария теперь вместе с ним разъезжала между его несколькими замками и поместьями.

Несмотря на то, что она находилась под домашним арестом, с ней обращались как с изгнанной правительницей и гостьей – у неё было свое хозяйство, она могла принимать посетителей, ей предоставлялись привилегии и роскошь.

Это сильно ударило по финансам Шрусбери, а также по его браку. Первоначально Мария проводила много времени с графиней Шрусбери, Бесс Хардвик. Но в итоге, как это часто бывает с женщинами, они поссорились, вдобавок Бесс стала подозревать Марию в романе со своим мужем.


План замка Фотерингей

За многие годы пребывания Марии в заточении её присутствие на английской земле спровоцировало целый ряд католических заговоров с целью убить Елизавету и посадить Марию на трон Англии. Однако доказательств её причастности к ним не было, и Елизавете ничего не оставалось, как терпеть рядом с собой эту «мину замедленного действия».

Однако в 1586 году Мария оказалась замешана в заговоре с целью убийства Елизаветы. Ее признали виновной в государственной измене. Елизавета, окончательно убедившись, что она всегда будет представлять для неё угрозу, пока она жива, подписала ей смертный приговор.

8 февраля 1587 года Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей. Интересно, что на казнь она отправилась с собачкой по кличке Геддон под платьем. И когда палач отрубил ей голову, тело подняли, в складках её длинного платья обнаружилась собака, прильнувшая к ногам мертвой Марии.


А вот что осталось от замка Фотерингей. Только холм. Словно сама судьба покарала его стены за совершенное в них преступление…

Сначала её похоронили в соборе Питерборо, но в 1612 году её сын Яков, ставший королём Англии после смерти Елизаветы I, приказал перенести её останки в Вестминстерское аббатство, где их вторично погребли в непосредственной близости от могилы королевы Елизаветы – её более счастливой соперницы.

С другой стороны, ведь именно трагическая смерть Марии Стюарт в течение многих веков вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, и писателей, а затем и кинематографистов на создании произведений, в основе которых лежал её образ!

P. S.


Для оформления использовались фотографии сайта english-heritage.org.uk
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх