Газета New York Times напечатала 3 октября статью под заголовком «В игре в кошки-мышки российские нефтяные танкеры вывешивают новые флаги», в которой бьет тревогу по поводу того, что Россия успешно использует все новые методы для того, чтобы обходить западные санкции, призванные помешать продажам российской нефти.
В условиях западных санкций, отмечает издание, России разрешено продавать нефть, но по фиксированной цене. Это призвано ограничить прибыль Москвы и не допустить резкого роста цен на нефть. Россия придумала обходной путь, используя свой теневой флот для продажи покупателям в таких странах, как Индия и Китай, которые не связаны фиксированной ценой.«Танкер Jaguar длиной почти с пять олимпийских бассейнов в прошлом году вышел из порта недалеко от Санкт-Петербурга, Россия, направляясь в Индию с грузом российской нефти, – рассказывает NYT. – Его путешествие весной пришлось на время, когда западные власти отчаянно пытались восстановить сеть, к которой он принадлежал: это было одно из теневых судов со скрытыми владельцами, на которые могущественные русские полагались при транспортировке ценной для страны нефти… Танкер плавал под флагом Сент-Китс и Невис, чей морской регистр находится недалеко от Лондона – примерно в 20 милях от тех самых британских властей, которые гоняются за российскими активами по всему миру и отслеживают ее поставки нефти. После разгрузки нефти «Ягуар» вскоре перешел на менее известный флаг – флаг центральноафриканской страны Габон. С помощью акта оформления документов российский танкер вышел за пределы досягаемости западных финансовых властей», - отмечает NYT.
По сведениям издания, за последние полтора года десятки танкеров совершили аналогичные действия, поскольку «Москва пыталась защитить свой так называемый «темный флот» от международного давления, направленного на ограничение рынка российской нефти. Это последний эпизод игры в кошки-мышки, которую президент России Владимир Путин ведет с Западом с момента полномасштабного вторжения Москвы на Украину в феврале 2022 года. Пока американские, европейские и британские власти преследовали, замораживали и изымали российские деньги по всему миру, г-н Путин находил все новые способы ускользнуть от их власти. Поступая так, он сформировал новый мировой порядок компаний и стран, желающих вести дела с Россией. Он собрал экономику, в значительной степени независимую от доллара, евро или фунта – и все больше выходящую за рамки досягаемости регуляторов», – с досадой констатирует американская газета.
По данным западных СМИ, Россия начала борьбу с санкциями, призванными помешать ей продавать свою нефть, с того, что создала огромный теневой, как они считают, танкерный флот. Как писала британская газета Financial Times, Россия купила 109 старых танкеров. В их числе 31 судно типа Suezmax (на миллион баррелей каждый) и 49 штук судов типа Aframa (на 700 тысяч баррелей). А информационный ресурс TradeWinds в декабре 2022 года сообщил, что почти 400 нефтяных танкеров были проданы неизвестным покупателям или новичкам в этом секторе после вторжения России на Украину. В материале отмечалось, что «сотни «неизвестных» владельцев взяли под свой контроль танкеры» и что «европейские реестры сообщают об исходе, поскольку владельцы ищут способы продолжить перемещение российских объемов».
Поначалу важную роль в этом бизнесе в обход санкций играла Греция. Как известно, эта страна обладает самым большим торговым флотом в мире. Согласно опубликованному ежегодному отчету Союза греческих судовладельцев, греки более чем удвоили общий тоннаж своего флота в период с 2007 по 2018 год. И это несмотря на все разговоры об охватившем Грецию остром экономическом и финансовом кризисе. Торговый флот обеспечивает примерно 20% ВВП Эллады, будучи крупнейшей отраслью экономики страны.
В сообщении говорилось, что грузоподъемность судов, принадлежащих Греции, выросла на 6,63% в годовом исчислении. Корабли, принадлежащие греческим судовладельцам, составляют почти 21% глобального тоннажа торгового флота всего мира и 53% тоннажа Европейского союза, с 4936 судами тоннажем свыше 1000 брутто-тонн и общей вместимостью 389,69 млн тонн дедвейта. На принадлежащие греческим судовладельцам суда также приходится 31,99% от общей вместимости танкеров, 23,12% сухогрузов и 15,17% вместимости химических веществ и нефтепродуктов.
Согласно аудиторской проверке компании Clarksons Shipbrokers, проведенной в апреле 2014 года, торговый флот Греции составлял тогда 4894 судна (291 735 318 длинных тонн и 168 922 455 брутто-регистровых тонн), что по суммарному тоннажу вывело Грецию на первое место в мире: 1217 танкеров (118 621 414 длинных тонн и 64.347 957 брутто-регистровых тонн), 1878 балкеров (145 484 209 длинных тонн и 78 843 115 брутто-регистровых тонн), 62 газовоза (5 395 499 длинных тонн и 6 400 927 брутто-регистровых тонн). С тех пор торговый флот Греции вырос еще больше.
А потому теневой танкерный флот, как считают на Западе, создавался при содействии греческих судовладельцев. Если после развала СССР в 1991 году именно греки активно скупали по дешевки суда обанкротившихся российских и украинских компаний, то потом они стали посредниками для перевозки российской нефти и СПГ в обход санкций. С начала 2022 года Греция продала 100 судов на сумму, эквивалентную 264 миллиардам долларов США, что сделало греческих судовладельцев лидерами продаж судов в мире, причем самым популярным типом снова стали «грузовики».
Это они могли сделать, потому что греческий торговый флот рос бурными темпами. Согласно опросу, с 2018 по 2022 год стоимость принадлежащего Греции флота увеличилась на 92% до почти 159 миллиардов долларов, что является огромным увеличением, поскольку флот, принадлежащий Греции, увеличился в общей сложности на 474 корабля (11%) до 4766. Флот балкеров, контейнеровозов и судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), значительно вырос, а греческие владельцы инвестируют в быстрорастущие рынки грузовых автомобилей и контейнеров, а также в суда, которые могут перевозить грузы, более доступные по цене СПГ.
Однако, если посмотреть на мировую статистику общей численности судов торгового флота по странам, то первые места давно занимают уж совсем крохотные Панама и Либерия. Но на самом деле у этих государств судов, которые принадлежали бы их национальным судовладельцам, практически нет. Дело в том, что во всем мире уже давно распространена практика так называемого «удобного флага», согласно которой те же греки регистрируют свои торговые суда не под флагом Эллады, а той же Панамы, Либерии или Кипра, что позволяет им существенно экономить на налогообложении и уменьшить эксплуатационные расходы.
Однако США организовали мощное давление на Грецию, угрожая ее судовладельцам санкциями в случае продолжения сотрудничества с Россией. В результате в 2023 году три крупнейших греческих судовладельца прекратили транспортировку российской нефти выше лимита цены в $ 60. Minerva Marine, Thenamaris и TMS Tankers отклонили заявки на перевозку сырья на ноябрь, хотя этих судовладельцев связывали с российскими производителями десятилетия сотрудничества. А количество танкеров этих компании, которые везли российскую нефть, превышало, например, в июне 2023 года 50 единиц. А общая доля греческих танкеров в транспортировке доходила до трети.
Одновременно США, как сообщило Reuters, организовали давление еще и на Либерию, Маршаловы острова и Панаму, под флагами которых танкера перевозили российскую нефть, из-за санкций против России, чтобы гарантировать, чтобы они не перевозили российскую нефть, проданную по цене, превышающий установленный предел.
В результате, по данным аналитической компании Windward, с июля 2023 года более 85 судов, аффилированных с Россией, сменили регистрацию с Либерии на Габон. Среди них есть суда флота «Совкомфлота», государственной российской судоходной компании, которая подверглась западным санкциям. Благодаря этому реестр Габона, открытый в 2018 году, превратился в один из самых быстрорастущих в мире. Другие российские танкеры перерегистрировались в Панаме и Палау, согласно информации о регистрации судов, полученной от MarineTraffic и Lloyd's List, поставщиков морской аналитики.
Эта морская перестановка поставила малые страны в положение, позволяющее им извлекать выгоду из войны на Украине. Когда-то верный союзник США и Франции, Габон все больше сотрудничает с Россией после военного переворота в 2023 году. Поскольку западный экспорт в Россию в значительной степени заморожен, Габон превратился в ключевую часть цепочки поставок Москвы: недавно западные детали для самолетов пошли в Россию через габонскую компанию.
«Габон важен для России, поскольку он был готов регистрировать танкеры, которые другие государства флага отказались от них под давлением Запада», – сказал Крейг Кеннеди, бывший инвестиционный банкир, а ныне научный сотрудник Центра Дэвиса по российским и евразийским исследованиям Гарвардского университета. «Они помогают России развивать параллельные судоходные возможности, которые облегчают продажу нефти по цене выше установленного предела».
Записи о перевозках между российскими компаниями и их клиентами обычно являются конфиденциальными, поэтому практически невозможно сказать, все ли танкеры, сменившие флаг, продали российскую нефть и по какой цене. Но New York Times утверждает, что получила счета-фактуры, показывающие, что по крайней мере три танкера, принадлежащие российскому теневому флоту, продали российскую нефть в прошлом году, сохраняя бюрократические связи с Западом.
Однако, в итоге, несмотря на все ухищрения, Запад явно проигрывает эту «войну» против российской нефти. Как сообщило 3 октября американское агентство Bloomberg, в сентябре 2024 года российский бюджет получил от нефтяной промышленности в общей сложности 597,2 миллиарда рублей (6,28 миллиарда долларов), что оказалось почти на четыре процента больше, чем год назад. А ранее сообщалось, что по итогам первых шести месяцев нефтегазовые доходы России достигли 5 698 миллиардов рублей, что на 68,5 процента превысило прошлогодний показатель.
«Теневой флот нужен для того, чтобы перевозить морем ту нефть, которая продается выше установленного Западом потолка цен, потому что все, что продается ниже потолка, можно возить и обычным способом, – отметил в интервью АиФ эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. – В рамках подготовки к этим санкциям судоходные компании скупили подержанные танкеры и образовали этот флот, понимая, что за эту часть своего бизнеса они отчитываться не будут. Подсанкционный сегмент рынка морских перевозок – это целый мир, где оплата за груз выше, просто он требует отдельных судов».
Оценки числа танкеров, работающих на теневом рынке морских перевозок, разнятся. Источники называют цифры от 200 до 600 судов по всему миру, значительная часть из которых ориентирована на работу именно с российской нефтью и нефтепродуктами. Для этого теневым танкерам даже не нужно заходить в порты – перегрузка с легальных и застрахованных по международным стандартам судов часто происходит прямо в море без постороннего контроля. Благодаря этому критических проблем с экспортом нефти у России не возникло.
Владимир Малышев
Свежие комментарии