На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 398 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий
    Делить шкуру не убитого медведя плохое занятие !!!The National Inte...
  • ПавелЗзаварзин
    Мерзкая жалкая курва!"У меня тяжелая р...
  • Александр Конкин
    "Оборудование можно купить в Китае, тут проблем нет. Организовывать тут его «отвёрточную сборку», как автомобилей? Та...«Железные» олигар...

Униформа древней Месоамерики

Униформа древней Месоамерики
Кадр из кинофильма Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006). Дикие нравы, кошмарная религия, но очень пышные головные уборы и масса украшений из нефрита…и все это показано очень реалистично


«Теперь впереди меня носили мой боевой значок, сам я ходил в пышном облачении военного вождя. Но мне лично гораздо больше пришлась по душе кольчуга, снятая с убитого испанского всадника. В течение многих лет я всегда носил ее под стеганым хлопковым панцирем, и это не раз спасало мне жизнь, потому, что даже пули не пробивали такую двойную броню».
«Дочь Монтесумы» Р.Хаггард


История военного костюма. За окнами «никакая» погода, солнца нет, всё тускло, серо, грязно. Поэтому есть смысл поговорить о ярком и красочном, а заодно о культуре народов, от которых мало что осталось. И вспомнить о «законах войны», которые, как это ни удивительно, принципиально никогда не менялись. В частности, это касается той же униформы и знаков различия…

Сегодня у нас речь пойдет про военное снаряжение индейцев ацтеков и майя. На основе дошедших до нас памятников материальной культуры и рисунков в кодексах. Ну а начнем мы, конечно же, со щитов – самой броской части защитного снаряжения древних воинов, причем у обитателей Месоамерики щит также занимал самое почетное место.


Ритуальное жертвоприношение в виде поединка. Побежденный и плененный вождь вражеского племени получал оружие и сражался с воинами-ацтеками, будучи привязанным за ногу позади жертвенного каменного круга. Воины нападали на него по очереди, так что он не мог не умереть, так как просто физически не мог сражаться бесконечно долго. «Кодекс Товар» — историческая мезоамериканская рукопись конца XVI века, написанная иезуитом Хуаном де Тобаром и иллюстрированная ацтекскими художниками. В настоящее время хранится в библиотеке имени Джона Картера Брауна в Провиденсе, Род-Айленд, США

А еще щиты употреблялись в различных культовых и ритуальных обрядах, а еще в танцах. Ацтеки при объявлении войны вручали противнику щит. Более того, слово «война» у них можно было перевести как «стрела и щит». У майя с VII века щит вместе со «змеиным» жезлом являлся знаком правителя многих городов-государств.

Щиты, использовавшиеся воинами Месоамерики, были трех видов: круглые (или овальные), прямоугольные и гибкие. Щит у ацтеков назывался чималли и был плоским, а делали его из бамбука, тростника или дерева, затем подбивали слоем хлопковой стеганой ткани, а снаружи как только не украшали, используя и перья, и раковины, и металлические бляшки из золота, меди или серебра. Испанцы сообщали, что прочность щитов ацтеков была такова, что их было невозможно пробить из арбалета, а уж про стрелы индейцев нечего и говорить. Щиты имели диаметр 70-74 см (большие), а малые — 26-40 см.


Ацтекский воин-орел, XIV-XVI вв. Производитель Silver Dream Studio, Chronos-Miniatures

Епископ Диего де Ланда в своих записках «Сообщение о делах в Юкатане» писал, что щиты чималь майя делали из расщепленного тростника, а склеивали копытным клеем, который приготовляли из копыт оленей.

А вот что сообщал хронист Бартоломе де лас Касас о щитах индейцев чонталей: «…сделаны из лозы или тонких прутьев, и почти все эти щиты или большая их часть были покрыты тонкими пластинами золота и украшены султанами из разноцветных перьев».

Тростниковые щиты круглой формы использовали сапотеки, ольмеки, миштеки, тотонаки, тлашкаланцы и тараски.

Ацтеки имели до семи видов различных орнаментов, которыми украшали свои щиты. У миштеков поля щита часто делили на три части двумя дугами, но что это значило, неизвестно. Орнамент в виде восьми «сердечек» можно увидеть на артефактах и у тольтеков, также щиты украшали «ракушками», а миштеки использовали для украшения маленькие кусочки бирюзы, из которых составляли причудливые аппликации.


У древних греков было в обычае рисовать на щитах гоплонах устрашающие морды. Производитель: Silver Dream Studio, Chronos-Miniatures

Но и у древних мезоамериканцев встречались щиты с масками божеств, хотя они являлись привилегией правителей, а не простых воинов. Маски были рельефные и, по-видимому, вырезались из дерева. Такие щиты были круглые или квадратные, но со скруглёнными углами, на которых крепились пучки перьев. Интересно, что некоторые из них были так малы, что закрывали лишь запястье. Но символ есть символ. Раз есть такой щит — перед тобой правитель. Надевать одежду и украшения не своей касты у ацтеков и майя строго запрещалось. Наказанием чаще всего была смерть!

Украшались круглые щиты короткой или длинной бахромой из перьев по краям. А еще они имели подвеску («фартук») из перьев, доходившую нередко до земли. Всё точно так же, как и у тех же самых греческих гоплитов. Длинные подвески носили воины-орлы, изображенные на памятниках Чичен-Ицы. У ацтеков, миштеков, сапотеков, ольмеков они были короткими.


Ацтекский воин-ягуар, XIV-XVI вв. Производитель: Silver Dream Studio, Chronos-Miniatures

Щиты могли также украшаться длинными пучками перьев, закреплявшихся в центре щита. Так, на керамическом сосуде из Сальвадора воин в майяском стиле изображен со щитом с длинными шнурами и с кистями на концах, свисающими из его середины. Для удержания щита использовались деревянные рукоятки и кожаные ремни. На фресках в Чичен-Ице (храм Воинов) изображенные там персонажи носят щиты на шее. А вот в Антропологическом музее Гвадалахары есть фигурка воина со щитом на спине. Закидывали щит за спину, стреляя из лука, поскольку большие щиты и торчавшие из них перья мешали бы действовать левой рукой.


Воин-ягуар с трехчастно раскрашенным щитом. «Кодекс Мальябекки - один из ацтекских кодексов, созданный в Мексике в XVI веке, в начальный период конкисты. Назван в честь Антонио Мальябеки (Мальябекки), итальянского собирателя рукописей XVII века. Сейчас находится в Национальной центральной библиотеке во Флоренции

Прямоугольные щиты на территории Месоамерики встречаются довольно редко, но, тем не менее, они известны. Квадратный щит можно увидеть на статуэтках майя, Теотихуакана и во многих других местах. Например, на стеле №31 из Тикаля такой щит имеет на своей лицевой поверхности маску бога воды Тлалока.


Воины ацтекам и майя требовались прежде всего для того, чтобы они брали в плен вражеских воинов, а жрецы приносили бы их в жертву богам и тем самым поддерживали в них жизнь, а вместе с ними и жизнь окружающего их мира. Приговоренных к жертвенному камню красили в синий либо красный цвет. Кадр из кинофильма «Апокалипсис»

Джон Эрик Томсон в анализе фресок Бонампака, на которых встречаются изображения гибких щитов, описывает их так:

«Гибкие щиты обычны. Их держали, прикрываясь сверху; рука, очевидно, просовывалась в петлю; декорировались кисточками и отделкой из желтых перьев по краям. Они имеют 60-70 см в длину и около 30-50 см в ширину».

Бартоломе де лас Касас, в описании битвы испанцев с индейцами у города Чампотон на юго-западе Юкатана, пишет:

«И вот, разъярившись, индейцы с луками, стрелами и щитами, которые были у них в форме полумесяцев и украшены золотом, бросаются изгонять чужеземцев».

А вот тотонаки делали свои щиты из черепаховых панцирей...

Шлемы воинов Месоамерики очень похожи на ритуальные и танцевальные головные уборы, но в них и танцевали, и воевали. Материалы для их изготовления использовались самые различные: шкуры животных, дерево, кость, зубы животных и перья птиц. Украшениями шлемов могли служить разноцветные камни, золотые бляшки, яркие перья, из которых вязали пучки или собирали их в длинные хвосты. Перья использовались самые разные: гусей, уток, попугаев, цапли, но особенно ценились перья птицы кетсаля. Плюмаж, сделанный из перьев кетсаля (на языке ацтеков – «котсаиатсактли»), выглядел как большой гребень, причем пышные уборы из перьев кетсаля были привилегией правителей.


Каменная голова воина-орла. Национальный музей антропологии, Мехико

Относительно юкатанских майя XVI века Диего де Ланда о шлемах майя сообщает: «Некоторые… имели как бы шлемы из дерева, но их было немного». При этом им подразумевается, что такие шлемы носили главным образом командиры. А вот простые воины довольствовались налобными повязками, которые были красно-белыми у тлашкаланцев и белыми у ольмеков и по обыкновению дополнялись перьями.


Шлем и одежда воина-ягуара. «Кодекс Мендоса» — труд анонимного автора, написанный в 1547 году в Мехико, — один из лучших по сохранности среди всех прочих ацтекских рукописных кодексов. Находится в собрании Бодлианской библиотеки Оксфордского университета.

Кроме шлемов-масок, были просто шлемы, шапки из стеганого хлопка. Шлемы делались из бамбука или иной древесины, возможно, из стеганого хлопка. На такой шлем совсем нетрудно было прикрепить, например, череп птицы клювом вниз, а то и её выделанное чучело. Головные уборы в виде конуса носили воины ацтеков, хуастеков и майя, а вот шлемы в форме полукруглой каски были в ходу у ольмеков.


Еще один ритуальный поединок. Справа воин-ягуар с очень небольшим щитом. «Кодекс Тудела». Назван так в честь Хосе Тудела де ла Ордена, который сделал его достоянием ученых. Сейчас хранится в Музее Америки в Мадриде.

Берналь Диас дель Кастильо, участник экспедиции Кортеса, вспоминал, что один из ацтеков, указывая на железный шлем с позолотой на одном из испанцев, сказал, что он очень похож на головной убор бога Уицилопочтли. И да, действительно, у ацтеков были шлемы, похожие на каски, с большими назатыльниками, гребнями, султанами и даже рогами! Причем как с одним рогом на лбу, так и с двумя в виде полумесяца. Эти шлемы были очень похожи на такие же рогатые шлемы воинов Троянской войны. Только у последних рога дополнялись хвостами-султанами из конского волоса. А у индейцев его не было. Зато они украшали свои рогатые шлемы перьями кетсаля и цапли.


Воин тлашкаланец. Производитель Silver Dream Studio, La Forteza

Типичными шлемами воинов-профессионалов у ацтеков были зооморфные (т. е. в виде голов животных) шлемы в виде голов орлов или других птиц, а также ягуаров. Устроены они были так, что воин смотрел через широко раскрытый клюв птицы либо пасть животного. Такие шлемы носили тотонаки, миштеки, сапотеки, ацтеки. Шлемы в форме головы змеи, койота и тех же ягуаров. Причем последние были особенно в чести у ольмеков и майя. Даже олень и аллигатор и те нередко «отдавали свои головы» опытным индейским таксидермистам, превращавшим их в вычурные и жуткие шлемы-маски.


Воин майя. В эпоху классических майя морды животный укреплялись на шлемы над головой воина. Производитель Silver Dream Studio, Alexandros Models

Встречались и шлемы в виде черепа и портретных масок того или иного божества. Иногда на головные уборы воинов майя прикреплялись мумифицированные и уменьшенные головы поверженных врагов, что производило на их противников жуткое впечатление.

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник
наверх