Киев давит на Евросоюз и США
ВМФ России обеспечит беспрепятственный проход судов с зерном в Средиземное море при разминировании Киевом портов, заявил глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Бахрейна Абдель Латифом бен Рашедом аз-Заяни.
«Рассказали о тех мерах, которые российская сторона принимает уже больше месяца, гарантируя свободный вывоз украинского зерна судами, которые сейчас находятся запертыми в украинских портах.
Но для этого необходимо, чтобы украинские представители разминировали прибрежные воды, которые находятся в территориальном море Украины», — сказал он.Лавров отметил, что Россия уже многие недели привлекает внимание западных стран к проблеме разминирования. «В открытом море военно-морские силы Российской Федерации обеспечат беспрепятственный проход этих судов в Средиземное море и далее к пунктам назначения», — подчеркнул он.
«Санкции Запада разорвали цепочки продовольственных поставок. Десятки иностранных судов находятся в портах Украины в Черном и Азовском морях, потому что они под санкциями. Мы готовы их отпустить. Но украинское правительство не идет на сотрудничество», — посетовал министр.
А стоит ли ждать сотрудничества украинского правительства? Нужно ли им, чтобы зерно вывозилось из Украины? Или им нужно обострить ситуацию на мировом продовольственном рынке? А их заокеанским хозяевам?
Ранее сообщалось, что урожай украинского зерна с большими трудностями, но все же вывозится из страны через Румынию. Корреспондент французской газете Ouest France рассказал, что по состоянию на конец мая с Украины вывезено 240 тысяч тонн зерна. До конца августа предполагается экспортировать около 12 миллионов тонн, чтобы освободить место в элеваторах для нового урожая.
По информации издания, значительная часть урожая прибывает по земле в крупнейший румынский порт Констанца на Черном море — его трафик в первом квартале вырос уже на десять процентов по сравнению с рекордным 2021 годом.
Кроме того, как заявил президент Литвы Гитанас Науседа, экспорт украинского зерна в условиях заблокированных черноморских портов Украины может осуществляться через порты Литвы и Польши на Балтике.
Отметим, что литовские железнодорожники в сотрудничестве с польскими и украинскими коллегами уже провели тестирование маршрута доставки зерна в Клайпедский порт Литвы, совершено два пробных рейса.
— Украинское правительство утверждает, что это Россия блокирует вывоз зерна из украинских портов, — отмечает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Поэтому сложно сказать, можно ли в принципе рассчитывать на то, что украинские власти будут прилагать усилия для организации экспорта зерна через черноморские порты до тех пор, пока не получат от США и Великобритании твердые гарантии безопасности. Для этого, соответственно, потребуется резко увеличить присутствие американских и британских военных кораблей в Черном море. Вполне возможно, что именно этого, в первую очередь, и добиваются украинские власти.
Киев хорошо понимает, насколько сильно сегодня заинтересован Вашингтон в возобновлении экспорта украинского зерна, от которого напрямую зависит социальная стабильность в ряде стран, представляющих для США большую геополитическую важность. Например, в Египте. Поэтому украинское руководство пытается воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы ограничить возможности российского Черноморского флота.
С одной стороны, зерно является важнейшей статьей украинского экспорта. Поэтому Украине, которая сегодня крайне нуждается в деньгах, было бы важно получить доходы от вывоза зерна. С другой, рост мировых цен на продовольствие, обусловленный в том числе прекращением украинского экспорта, может заставить Вашингтон, Лондон и Брюссель усилить давление на Россию. Так что с внешнеполитической точки зрения Украине действительно выгодно затягивать возобновление экспорта.
«СП»: — А чего добиваются Брюссель и Вашингтон? Насколько их интересы совпадают?
— Ни Вашингтон, ни Брюссель не хотят, чтобы в странах Северной Африки и на Ближнего Востока, которые зависят от украинского зерна, начались социальные волнения, вызванные дороговизной хлеба. Их желание как можно скорее возобновить украинский зерновой экспорт легко понять. В противном случае практически неизбежен крупный кризис, который потребует от Запада значительных усилий для его урегулирования, а, может быть, даже военного вмешательства. Ни американская администрация, ни руководство европейских стран к этому сейчас не готовы.
«СП»: — Зерно уже вывозится через Румынию. Свои услуги также предлагает Литва. Почему так важно вывезти его именно через украинские порты?
— Думаю, что экспортеры зерна могут столкнуться в таком случае с существенным увеличением расходов на транспортировку. Но все же, как мне кажется, главным фактором является стремление украинского руководства добиться увеличения военного присутствия США и Великобритании в Черном море.
— Украинское правительство, скорее всего, будет саботировать любые договоренности, перекладывая весь груз ответственности на Россию, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Поэтому весь вопрос в том, какую позицию займут ЕС и США и будут ли они давить на киевский режим, чтобы он обеспечил бесперебойную работу своих портов.
Для Украины чем хуже, тем лучше. Усугубление кризиса позволяет привлекать к себе дополнительное внимание и требовать увеличения военно-политической и экономической помощи. С другой стороны, зерно — это валюта, а деньги киевскому режиму тоже нужны. Поэтому какие-то шаги в сторону увеличения зернового экспорта Украина, конечно, будет предпринимать, но будет делать это в максимально скандальном формате.
«СП»: — Европа при желании могла бы Киеву помочь с разминированием. Или им выгодно спровоцировать голод и обвинить нас? Опять будут миллионы беженцев. Они вновь скажут, что Россия во всём виновата. Их интерес — перетянуть на свою сторону страны, которые сейчас симпатизируют России? Пусть даже ценой голода?
— Я не думаю, что дело дойдет прямо до голода. Однако Украина для Запада действительно превратилась в аграрную колонию, и перебои с поставками украинского зерна — неприятный сюрприз. Более того, нельзя забывать, что Украина в результате СВО утратила значительную часть посевных площадей, а зерно, выращенное на подконтрольных России территориях, становится для Запада «токсичным». Поэтому ценность Украины как поставщика сельскохозяйственной продукции для Европы будет падать, хотя сейчас страны ЕС постараются напоследок вычерпать украинскую «житницу» до дна.
«СП»: — А США? Каков их интерес в истории с украинским зерном?
—Если зерновой кризис ударит по экономике ЕС, США это только в плюс, поскольку позволяет сохранять и политический контроль над Европой. ЕС институционально слаб и не может конкурировать с США в качестве политического центра, однако экономическая конкуренция со стороны Европы становится серьезной проблемой для американцев. Поэтому масштабная дестабилизация на восточном фланге ЕС однозначно в интересах Вашингтона.
«СП»: — Вообще-то зерно уже вывозят через Румынию, готовы вывозить Болгария, Литва и Польша. А можно ли через них отправить все, обойдясь без украинских портов?
— Пропускная способность всех альтернативных маршрутов гораздо ниже. Вывоз по железной дороге упирается в проблему разницы ширины железнодорожной колеи Украины и стран ЕС. Зерно нужно перегружать на границе, а это потеря времени, да и инфраструктура не готова к такому объему грузопотока. Можно везти через Белоруссию и Литву в порт Клайпеды — здесь нет проблемы железнодорожной колеи, но есть проблема отношений с Белоруссией, с которой придется договариваться и что-то обещать взамен. Фурами тоже много зерна не вывезешь. В общем, разблокировка портов действительно важна.
«СП»: — А могут ли в принципе вывезти все, не оставив ничего Украине? И каковы будут последствия?
— Учитывая проблемы с логистикой, все вряд ли вывезут. Самой же Украине голод в любом случае не грозит, хотя бы потому, что численность населения резко сократилась, как в результате потери территорий, так и в результате массового выезда беженцев.
Свежие комментарии