Photo by form PxHere
Законодательная маскировка
Парламент Чеченской Республики 22 ноября внес в Государственную Думу предложение об изменении Федерального закона «О средствах массовой информации». В очень лаконичном законопроекте главенствует одна фраза –
«Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о национальной принадлежности, вероисповедании и принадлежности к народам Российской Федерации лиц, причастных к совершению преступлений».
В пояснительной записке к закону утверждается, что распространение подобных сведений расценивается как оскорбление национальных и религиозных чувств честных, добропорядочных граждан, истинно верующих людей, не имеющих никакого отношения к преступной деятельности. По мнению автором, «в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране каждое необдуманно и неосторожно сказанное слово может стать детонатором социального взрыва, привести к разжиганию межнациональной и межконфессиональной вражды и непредсказуемым последствиям для всей страны».
Наверное, ни одна инициатива чеченского парламента не вызвала столь бурных споров в российской общественности. В Союзе армян и Союзе таджикистанцев России идею одобрили, указав на очевидное снижение градуса межнациональной напряженности в обществе. Поддержали чеченских парламентариев и в Духовном управлении мусульман. Заместитель председателя организации Рушан Аббясов прокомментировал:
"Я думаю, это правильная инициатива, внесенная в Госдуму с тем, чтобы в нашей многонациональной, многорелигиозной стране не развивать фобию, раздор между представителями тех или иных народов".
Каким образом это будет работать, никто толком объяснить не пытается. И могут ли на самом деле выходки отдельных представителей национальных меньшинств вызвать фобии и, тем более, межнациональную рознь? Зато очень понятно желание диктовать свою волю журналистам. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров в ответ на критику законопроекта предложил обязать СМИ озвучивать национальности всех без исключения преступников – русских, башкир, казаков, татар, евреев и так далее. Если не получается запретить, тогда, хотя бы, заставить. Кстати, все вопросы, касающиеся наказания за возбуждение межнациональной вражды уже закрыты в соответствующей статье 282 УК «О возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства».Такая сложная поправка
В истории с поправками в закон о СМИ очень много моментов, требующих разъяснений. Прежде всего, журналистам в России и так много чего нельзя и за что можно прилететь (совершенно случайно, порой) в статус «иноагента». Предложение законодательно запретить упоминать национальность преступников еще больше зажмет тиски госконтроля СМИ. И ничего из этого хорошего не выйдет – журналисты найдут способ оповестить читателей о национальной принадлежности бандита или правонарушителя. Например, опубликуют фотографию или упомянут фамилия. В конце концов, напишут «выходец из Казани, Уфы, Пятигорска, Магаса». Просто это добавит ненужную театральность происходящему. Возможен и другой вариант развития событий. К примеру, толпа отморозков исконно русского происхождения изобьет/убьет несчастного на какой-нибудь остановки где-нибудь в Подмосковье. И журналисты, следуя букве нового закона, будут старательно обходить национальность преступников. Что подумает часть населения, уверенная, что россиян перманентно обманывают? Конечно, что власть замалчивает беззакония кавказцев. В общем, итоговый резонанс и последствия от принятия закона об очередном запрете для СМИ будет иметь последствия самые печальные. В первую очередь, для имиджа республик Северного Кавказа.
Идем дальше. А как же теперь рассказывать про войну украинцев с жителями Донбасса? Ведь украинцы относятся к народам России, что влечет запрет на упоминания в СМИ. На Украине украинцы (и только) действительно убивают русских (и не только). Это правда и замалчивать её преступно. Такая же ситуация и на Ближнем Востоке, где очень часто представители малых народностей нашей страны совершают военные преступления. Или когда поляки заставляют курдов ночевать на холодном бетоне, поливая сверху из водометов – это тоже оставлять без уточнения национальности?
Вести нужно себя хорошо
Национальная повестка всегда была очень тонкой материей, особенно в приложении к народам Северного Кавказа. Однако, в истории с законопроектом и поднятой им шумихой, она требует отдельного рассмотрения. Все мы носители культурного кода своей национальности. Это непреложная истина и она никак не конфликтует с праздником Дня народного единства, например. От того, как мы ведем себя в другой стране, федеральном округе или регионе Росси, складывается впечатление о нашей народности. Например, не один благовоспитанный русский не позволит себе в пьяном виде расхаживать по центру Казани или Грозного. В идеале он не должен подобное позволять себе и дома, но в регионах с мусульманскими традициями это особенно актуально. И не потому, что страшно, а потому понимает, что по его поступкам судят обо всех русских. Здесь просто так не принято. Пьяные выходки отдыхающих россиян на курортах Египта и Турции распространяют нехороший стереотип уже на весь мир.
А что мы видим в последнее время от отдельных носителей культурного кода народов Кавказа и Средней Азии? Блогер из Таджикистана Руслан Бобиев имитирует половой акт с русской подругой около храма Христа Спасителя, снимает это камеру и ждет миллионов лайков в соцсетях. Группа выходцев из Дагестана метелит ногами парня в вагоне московского метро, а четверо уроженцев Азербайджана нападают с ножом на мужчину с ребенком. Безусловно, в России случается гораздо больше событий, когда представители титульной нации бьют друг друга, нередко, даже убивают. Каждый раз это мерзко и требует немедленного возмездия. Но, еще раз повторим, в республиках Северного Кавказа никто не видит подобных бесчинств от рук русских, белорусов, украинцев и прочих славян.
Справедливости ради стоит отметить щепетильность чеченской диаспоры в этом вопросе – в интернете масса примеров, когда нелицеприятные выходки земляков публично осуждаются и виновные несут адекватное наказание. Но, в общем-то на этом и все – остальные национальные диаспоры молчат. По-крайней мере, не афишируют такие воспитательные мероприятия. Вероятнее всего, в данной ситуации гораздо проще поддержать закон о запрете для СМИ, чем держать ответ за своих соотечественников.
- Автор:
- Евгений Федоров
Свежие комментарии