На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Это все наша пятая колонна"ГОТОВА РВАТЬ ЛЮБ...
  • Любовь Титова
    Отлавливать насильников и отрезать причинные места"ГОТОВА РВАТЬ ЛЮБ...
  • Татьяна Гусева
    Страшно то, что теперь они не будут публично объявлять о своих разрешениях. Хохлы начнут бить по нам их ракетами, а т...Снова стало страш...

Жить осталось два месяца. Как руководили сапёрными взводами вчерашние школьницы

Жить осталось два месяца. Как руководили сапёрными взводами вчерашние школьницы

Фото: Фотохроника ТАСС

В преддверии 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать невероятные истории людей, которые день за днём приближали освобождение мира от фашизма. Сегодня речь пойдёт о тихом подвиге женщин-командиров сапёрных взводов. Молодые девушки в суровые годы Великой Отечественной войны освоили сложнейшую военную специальность.

Их был всего один выпуск. В 1942 году Московское военно-инженерное училище выпустило семьдесят пять девушек-сапёров. С этого момента они стали жить без права на ошибку.

Два месяца жизни 

«Ехали на фронт уже офицерами... Младшими лейтенантами... – вспоминала Станислава Петровна Волкова, младший лейтенант, командир сапёрного взвода. – Встретили нас так: "Молодцы, девочки! Хорошо, что приехали, девочки. Но никуда мы вас не пошлём. Будете у нас в штабе"… А мы упорствуем, на своём стоим, что, мол, у нас есть направление, мы должны быть только командирами сапёрных взводов. Тогда  один офицер разозлился: "Барышни! А вы знаете, сколько живёт командир сапёрного взвода? Командир сапёрного взвода живёт только два месяца". Мы повторяем: "Знаем, поэтому и хотим на передовую" (из книги Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо").

Настоящим испытанием для этих двадцатилетних девчонок стал фронт. "Вы что, шутите, там же одни мужчины, и вдруг командир будет женщина – это безумие", – говорили им. Новоявленных командиров сапёрных взводов на передовой действительно встречали настороженно. Поначалу их не воспринимали всерьёз, делали вид, что не замечают. Но уважение приходило достаточно быстро. Ещё в училище девчата твёрдо усвоили формулу и неуклонно следовали ей: "Сапёр ошибается только раз", потому должен быть всегда в форме – иметь крепкие нервы, твёрдую руку и светлую голову. Девушки ни в чём не уступали сильному полу. Наряду с мужчинами они преодолевали все трудности и  невзгоды, быстро приспосабливались к полевым условиям. Основы военной премудрости схватывали буквально налету. Всё время они были в походах, таскали на себе снаряжение сапёра, которое в полной выкладке весило тридцать три килограмма.

1944 год, Румыния. Сапёр, гвардии рядовой, кавалер Ордена Славы П. Белоконь во время одного из боёв. Фото: Леонид Бернштейн/Фотохроника ТАСС 

"Привели меня к моему взводу... – рассказывала  Станислава Петровна Волкова, младший лейтенант, командир сапёрного взвода. – Солдаты смотрят: кто с насмешкой, кто со злом даже, а другой так передёрнет плечами – сразу всё понятно. Когда командир батальона представил, что вот, мол, вам новый командир взвода, все сразу взвыли: "У-у-у-у..." Один даже сплюнул: "Тьфу!" А через год, когда мне вручали орден Красной Звезды, эти же ребята, кто остался в живых, меня на руках в мою землянку несли. Они мной гордились" (из книги Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо").

Сутками лежали на земле

Работали в основном по ночам. С наступлением сумерек на открытой местности сапёры незаметно подносили к переднему краю десятки противотанковых мин. Их несли на ремне через плечо по две штуки, каждая весила около 10 килограммов. Минирование осуществляли  исключительно ползком. В их обязанности входило содержание минных полей, защита их от противника. Они должны были в любое время по приказу расчищать опасные участки, приводить их в безопасное состояние, открывать и закрывать проходы. Лежать на земле и следить за  любым изменением поверхности, несмотря на дождь, снег, холод и жару, приходилось сутками. В их задачу входило и составление специальных карт наблюдений. Каждый бугорок и комочек земли, загрязнение снега, примятая трава или стёртая роса на траве – вызывали подозрение, что требовало обязательных проверок. Надо было непременно выяснить длину и ширину проволочных заграждений, какие использованы мины – противопехотные, противотанковые или мины-сюрпризы.

Мина-сюрприз по своим взрывотехническим характеристикам и внешнему виду ничем не отличалась от противопехотной мины – за исключением выступа в центре верхней плоскости и принципа срабатывания. Она устанавливалась на местности так, чтобы её не было видно, а на саму мину укладывали предмет, который непременно должен был вызвать интерес противника. Это могло быть оружие, коробка, ящик, транспортное средство. При снятии с мины груза происходил взрыв. Перед наступлением наших войск сантиметр за сантиметром девчата-сапёры со своим взводом прощупывали местность. Делали коридоры на минных полях... И всё время гребли по земле.

Далеко не каждая девушка, желающая стать сапёром, могла освоить эту специальность. Все девчата-командиры сапёрных взводов отличались аналитическим складом ума, безупречной памятью, аккуратностью, ответственностью, хорошей координацией движений. Должны они были уметь и трезво оценивать ситуацию в экстремальных условиях. 

Опасные ловушки

Часто благодаря именно женской предусмотрительности и интуиции удавалось избежать опасных ловушек, расставленных гитлеровцами. 

«У меня много разных случаев... Да их на кино хватит... На многосерийный фильм... – вспоминала Апполина Никоновна Лицкевич – Байрак, младший лейтенант, командир сапёрно-минёрного взвода. – Как-то пригласили офицеры завтракать. Я согласилась, сапёрам не всегда доставалась горячая еда, в основном жили на подножном корму. Когда все разместились за кухонным столом, я обратила внимание на русскую печь, закрытую заслонкой. Подошла и стала рассматривать заслонку. Офицеры подшучивают: мол, женщине мины даже в горшках мерещатся. Я отвечаю на шуточки и тут замечаю, что в самом низу, с левой стороны заслонки, имеется маленькая дырочка. Внимательнее приглядываюсь и вижу тоненький проводок, который ведёт в печку. Быстро поворачиваюсь к сидевшим: "Дом заминирован, прошу покинуть помещение" (из книги Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо). 

Мины были на каждом шагу. Девчонки-сапёры потом вспоминали, что за годы войны глаза их уже были настроены по-особому. Они невольно уже обращали внимание на мельчайшие детали. Гитлеровцы при отступлении минировали всё – дома, шкафы, комоды, кресла, диваны и даже хромовые сапоги. Крестьяне зачастую просили разминировать грядки с помидорами, картофелем, капустой.

Но далеко не каждой из девушек-сапёров посчастливилось обмануть смерть. Многим суждено было погибнуть. Для тех, кто остался в живых, война закончилась лишь через несколько лет после взятия Берлина. Им приходилось ещё долго разминировать поля, озёра и реки. А ведь смерть после Победы – самая страшная и обидная смерть. Но эти смелые и отважные девчонки, невзирая на молодость и желание жить, любить, рожать и воспитывать детей, смело плюнули смерти в лицо. Ради мирного неба над нашими головами!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх