Переговоры между представителями США и захватившего власть в Афганистане движения «Талибан» 9—10 октября 2021 года в столице Катара Дохе красноречиво свидетельствуют, что террористическая угроза России в её среднеазиатском подбрюшии вполне реальна не только чисто теоретически.
Как и предполагали обозреватели-прагматики, США, так позорно уйдя из Афганистана, вовсе не собираются уходить оттуда навсегда.
Тем более позволять, чтобы связи или даже контроль над «Талибаном» устанавливали Россия, Китай или даже Пакистан. Это рушило бы планы США по окружению России зоной нестабильности и хаоса по всему периметру её границ. Особенно в таком большом и взрывоопасном регионе, как Средняя Азия, на который навострила лыжи, кроме Китая и России, ещё и Турция с её пантюркизмом президента Реджепа Тайипа Эрдогана.И вот в США одной рукой по инициативе группы сенаторов во главе с коллегой от штата Иллинойс Тэмми Дакуорт в конгресс представлен законопроект, призывающий создать комиссию для изучения всех аспектов войны в Афганистане. И в этом документе максимально чётко сказано: «Цель комиссии состоит в изучении войны в Афганистане, формировании соответствующих выводов — с точки зрения, как стратегии, так и большой стратегии, а также в разработке рекомендаций для правительства Соединённых Штатов, лиц, которые в будущем будут определять направление политики, и старшего военного руководства в США». Чтобы, значит, по словам автора идеи, сенатора-демократки и подполковника армии США в отставке Дакуорт, анализ комиссии смог гарантировать, что США не только «вынесли правильные уроки из 20 лет, проведённых в Афганистане, но и не допустят повторения тех же ошибок в будущем».
Документ также предполагает, что комиссия:
— тщательно изучит все вопросы, связанные с боевыми действиями, операциями разведки, деятельностью по оказанию поддержки в совместных действиях, мирных и военных;
— проанализирует работу американских дипломатов, политические и стратегические решения, оказавшие влияние на взаимодействие Вашингтона и Кабула, а также участие в войне союзников по НАТО;
— должна подготовить рекомендации для реальных реформ в проведении операций, подобных афганской.
Создание этой комиссии и её возможная работа — конкретный результат критики, которой подвергли президента-демократа Джо Байдена в своём письме группа сенаторов-республиканцев, которые заявили, что прекращение поддержки афганских военных привело к захвату власти в стране боевиками «Талибана». Комиссия же должна продемонстрировать, что и США учатся на своих промахах.
И вот другой рукой американцы уже контактируют с талибами. Встреча в Дохе станет первым контактом высокого уровня между США и талибами после позорного бегства. В состав американской делегации войдут чиновники Госдепа, USAID и представители разведки. И самыми первыми целями США катарских переговоров, как сообщает РИА «Новости» источник со ссылками на свои источники в «Талибане», станут «признание, возобновление работы посольства США, отмена санкций и формирование инклюзивного правительства».
Более того, несмотря на то, что ранее президент Байден оправдал бегство американцев из Афганистана, а госсекретарь США Энтони Блинкен, заявил, что американцы находились в этой стране, чтобы устранить террористическую угрозу, и добились своей цели, и, видимо, чтобы подтвердить новизну подходов, на этих переговорах в Дохе не будет специального представителя администрации США Залмая Халилзада.
Агентство «Reuters» также сообщает, что, по его данным, цель переговоров в Катаре — продолжение прагматической работы с талибами. Типа США постараются оказать давление на талибов с целью обеспечения безопасной эвакуации оставшихся в Афганистане граждан США и других стран, а также освобождения удерживаемых талибами американцев (в частности, освобождения похищенного американца Марка Фрерихса).
В то же время, по данным «Reuters» со ссылкой на американские источники, «эта встреча — не о признании или подтверждении легитимности» власти «Талибана» со стороны США, а всего лишь станет «продолжением прагматичного взаимодействия с талибами», которое американцы ведут по «вопросам, представляющим жизненно важный национальный интерес».
Другими словами, стороны после такого эксцесса, как похожий на позорное бегство исход США из Афганистана, стороны пока только принюхиваются другу к другу в изменившихся условиях. Американцы однозначно хотят, как минимум, затушевать ярко выраженный антиамериканизм не только талибов, но нашедших пристанище на территории Афганистана остатков «ИГИЛ» и «Аль-Кайеды». А как максимум — восстановить свой контроль над этими признанными многими в мире террористическими структурами и направить их энергию в «правильном» (для США) направлении. Что, в принципе, не кажется такой уж несбыточной задачей, учитывая, что все они («Талибан», «Аль-Кайеда» и ИГИЛ) создавались если и не на прямые деньги, то уж точно при сильном направляющем «кураторстве» США.
А сейчас американцам в этом регионе ой как нужны помощники в борьбе и с Россией, и с Китаем.
Ну, а «Талибану» — чтобы удержаться у власти не только на штык-ножах от АКМ — нужны не только легитимность (признание в мире), но и большие, очень большие деньги, чтобы обуздать ту гуманитарную катастрофу, которая пожирает сегодня Афганистан. Начиная от нехватки продовольствия и питьевой воды до дефицита электроэнергии.
И талибы ищут богатеньких. С одной стороны, в Китае. Как уже писал «Антифашист», «Талибан» вполне может, воспользовавшись терактом на севере страны в городе Кундуз, пойти навстречу Китаю и выдать ему всех уйгурских боевиков-террористов, которые досаждают Пекину в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). В Кундузе же бомбу в шиитской мечети Сеид-Абад взорвал террорист-смертник, уйгур по национальности Мохаммад аль-Уйгури, а ответственность за гибель и ранения более сотни человек взяло на себя ИГИЛ.
С другой стороны, это, конечно же, США, где заблокированы счета афганского правительства и многие другие счета. Но для благосклонности США талибам нужно вертеться, как уж под сапогом, и демонстративно уйти от заигрываний хоть с кем-то из «врагов» Америки — либо от Китая, либо от России.
И талибы, торгуясь и вихляя, для начала, похоже, отказываются от России. Представитель «Талибана» Билал Карими, по сообщению РИА «Новости», уже заявил, что его собратья пока не решили, будут ли 20 октября 2021 года участвовать во встрече по Афганистану в «московском формате», который объединяет, собственно, Россию, все пять центральноазиатских государств, входящих в её «подбрюшие», Китай, Пакистан, Индию, США, Иран и афганские конфликтующие стороны.
Россия заявила о готовности возобновить «московский формат» по Афганистану ещё в августе текущего года, когда стали очевидны как американский крах в этой стране, так и возможный всесторонний и тотальный афганский кризис. Министр иностранных дел России Сергей Лавров тогда сказал: «Я убеждён, что „московский формат‟ имеет наибольшую перспективу, поскольку ситуация приобрела уже общерегиональное измерение. На неё реагируют и соседние страны, и страны, которые расположены дальше от Афганистана... Мы пока официальных предложений не делали, но эффективность этой группы сопровождения афганских переговоров признавалась всегда всеми, и мы будем готовы в случае, если это будет сочтено целесообразным, возобновить работу этого формата». А замглавы МИД Игорь Моргулов обсудил ситуацию в Афганистане с американским послом в Москве Джоном Салливаном
И вот недавно спецпредставитель президента России по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД Замир Кабулов сообщил, что Россия пригласила талибов принять участие во встрече «московского формата» 20 октября. А талибы пока тормозят.
И вот что будет, если они американскую помощь обменяют на терроризирование среднеазиатских республик и насильственно-вооружённое распространение ислама и законов шариата в этом направлении? Многое, конечно, будет зависеть от конкретных гласных и — это гораздо важнее — негласных предварительных или окончательных договорённостей в Дохе. Но возможно всё, а значит, и России нужно быть готовой ко всему, это факт.
Свежие комментарии