В 1893-95 годах в Корее было неспокойно. Сразу в нескольких провинциях бушевало крестьянское восстание "тонхак". Восставшие уничтожали и грабили имущество и дома местных помещиков-янбанов и японских купцов, жгли долговые обязательства, распределяли среди нуждающихся запасы зерна. Основной мишенью народного гнева недовольства были японцы, и это имело под собой основания.
Уже в середине 1870-х зависимое от Китая королевство Корея стало очевидным направлением экспансии для выходящей из многовековой изоляции Японии. Корея точно так же несколько веков провела в добровольной самоизоляции от почти всего мира (за исключением Китая). Китай дряхлел, а Япония набирала силу. Корея в этом контексте рассматривалась как потенциальный источник дешевого продовольствия и рабочей силы, а также как рынок сбыта.
В 1875 году японцы предприняли первую вооруженную экспедицию в Корею, убедившую их в катастрофической слабости западного соседа. Тогда японское императорское правительство твердо решило заставить Корею подписать неравноправный торговый договор – наподобие тех, которые в 1850-е годы были заключены западными державами с самой Японией.
Год спустя генерал Киётака Курода (1840-1900) возглавил новую японскую экспедицию в Корею. 15 января 1876 японская военная эскадра - два военных и четыре транспортных корабля - бросила якорь у Пусана. После некоторых колебаний королевское правительство позволило японцам без боя высадиться на острове Канхвадо, где и начались японо-корейские переговоры.
Уже 26 февраля между странами был подписан договор, получивший название Канхваского. Хотя в первой же статье декларировалось «равенство Японии и Кореи», договор был неравноправным: за японцами закреплялась неподсудность корейским властям; корабли Страны Восходящего солнца получали право свободно заходить в территориальные воды Кореи; японские торговцы наделялись исключительными привилегиями. В дополнительных статьях к Канхваскому договору говорилось о свободном хождении японских денег в открытых портах, а также о праве японских граждан свободно перемещаться по территории Кореи.
В скором времени столь же кабальные договоры Корее пришлось подписать почти со всеми империалистическими державами, не исключая Россию. Но всем им, в отличие от Японии, было немного не до маленькой страны на краю света. А вот японцы принялись за Корею всерьез.
Не прошло и десяти лет, как дешевая японская промышленная продукция разорила десятки тысяч корейских ремесленников. Сильно подорожали вывозимые в больших количествах в Японию продукты питания. Особенно бедствовали жители южных провинций.
Осознав, что японская экспансия в конечном итоге приведет к утрате китайского сюзеренитета над Кореей, цинское правительство засуетилось. Ему помогла неудавшаяся попытка прояпонского переворота, имевшая место в 1884 году. После подавления путча в Корее оставалось трехтысячное китайское войско под командованием генерала Юаня Шикая. В свою очередь, островитяне для «обеспечения безопасности» японских граждан ввели в Корею два батальона японских войск. Чтобы избежать столкновения между вооруженными силами двух стран, по инициативе японской стороны был подписан так называемый Тяньцзиньский договор.
Корея фактически становилась совместным протекторатом Японии и Китая (хотя на бумаге нигде это не было написано). Обе стороны договаривались вывести войска из Кореи в течение четырёх месяцев, а королю Коджону рекомендовано было создать собственную армию. Япония и Китай согласились не посылать солдат в Корею без предварительного взаимного уведомления, причем войска подлежали немедленной эвакуации сразу по разрешении ситуации, требовавшей их присутствия.
Нарушение пункта о незамедлительном выводе войск и стало формальной причиной японо-китайской войны.
В 1894 году Китай, по просьбе корейского правительства, ввёл в Корею войска для подавления восстания "тонхак". Япония, под предлогом нарушения Китаем Тяньцзиньского договора, оккупировала ряд корейских территорий. После подавления восстания Сеул обратился к японскому посланнику Кэйсукэ Отори с просьбой вывести войска из страны, на что получил отказ. К этому моменту в Японии уже было принято решение силой избавиться от китайского влияния в Корее, чтобы облегчить себе дальнейшую экспансию.
Японцы, кстати, с "гайдзинами" в Корее не няньчились. Так, в июле 1894 года офицеры бесцеремонно отпихнули слишком близко подошедшего к строю японских солдат британского генерального консула, гулявшего по Сеулу с женой и детьми. Командир британского крейсера "Арчер" даже высадил для защиты дипломата вооруженный отряд из тридцати человек, однако подобные инциденты больше не повторялись.
Япония потребовала расторжения корейско-китайского договора 1882 г. и других соглашений, предоставлявших Китаю в Корее те же права, что и Японии. Сеул ответил отказом, и 23 июля 1894 г. японский отряд под предлогом «защиты короля» захватил королевский дворец. Корейцы оказали очень слабое сопротивление. В тот же день было сформировано новое правительство, которое немедленно поручило японцам "изгнать из страны китайские войска".
Начиная с 21 июля из Тяньцзиня в Корею вышли 11 транспортов (в их числе три зафрахтованных у англичан - Kowshing , Irene и Fei Ching), перевозивших в Корею более 8000 китайских солдат. Одни шли к устью Ялу, другие - в Асан, чтобы доставить подкрепления Юань Шикаю; планировалось сформировать две колонны, которые ударом по сходящимся направлениям вытеснят японцев на юг.
Обстановка накалялась с каждой минутой, но войну пока никто не объявлял.
Такова была диспозиция перед боем, в котором будущий адмирал Того заработал свою дурную славу.
23 июля 1894 года в 4 часа утра из Асана (порт в Корейском заливе, бывший в то время китайским) вышли бронепалубный крейсер германской постройки «Цзиюань» (водоизмещение 2355 т, скорость 15 узлов, 2x210-мм, 1х150-мм орудие, капитан Фан Боцянь) и минный крейсер (по другой версии, канонерская лодка) «Гуанъи» (1110 т, 17 узлов, 3х120-мм орудия, капитан Линь Госян) вышли из Асана. Крейсера должны были встретить прибывающий транспорт SS Kowshing (в нашей литературе обычно пишется как "Гаошен") и посыльное судно «Цаоцзян». Зафрахтованный транспорт под английским флагом вез в Асан 1100 китайских солдат и 10 орудий полевой артиллерии.
Формально война не была еще объявлена, что не помешало японцам направить сильный отряд адмирала Кодзо Цубои на перехват китайских кораблей. В него входили 4 бронепалубных крейсера: «Иосино» (4200 т, 23 узла, 4 6-дм орудия), «Такачихо» (3600 тонн, 18 узлов, 2 10-дм орудия), однотипный с ним «Нанива», и «Акицусима» (3100 тонн, 19 узлов, 4 6-дм орудия). "Нанивой" командовал капитан первого ранга Хейхатиро Того, а "Акицусимой" – капитан второго ранга Хиконодзё Камимура. Перед боем "Такачихо" покинул отряд Цубои, но и оставшиеся три крейсера по своей мощи на голову превосходили китайские силы.
В 7 часов утра японцы заметили китайские крейсера, и сразу пошли на сближение. Пять минут спустя и китайцы увидели японский отряд. Несмотря на сообщения о перевороте в Сеуле, Фан Боцянь никаких приказов по подготовке к бою не давал (в отличие от Линя Госяна).
Впоследствии японцы предложили сразу несколько версий страшных оскорблений, нанесенных японскому флагу, которые прямо-таки вынудили их начать боевые действия. По первой, китайцы не отсалютовали им, и демонстративно изготовились к бою (тент, однако, с кормы "Цзиюаня" снимать не стали, – право, ни к чему). По второй, китайский крейсер совершал опасные маневры, провоцируя столкновение. Капитан «Нанивы» Того утверждал, что китайский крейсер коварно выпустил по его кораблю торпеду. Японцам ничего, дескать, не оставалось, как открыть огонь. Был и ещё один, совсем экзотический вариант: дескать, адмирал Цубои, не обнаружив в бухте Асана двух японских авизо, посчитал их потопленными, и начал мстить.
Так или иначе, но в 7:45 японские крейсера с дистанции менее 300 метров открыли ураганный огонь по "Цзиюаню". Практически сразу несколько снарядов поразили мостик, вывели из строя носовую башню главного калибра, повредили рулевое управление. В этот момент китайцы как раз и отстрелили ту пресловутую торпеду: опасались, что она взорвется в торпедном аппарате от попадания осколков. "Цзиюань" потерял боеспособность, и, казалось, неизбежно должен был быть уничтожен. Его спасли два обстоятельства: решительность находившегося на борту немецкого инженер-механика Гофмана, и подвиг «Гуанъи».
Линь Госян решительно пошел на сближение с японскими кораблями, ведя огонь по "Наниве". Слегка офигев от такой наглости, японцы ослабили натиск на «Цзиюань». «Нанива» и «Акицусима» погнались за минным крейсером. Добивать «Цзиюань» остался один лишь «Иосино».
Попытка «Гуанъи» проскочить по мелководью между берегом и японскими крейсерами оказалась неуспешной. Через четверть часа он понес большие потери в экипаже (31 убитый и более 40 раненых из 110 человек экипажа), корпус тёк, как дуршлаг, а боезапас практически весь был расстрелян. Понимая безвыходность положения, Линь Гаосян выбросил канонерку на скалы, команда подорвала машину и сошла на берег. Подошедшая «Акицусима» в упор расстреляла покинутый корабль.
А что же «Цзиюань»?
Вспыхнувшую на корабле панику удалось ликвидировать. Потери в людях были не критичны: 13 убитых и 40 раненых из 202. Для восстановления управляемости немецкий инженер-механик Гофман с китайским помощником протянули прямо по залитой кровью палубе румпель-тали. Помощнику немца не повезло: очередным снарядом его разорвало на части, и бравый пруссак заканчивал ремонт в одиночку. Тем не менее, он справился, корабль вновь слушался руля. Японские снаряды пробивали тонкую броню боевой рубки и орудийных щитов, но рикошетили от броневой палубы; машины при обстреле не пострадали, «Цзиюань» неожиданно для японцев дал ход.
Как быстроходный «Иосино» упустил избитый и практически безоружный китайский крейсер? Сравнивая рапорты сторон, можно представить следующее.
Китайцы – то ли притворно, то ли нет - спустили свой флаг, подняли белый и японский. Цубои решил, что «Цзиюань» сдается, и приказал подойти к нему ближе. В этот момент открыло огонь кормовое орудие «Цзиюаня», до сих пор молчавшее из-за того, что ему мешал стрелять тент (была опасность взрыва хранящихся на палубе мин). Вся прислуга кормовой пушки была уничтожена, оставался лишь один комендор, Ван Го Чен, которому вызвался помогать матрос Ли Ши Мао. Артиллерист рискнул и выстрелил прямо сквозь тент, - китайцы утверждают, что их снаряды трижды поразили японский крейсер. На «Иосино» якобы было разбито одно из орудий, поражены мостик и штурманская рубка; если это действительно так, то Цубои в тот момент могло и впрямь стать не до преследования. Вот только ни о каком длительном ремонте «Иосино» после этого боя сведений нет. Японская версия еще менее правдоподобна: дескать, на море вдруг лег сильный туман (это летом-то, в тропиках, ближе к полудню), да и машина забарахлила.
Если верить рапорту отважного механика Гофмана, Цубои подвела самоуверенность. Он принялся играть с "Цзиюанем" в кошки-мышки, и, получив вдруг неожиданный отпор, бросил свою добычу. Впрочем, достоверность этого свидетельства тоже вызывает сомнения. Весьма вероятно, что Цубои просто по упустил китайский крейсер, скрывшийся за одним из многочисленных островов.
Кстати, китайское командование после боя официально сообщило, что наградит отважных Ли и Вана суммой в 1000 лян; еще 1000 лян следовало разделить между оставшимися членами экипажа. Но - после того, как сведения подтвердятся. То есть, никогда.
Так или иначе, к девяти часам японские крейсера расчистили сцену для главного действующего лица трагедии – транспорта «Гаошен»...
Свежие комментарии