Первая мировая война оказала небывалое развитие на качественный и количественный рост ВВС всех стран – участниц войны, но особенно – держав-победительниц.
За четыре года войны во Франции было выпущено 50 тыс. аэропланов и 9 тыс. гидросамолетов, причем из этого количества 25 тыс. аэропланов приходилось на 1918 год. Было изготовлено 90 тыс. авиационных двигателей, в том числе 40 тыс. единиц – в 1918 году.
Тенденции роста производства самолетов и авиадвигателей во Франции можно увидеть из сопоставления их выпуска за отдельные месяцы 1917 года. Так, если за февраль 1917 года было изготовлено 820 аэропланов и 1204 двигателя, то за сентябрь того же года – 1261 и 1837, а за октябрь – 2863 и 4500 соответственно.
5 августа 1914 года британские ВВС включали в свой состав 272 машины и 1844 человека личного состава. К 1 ноября во Франции несло службу уже 6 авиаотрядов. Большая часть машин поставлялась восемью частными фирмами по правительственным заказам.
Рост Королевских ВВС был следующим: если с августа 1914 года по май 1915-го было изготовлено 530 самолетов и 141 авиадвигателей, а с июля 1915 года по февраль 1917-го 7131 самолет и 8917 авиадвигателей, то в январе и октябре 1918 года – 11 091 и 21 657 и 22 171 и 37 702 двигателей соответственно.
Всего же за годы войны британские ВВС получили 47 873 самолета и 52 598 авиационных двигателей.
Значительным был инфраструктурный рост английской авиации.
Так, к маю 1915 года обучение 234 летчиков происходило на 11 аэродромах, в мае 1916 года 963 будущих пилота обучались в 15 авиашколах, а к марту 1917-го действовало уже 32 тренировочных подразделения. К декабрю 1917 года в Англии было 78, в Канаде – 15 и в Египте – 5 авиашкол. В момент заключения мира общее количество авиашкол было 199 – в них обучалось 30 тыс. человек (за время войны было выпущено 21 957 летчиков).
Личный состав ВВС вырос с 197 офицеров и 1647 других чинов в августе 1914 года до 27 906 офицеров и 263 842 других чинов в октябре 1918 года.
В состав американских ВВС к концу войны входили 87 авиаотрядов. Личный состав насчитывал 1921 офицера и 21 800 прочих чинов.
Значительными были и технические усовершенствования. Наибольший размах крыльев аэроплана, составлявший в 1908 году 12 м, достиг в 1918 году 48 м. Площадь несущих поверхностей выросла с 50 кв. м в 1908 году до 66 – в 1916 году, до 200 – в 1917 году и до 445 – в 1918 году.
Общий вес самолета вырос с 560 кг в 1908 году до 2400 кг в 1915 году, до 6500 кг в 1917 году и до 16 000 кг в 1918 году.
Нагрузка на квадратный метр несущей поверхности выросла с 16 кг в 1908 году до 50 кг в 1918 году.
Наконец, наиболее заметный тактико-технический показатель – максимальная скорость возросла с 60 км/ч в 1908 году до более чем 300 км/ч к концу войны. При этом авиация к концу войны уже могла действовать на высотах более 10 тыс. м.
Алексей Владимирович Олейников – доктор исторических наук,
профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета,
член Ассоциации историков Первой мировой войны.
Свежие комментарии