Пара бронетранспортеров в первые годы службы. Одна из машин оснащена лобовым щитом. Фото Tanks-encyclopedia.com
Любой запуск космической ракеты связан с некоторыми рисками для людей и техники, из-за чего необходимо принимать соответствующие меры. Уже в шестидесятых годах в NASA создали комплекс систем, призванных обеспечить безопасность людей на стартовой площадке в случае нештатной ситуации. Пожалуй, наиболее интересным элементом этого комплекса стали специально переоборудованные бронетранспортеры M113.
Средства спасения
Проработка вопросов спасения людей на стартовой площадке началась еще на ранних стадиях программы Mercury. В дальнейшем создавались и совершенствовались новые средства спасения, и в ходе программы Apollo был сформирован их окончательный облик. С теми или иными изменениями все основные средства этого комплекса дожили до наших дней и остаются в строю.
Спасатели наблюдают за взлетом Space Shuttle. Восьмидесятые годы - БТР перекрашен в белый. Фото Tanks-encyclopedia.com
Одной из задач инженеров была эвакуация астронавтов и персонала с башни обслуживания. Спасение с верхних ярусов должна была обеспечить зиплайн-система – специальные корзины, двигаясь по тросу, спускали людей на землю и отводили на расстояние почти 800 м. На земле люди должны были укрываться в защищенном бункере, откуда их можно было забрать подходящим транспортом.
Также была актуальной проблема безопасной эвакуации людей с нижних уровней площадки. Наконец, пожарные команды нуждались в транспорте, способном защитить их от огня и разлетающихся обломков.
Оба вопроса нашли общий ответ. NASA приняло решение приобрести несколько серийных бронетранспортеров M113. После некоторой доработки и переоснащения такая техника могла найти место на стартовой площадке и внести свой вклад в безопасность участников пусков.
Космический БТР
Заказ на новую технику появился в середине шестидесятых годов, и вскоре Космический центр им. Кеннеди получил четыре требуемые бронемашины. С точки зрения конструкции они не отличались от серийных армейских, но при выходе с завода имели иную комплектацию. Кроме того, специалисты NASA немного доработали БТР с учетом новой роли.
M113 для NASA с самого начала не имели вооружения и другого оснащения, необходимого армейской технике. По мере продолжения эксплуатации, на технику устанавливали новые агрегаты – или удаляли их. Такая модернизация могла затрагивать все имеющиеся БТР либо некоторые из них. Несмотря на все доработки, общие характеристики оставались прежними и соответствовали поставленным задачам.
Почти сразу после ввода в эксплуатацию почти все M113 получили дополнительную защиту от огня и жара. На лбу корпуса смонтировали вертикальный щит, покрытый жаростойкой пастой на основе асбеста. Позже такие устройства демонтировали. Неоднократно изменялась конструкция командирских башенок, обеспечивавших наблюдение за местностью.
За несколько десятилетий эксплуатации «космические» M113 несколько раз успели поменять и свою окраску. Изначально они имели темный цвет с белыми пометками, номерами и т.д. – как техника вооруженных сил. В семидесятых бронетранспортеры перекрасили в белый. При этом на лобовых и бортовых листах красной краской нанесли номера машин, от «1» до «4». В последние десятилетия БТР имели желто-зеленый цвет и несли горизонтальные светоотражающие полосы. Номера остались красными, но стали меньше.
Особенности службы
Применение новой бронетехники регламентировалось правилами и инструкциями. В соответствии с ними, обучение вождению должны были проходить как спасатели, так и астронавты. Они должны были уметь водить БТР и обращаться с основными его системами. В течение нескольких десятилетий учебные выезды на M113 были обязательной частью программы подготовки экипажей космических кораблей.
В обеспечении запуска участвовало три бронетранспортера; четвертый являлся резервным. Две машины выделялись спасательной команде. Пожарные использовали огнеупорные костюмы и изолирующие дыхательные аппараты. При непосредственной подготовке к старту два БТР выдвигались на позиции в 1,5 км от стартовой площадки. За несколько минут до запуска они полностью экипировались, занимали места в десантном отделении и закрывали люки.
В случае аварии спасательная команда должна была ехать к стартовому столу, искать пострадавших и эвакуировать их. На это давалось не более 10 минут – из-за ограничений дыхательных аппаратов персонала.
Третий БТР находился возле дверей бункера на удалении от стартовой площадки. Он был полностью готов к работе и стоял пустым с открытой кормовой рампой. В случае аварии именно эта машина должна была обеспечить эвакуацию астронавтов из опасной зоны.
При возникновении нештатной ситуации и принятия решения на эвакуацию астронавты должны были покинуть корабль и начать спуск в корзинах. Затем им предстояло укрыться в заглубленном бункере. При отсутствии помех они могли выйти из укрытия, занять места в БТР и покинуть зону аварии. Такая эвакуация осуществлялась самостоятельно – водителем бронетранспортера становился один из астронавтов.
Со временем некоторые особенности применения M113 на стартовых комплексах изменялись. Переносились позиции, совершенствовались методики и т.д. При этом основные принципы оставались неизменными. Один БТР должен был обеспечить эвакуацию астронавтов, два других – работу спасателей и вывоз пострадавших.
Десятилетия службы
M113 поступили на службу в NASA в середине шестидесятых годов. Работа этой техники началась с обеспечения запусков по программе «Аполлон». В связи с появлением БТР программу подготовки астронавтов скорректировали, добавив курсы по управлению такой техникой. Особый интерес в этом плане представляет подготовка последних миссий в рамках лунной программы. Астронавтам приходилось изучать управление космическим кораблем, лунным ровером и земным БТР – любопытное и уникальное сочетание.
После завершения программы Apollo в NASA начали подготовку к эксплуатации комплекса Space Transportation System с многоразовым кораблем Shuttle. В рамках этой подготовки выполнили модернизацию стартовых комплексов в целом и систем спасения в частности. При этом бронетранспортеры M113 остались важной частью мер по обеспечению безопасности. Как и ранее, одна из бронемашин предназначалась для использования астронавтами, и соответствующее обучение осталось в их программе подготовки.
За время своей службы M113 присутствовали на 15 запусках кораблей серии «Аполлон» и при 135 стартах «Спейс Шаттлов». Подготовка к этим запускам прошла, в целом, штатно, а сами старты происходили без аварий – помощь бронетехники и ее экипажей не требовалась. Тем не менее, два БТР со спасателями, одна пустая машина и одна резервная были готовы в любой момент помочь астронавтам в беде.
Современная замена
Служба четырех «космических» бронетранспортеров продолжалась почти полвека. В 2013 г. было принято решение о выводе этой техники из эксплуатации ввиду морального устаревания и выработки ресурса. Для M113 нашли современную замену, а сами машины отправились на хранение. Одна из них, носившая номер «1», вскоре стала памятником.
Для перевозки спасателей и космонавтов теперь используются четыре колесных бронеавтомобиля BAE Caiman MRAP. По уровню защиты они похожи на старые M113, но отличаются большей простотой управления и обслуживания. Отмечается просторное десантное отделение, более удобное для спасателей с экипировкой или астронавтов в скафандрах. Кроме того, новые машины имеют полный ресурс, на выработку которого уйдут десятилетия.
Впрочем, полноценная эксплуатация «Кайманов» с решением возложенных задач пока не начиналась. В 2011 г., еще до получения такой техники, NASA свернуло программу STS и прекратило пилотируемые запуски со своих площадок. Вследствие этого техника для эвакуации пока используется только для подготовки личного состава. В ближайшее время NASA планирует возобновить свою пилотируемую программу, благодаря чему броневики наконец-то начнут нормальную работу.
К счастью, в последние десятилетия NASA удавалось осуществлять пилотируемые запуски без аварий на стадии подготовки или старта. Вследствие этого бронетранспортеры M113 неоднократно участвовали в организации запусков, но ни разу не приступали к выполнению возложенных задач. Какой будет служба броневиков Caiman – неизвестно. Выводы такого рода можно будет делать только после того, как в США возобновятся пуски пилотируемых космических кораблей.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии