На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Вьюхин
    Со всех сторон!  В России россиян убивают ХОХЛЫ, ТАДЖИКИ, в ПИТЕРЕ -АЗЕРЫ. ПРОДАЖНЫЕ НАШИ ЧИНОВНИКИ. Нужно начинать с...«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...
  • Evgenija Palette
    Все легли под "ЕДИНЫЙ" пресс...«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...
  • Evgenija Palette
    Бог знал, что делал, когда НЕ ДАЛ ИМ ЗЕМЛИ... (Они такого натворят, что Гитлер покажется маленькой пастушкой)... ПУСТ...Самоуничтожение г...

Стальная хватка «мягкой силы»: Турция в Азербайджане

Фото: Anadolu Agency

«Печаль Азербайджана – наша печаль, его радость – наша радость».

– Мустафа Кемаль Ататюрк.

Продолжая наше путешествие по новым владениям Анкары, никоим образом нельзя упустить именно Азербайджан.

Несмотря на скептицизм, царивший в кругах российских аналитиков, Турция более чем успешно закрепилась в ряде бывших советских республик. В предыдущей статье («Стальная хватка «мягкой силы»: Турция в Грузии») мы рассматривали один из характерных примеров успешной экспансии Анкары на постсоветском пространстве. Грузия, впрочем, существенно отличается именно тем, что в ней были использованы в основном экономические инструменты продвижения турецкого влияния.

Азербайджан в корне отличается от остальных стран, во-первых, конечными достижениями Турции, выраженными в существенном слиянием с центром силы (в лице Анкары), а во-вторых, арсеналом задействованных для того средств.

При этом стоит сразу оговориться и сказать, что отношения Турции и Азербайджана в данном случае можно рассматривать как благопристойную связь сюзерена и его вассала. Анкара не посягает на суверенитет республики и не унижает ее достоинства. Но их военные, политические и экономические взаимосвязи очевидны для всего мира.

«В начале 1990-х вновь возрождаются традиционные пантюркистские идеи о создании Великого Турана.
Турецкие руководители всерьез заговорили о новой тюркоязычной общности от Адриатического моря до Великой Китайской стены. При этом Анкара не сомневалась в своей способности не только заменить Москву в роли «старшего брата» тюркских народов, но и исключить возможность прямого влияния Запада в регионе.
На страницах турецких СМИ стала настойчиво проводиться мысль об историческом шансе «восстановить тюркское единство». Вместо слов «узбек», «киргиз»,
«татарин» и прочих для обозначения этнической принадлежности стали
употребляться такие словосочетания, как «узбекский турок», «киргизский турок», «крымский турок».
В обращение вошел термин «внешние турки», под которыми стали подразумеваться тюркские народы, проживающие за пределами Турции...»

– С. Дружиловский, «Турция: привычка управлять».

Азербайджан


Начиная разбирать тему взаимоотношений Турции и Азербайджана, следует остановиться на одном чрезвычайно примечательном и интересном факте.

Турецкий и азербайджанский языки чрезвычайно похожи. Они имеют общее происхождение и, как говорят специалисты-языковеды, в обычном повседневном разговоре жители данных стран без особого труда могут понимать друг друга. Само собою, такое отсутствие языкового барьера просто не могло не сыграть своей благоприятной роли.

Итак, продолжим.

Конечно, в российском информационном пространстве действия Анкары рассматривались исключительно с точки зрения задействования военных инструментов влияния. Стоит констатировать, что это крайне однобокий подход, который совершенно не учитывает экономической взаимосвязи двух стран, без которой какое-либо полноценное сотрудничество в оборонной сфере было бы просто-напросто невозможным.

На протяжении первых двух десятилетий после распада Советского Союза военно-политическое влияние Москвы на постсоветском пространстве оставалось достаточно сильным. Оно в известной мере сдерживало какие-либо попытки возобновления боевых действий в «замороженных» зонах конфликтов, одной из которых являлся и Нагорный Карабах.

Стоит оговориться и сказать, что без затрагивания темы армяно-азербайджанского противостояния невозможно рассматривать и турецко-азербайджанские отношения. Именно данный конфликт в немалой степени способствовал развитию связей Баку и Анкары.

Невозможность начала боевых действий способствовала тому, что Азербайджан активно пытался найти невоенные способы разрешения территориального спора. Известно, что президент республики Ильхам Алиев предлагал Армении даже такие варианты, как выкуп Нагорного Карабаха – впрочем, безрезультатно.

Турецкая Республика, в свою очередь, в те годы занималась в основном экономико-культурным слиянием с Баку. Это была очень планомерная и качественная работа, которая сформировала крепкий фундамент турецкого влияния в Азербайджане.

К настоящему дню объемы двусторонней торговли государств находятся на уровне 5 млрд долларов (согласно планам руководства республик, цель ближайших лет – 15 млрд). На сегодняшний день турецкие подрядные компании реализовали в Азербайджане 436 проектов на сумму 16,3 млрд долларов (вероятно, показатели уже изменились в большую сторону). Анкара также много лет является лидером по объему прямых инвестиций в ненефтяной сектор азербайджанской экономики: уже к 2015 году они составляли 220,4 млн долларов.

Стальная хватка «мягкой силы»: Турция в Азербайджане

Общий инвестиционный климат стран чрезвычайно благоприятен: с 2002 года по настоящее время Баку вложило 19 млрд долларов в экономику Турции. 62,4 % данных инвестиций пришлись на сектор услуг, 32,9 % – на финансирование и страховку, 24,2 % – на производство, 11 % – на энергетику. Таким образом, Азербайджан входит в первую десятку крупнейших инвесторов Анкары. И, стоит признать, этот процесс абсолютно взаимен: Турция инвестировала в экономику Азербайджана около 13 млрд долларов.

Стоит также сказать и о том, что в настоящее время в Азербайджане действуют 4,2 тыс. компаний с турецким капиталом.

«Мы отдаем приоритет турецким компаниям в рамках проведения различных восстановительных работ (в Карабахе). Радует то, что турецкие бизнесмены направляют большое количество предложений по участию в данных работах. Ряд турецких компаний уже привлечены к процессу создания соответствующей инфраструктуры на освобожденных территориях, и мы будем продолжать активное сотрудничество с Турцией в данном направлении».

– Микаил Джаббаров, министр экономики Азербайджана.

В настоящее время страны стали еще активнее проводить политику усиления экономических связей. Судя по всему, в перспективе Баку и Анкара видят их как полное слияние. Как было упомянуто выше, республики стремятся достигнуть товарооборота в 15 млрд долларов. С этой целью подписаны два новых соглашения: «Меморандум о взаимопонимании по договору об упрощении таможенных процедур» (так называемое «соглашение о цифровой торговле») и «Соглашение о преференциальной торговле».

Это повлечет за собой еще больший поток взаимных инвестиций, поспособствует снижению сборов на товары при пересечении таможни и упростит документооборот.

Отдельно стоит поговорить и о таком аспекте «мягкой силы», как непосредственные отношения турецкого и азербайджанского населения.

«Добро пожаловать в гнездо».

Именно с такими словами турецкие пограничники встречают азербайджанских граждан в своей стране.

Стоит сказать, что не менее 700 тысяч азербайджанцев ежегодно посещают Турецкую Республику. В этом году отмечен и другой знаменательный факт – полная отмена загранпаспортов. Граждане двух стран смогут ездить друг к другу по внутренним документам.

В Турции царит очень трепетное отношение к жителям Азербайджана: последние воспринимаются как братья, и им доступны все привилегии коренного населения, вплоть до упрощенного таможенного контроля. Все товары и услуги для них стоят, как для собственных граждан, а не как для иностранных туристов. Турки даже называют азербайджанский язык более чистым и близким к тюркскому оригиналу, нежели их собственный.

Само собой, такое отношение не могло не дать своих плодов.

Это не популизм или неэффективные политические лозунги – это настоящее слияние двух родственных народов.

Военная сфера


Реальное военное сотрудничество между странами возникло лишь в 2012 году.

Длительное время оно носило ограниченный и скромный характер и не представлялось опасным сторонним наблюдателям.

Объяснить это можно было сильным влиянием Москвы, которая являлась основным поставщиком вооружений для Азербайджана. Как известно, оружейный рынок – это еще и постпродажное обслуживание, и обучение военнослужащих.


На тот момент множество азербайджанских офицеров имели именно российское военное образование.

Ситуация начала кардинально меняться после подписания 21-ой статьи «Соглашения о сотрудничестве в области оборонной промышленности» в 2017 году.

После этого началось полноценное проникновение турецкого влияния в военные структуры Азербайджана.

Суть 21-ой статьи состояла в том, чтобы организовать подготовку офицерского корпуса Азербайджана на учебной и материальной базе вооруженных сил Турции.

Согласно статистике 2019 года, 18000 будущих офицеров ВС Азербайджана прошли обучение в турецких военных академиях, а не менее 8000 действующих военнослужащих получили там дополнительную переподготовку.

Именно эти люди составили костяк сил армии Азербайджана во время второй войны за Нагорный Карабах.

Вторым существенным аспектом военного сотрудничества стали совместные учения: «Соколы Турции и Азербайджана», совместные учения сил специальных операций, которые проводятся поочередно на территории одного из государств, регулярные учения «Анатолийский феникс» и «Зима».

К настоящему времени республики проводят примерно 15 совместных военных учений каждый год.

После победы в Нагорном Карабахе начался окончательный этап демонтажа российского политического влияния на армию Азербайджана: из-за связей с Москвой был отстранен и уволен начальник генерального штаба Наджмеддин Садыков, а молодые офицеры с боевым опытом активно вытесняют старый состав, имеющий еще российское военное образование.

Не менее значимым оказался и факт роста мощи и возможностей оборонно-промышленного комплекса Турции. Именно благодаря этому начался и процесс активной закупки турецких вооружений (ранее такого не наблюдалось). Так, экспорт продукции военного назначения в Азербайджан в 2021 году увеличился на 850,4 % по сравнению с первым кварталом 2020 года.

В этом году между Турцией и Азербайджаном было подписано важное соглашение о сотрудничестве в оборонной промышленности. Соглашение подразумевает совместные военные изыскания на территории двух стран. Благодаря чему турецкие оборонные предприятия смогут разворачивать свою деятельность на территории Азербайджана и создавать новые производства на территории республики.

Сверх этого на ежегодном саммите по стратегическому диалогу обсуждалось создание трех турецких военных баз на территории Азербайджана, в том числе и на Каспийском море (что, естественно, будет создавать угрозу для нашей Каспийской флотилии).

Вывод


Подводя итоги, можно сказать, что Анкара в совершенстве овладела искусством продвижения несилового влияния.

Турция терпеливо и умело ищет точки соприкосновения с интересующими ее странами, аккуратно и последовательно внедряясь во все сферы их существования.

Так выглядят новые реалии межгосударственной конкуренции.

Так выглядит мощь «мягкой силы» – оружия, которое завоевывает целые страны без единого выстрела.
Автор:
Анжей В.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх