
Выбирайте, мы подождём
Какими бы ни были итоги президентских выборов в бывшей грузинской автономии, она не отвернётся от России. И вовсе не из-за денег, в чём нас цинично пытаются убедить сторонники либеральной прозападной демократии.
Всё намного проще: в Абхазии мало кто хотел бы снова оказаться под Грузией и уж тем более — под турками. И не стоит попусту муссировать тот факт, что на днях Москвой и Сухумом было официально объявлено, что Россия вскоре перечислит до 5,2 млрд руб. в абхазский госбюджет.
Да, побережье Абхазии у нас по-прежнему воспринимается как русский курорт, теперь с очень и очень ограниченными возможностями. Но деньги из России пока идут не на реанимацию того, что надо просто вместе возрождать заново, а в основном для погашения зарплатных долгов бюджетникам и для ликвидации задолженности по пенсиям.
Абхазия, с потерей очень значительной части населения, стала во многом страной нуждающихся, и, если им не помочь сегодня, вряд ли стоит так уж рассчитывать на светлое «курортное завтра». Главное, что никто ни в России, ни в Абхазии не оспаривает поистине колоссальный потенциал черноморского побережья республики.
Не стоит забывать и о том, что Абхазия остаётся чем-то вроде резерва для России на берегах Чёрного моря, который не должен, однако, попасть под милитаризацию. Неважно, в чью пользу.
Правительства РФ и Абхазии договорились доработать в первом квартале инвестиционное соглашение, отвергнутое абхазским парламентом в ноябре 2024 г. По данным российской стороны, «чтобы в максимальной мере учесть интересы и возможности обеих сторон».

Впрочем, не только эти решения приняты и реализуются в канун президентских выборов в Абхазии, которые состоятся 15 февраля. Точнее — независимо от итогов...
Транзит на перспективу
Так, компания «Трансэкосистема» (РФ) ввела в начале февраля 2025 г. в эксплуатацию первый контейнерный терминал в Очамчирском морском порту (юго-восточный регион Абхазии). Пока собственных причалов терминал не имеет – их строительство планируется к концу 2020-х гг.
Площадь объекта – 12,5 га, он позволяет размещать единовременно до 1,2 тыс. груженых контейнеров, включая рефрижераторные и контейнеры-термосы (для широкого агроассортимента). В ближайшей перспективе площадь терминала намечено увеличить до 15 га, а размещение контейнеров повысить до 1600-1700 ед.
Проект реализован на кредитные средства по программе российско-абхазского льготного кредитования: ставка кредита по этой программе – 6% годовых. Профильные источники уточняют, что «грузовую базу для новой портовой инфраструктуры сформируют, в том числе, российские грузы, следующие в третьи страны. Они будут поступать по железной и автомобильной дороге».
Здесь имеется в виду сообщение вдоль линии побережья, ибо давний — еще первой половины 1950-х гг. — проект железной дороги из России в Абхазию параллельно Военно-Сухумской автодороге (через Карачаево-Черкесию) заморожен, хотя в принципе не отменён.
Кроме того, ещё в ноябре 2022 г. сообщалось, что после дноуглубительных работ порт Очамчира сможет принимать грузовые суда дедвейтом до 13 тыс. тонн (ранее показатель не превышал 3 тыс. тонн). К концу 2024 г. дноуглубительные работы завершены здесь примерно на 80%.
Этот объект позволит частично разгрузить действующие черноморские порты России и, плюс к тому, увеличить перевозки по «параллельному» импорту в РФ и российский экспорт в дружественные страны.
Некоторые источники прогнозируют, что ежегодные доходы Абхазии от грузового транзита даже при невысоких транзитных тарифах могут составить до трети доходов ее госбюджета.
Плюс газификация всей страны
Кроме того, в первой декаде ноября 2024 г. официально сообщалось, что Москва и Сухум обсуждают проект газопровода из Краснодарского края в Абхазию. По информации главы Минэнерго Абхазии Джансуха Нанбы:
«Абхазия договаривается с Россией о строительстве магистрального газопровода для возведения работающих на газе новых электростанций, которые решат проблему энергодефицита в стране. Эти объекты планируется создать вблизи границы с РФ».
Уточним: это район Цадрыпш – Весёлое, причём подготовлены сразу два проекта данного газопровода: один вдоль побережья, второй – с частичным охватом предгорья абхазского приграничья.

Если в более широком контексте, в Южном федеральном округе ещё в начале 2000-х и в середине 2010-х гг. предлагали создать новые железные дороги между ЮФО и Закавказьем, в том числе с Абхазией (и Южной Осетией). Это укрепило бы экономические взаимосвязи сопредельных районов к северу и югу от главного Кавказского хребта, не говоря уже об очевидной геополитической значимости этих проектов.
Понятно, что в случае реализации они позволят сформировать дополнительную железнодорожную систему, которая связывала бы российское Причерноморье с Северным Кавказом и Закавказьем. Пока эти проекты не реализуются, но с повестки дня не сняты.
Годами обсуждаются вопросы строительства и восстановления в республике малых гидроэлектростанций, способных решить электроэнергетические проблемы Абхазии. Таких ГЭС к концу 80-х в республике было 20, теперь здесь работает не более пяти.
А по уровню водообеспеченности, по данным Европейской экономической комиссии ООН, у Абхазии одно из первых мест в мире: на 1 кв. км территории Абхазии приходится более 1,7 млн куб. метров речного стока в год (с учётом образуемых некоторыми реками озёрных протоков).
Общая же протяжённость 120 рек Абхазии превышает 5 тыс. км. Предварительно запланировано на 2025–28 гг. с российским участием восстановление четырёх таких ГЭС и сооружение двух новых.
Свежие комментарии