Для осужденного на 10 лет сторонника СВО это единственный шанс не сгнить в тюрьме
История общественного деятеля, правозащитника и русофила Ермека Тайчибекова, отбывающего 10-летний срок в лагере строго режима города Степногорск Акмолинской области Казахстана, получила неожиданное развитие — сторонник СВО попросился служить России в группе «Вагнер».
Предпринятые ранее попытки Москвы смягчить его положение в заключении, обратив внимание правозащитников, к серьезным результатам не привели. Просьба Тайчибекова предоставить ему российское гражданство также осталась без удовлетворения.
Но может быть сейчас, на втором году СВО, Россия пересмотрит свое отношение и более энергично вмешается в судьбу заключенного? О том, в каких условиях содержится Ермек и с чем он связывает свое будущее, «СП» рассказал его брат Марлен Тайчибеков.
— В январе этого года брату удалось в устной форме через освобождавшегося сидельца передать свое пожелание вступить в группу «Вагнер» его основателю Евгению Пригожину. Ермек готов воевать с врагами России плечом к плечу со своим братьями и сёстрами защищать нашу общую Родину. Это лучше, чем заживо гнить долгие годы в тюрьме, подвергаясь регулярно истязаниям и пыткам физическим и душевным.
«СП»: Он подходит по кондициям «Вагнера»?
— Ермек — офицер запаса и мог бы принести пользу кем угодно. Кстати, существует прецедент: Маргулан Бекенов, казахский студент Томского государственного университета служит в «Вагнере». В сети есть записанное им видео, где он объясняет мотивы своего поступка. Думаю, этот случай мог бы открыть путь в «Вагнер» и Ермеку и многим другим ополченцам, воевавшим на Донбассе, томящимся в казахских тюрьмах .
«СП»: Вы только что вернулись из нового лагеря Ермека в Степногорске…
— Колония находится в отдалении от города в посёлке Заводском. Лагерь представляет унылое неприглядное зрелище, мрачное и серое здание, подкошенные деревянные заборы с колючей проволокой. Ермек лишён права переписки, телефонных переговоров, передач и свиданий. Так поступили с братом, чтобы свести к минимуму все коммуникации его с внешним миром.
Большую часть времени он проводит в одиночной камере с редким выходом в СУС (строгие условия содержания). Ему постоянно подкидывают запрещённые предметы и снова отправляют в ШИЗО. К брату на свидание я не могу попасть с мая прошлого года.
«СП»: Напомните, когда и почему Ермек был переведен с юга на север Казахстана?
— В августе прошлого года, еще находясь колонии строгого режима в Заречном Алматинской области Ермеку удалось заснять видео систематических истязаний осужденных со стороны сотрудников администрации зоны и выложить это в сеть («СП» писала об этом — авт.).
Спецпрокурор среагировал на жалобы зэков в своеобразной форме. Вместо того чтобы разобраться и наказать виновных должностных лиц, Ермека, полуживого, и остальных потерпевших бедолаг, которым была необходима медпомощь, бросили в карцер.
Потом, ближе к Новому году, брата прямиком из ШИЗО отправили этапом в Степногорск. И даже не дали взять свои личные вещи из общего барака, поехал фактически раздетым. Спасибо неравнодушным сидельцам помогли ему с одеждой и обувью. Ведь в Степногорске, к тому времени стояли лютые холода. Город замерзает, ТЭЦ в аварийном состоянии.
«СП»: Когда-то фамилия Тайчибекова звучала в России с высоких трибун, включая МИД. Ермек тогда попросил гражданство России, но безрезультатно…
— Москва насколько могла — настолько вступилась. РФ сама как разделенное в себе царство. Левая рука не знает, что делает правая. Были, например, усилия омбудсмена Москальковой. По ее просьбе казахские коллеги, уполномоченные по правам человека, ещё в Заречном навещали брата, брали трёхчасовое интервью, но на этом всё.
Зато помогает неофициальная Россия. Хотел бы отметить фонд «Своих не бросаем», лимоновцев. Благодаря им брат на данный момент уже не имеет судебных задолженностей перед государством, долг погашен полностью. Это первый шаг для выхода на УДО. Вот только у брата нет ни одного поощрения и куча взыскании, которые ему искусственно организуют.
Вообще, наши власти относятся к политзаключенным по-особенному. Преследование на воле не заканчивается лишением свободы, оно продолжается в тюрьмах и лагерях. Говорят, что в личных делах таких сидельцев содержатся секретные инструкции КНБ, предписывающие администрации комитета уголовно-исполнительной системы предвзятое отношение. Это бесчеловечно.
Правозащитное внимание к Ермеку — единственный механизм, который сдерживает незаконное давление на него и может способствовать его освобождению по УДО, несмотря ни на какие его придуманные «отрицательные показатели». Потому что силовики боятся света. Нужно создать ситуацию, когда удерживание Ермека в лагере станет слишком дорогим с точки зрения имиджа.
«СП»: В эпоху СВО Россия могла бы более энергично вступиться за добровольно страдающего за Русский мир Ермека…
— Думаю, что пока не закончится операция на Украине, Кремль вряд ли рискнёт что-то предъявлять Астане. Могут, но только в том случае, если отношения России и Казахстана будут сильно испорчены. Что реально может сделать официальная власть России? Чтобы дали сидеть спокойно, чтобы не пытали и не убили. Надавить, чтобы по УДО вышел. Будет политическое указание из Москвы — его освободят.
«СП»: США хотят «наказать» Казахстан за сотрудничество с Россией — в Астану с визитом приехала чиновница из Вашингтона. Москва могла бы вступиться за Ермека если не в его, то в своих интересах…
— От США отворачивается старые союзники: саудиты, Турция, даже Грузия выходит из-под контроля — санкции саботируют. Американцы ищут в Центральной Азии, где элиты менее искушённые. Но в Казахстане элиты целиком проанглийские. Правда, Турция пытается вклиниться. Тут выбор между прокитайской, пророссийской и протурецкой партиями. Повторю, нужна политическая воля России.
По мнению политолога Андрея Милюка, российским властям следует со всей серьезностью отнестись к запросу Ермека Тайчибекова и в целом пересмотреть свою политику по работе с друзьями России за рубежом.
— Очевидно, что друзья России среди политических элит других государств будут в дефиците в ближайшие годы. Значит надо напрямую обратиться к простым гражданам этих государств и работать с ними в обход их правителей. Подход для российского МИДа непривычный, но его нужно осваивать, того требует время. Почему МИД должен придерживаться старых неэффективных методов, в то время как в остальных областях жизни происходят колоссальные изменения, вызванные проведением СВО?
Ермек — старый проверенный друг нашей страны. Не Медведчук или очередной молдавский оппозиционер за счет России. Пострадал за свою любовь к нашей стране, остался предан ей, даже будучи не поддержанным российскими властями. Нужно помочь ему — копеечное для России дело, однако же оно неимоверно поднимет авторитет страны в глазах многих и многих наших сторонников за рубежом. Россия своих не бросает — не просто сотрясание слов, но рабочий лозунг
«СП»: Удивительно, но Тайчибеков прямо из казахстанской зоны попросился в «Вагнер»…
— Возможно, таланты Ермека нашли бы большее применение на военно-политическом поприще. Своим запросом он обозначил важную проблему: участие иностранцев в СВО на стороне России. Сейчас для этого не создано никаких условий. Некоторое количество иностранцев воюет за Россию, но их число крайне невелико.
Желающему отдать свою жизнь за нашу страну приходится буквально навязывать себя ей, преодолевать бесчисленное количество препятствий российской бюрократии. В мире есть запрос на создание российского Иностранного легиона, нужно этот запрос удовлетворить. Тысячи, если не десятки тысяч недовольных политикой Запада людей, потянутся к нам.
Можно провести целую рекламную кампанию. Тайчибеков, отслужив в «Вагнере», со временем мог бы стать ее медийным лицом или даже организатором Иностранного легиона. Одна проблема — для этого нужно добиться его освобождения. Пока что сторонник России за решеткой и без поддержки России — явление слишком уж частое.
«СП»: Возможно, Россия найдет для себя полезной и другие идеи Ермека…
— Напомню, что еще в 2014 году именно он объявил награду за помощь в поимке олигарха Коломойского в ответ на объявление им награды за головы русских. С этим, кстати, Ермек и вошел в политику. У нас Коломойский объявлен в розыск, но ловить его никто не собирается. Пока наша страна не вырастила в себе новых судоплатовых, не передать ли подобные важные вопросы «на аутсорсинг»? Предварительно договорившись с Казахстаном об освобождении автора этой идеи.
Свежие комментарии