На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Часовщик
    Удачи вам,ЧВК Вагнер,это сила.ЧВК "Вагнер" возв...
  • Сергей Ипатов
    Думаю, произойдёт что то близкое к ситуации с Кимом - много шума, бряцание оружием, противоречивые заявления, много б...Чем Трамп может у...
  • Амара Карпова
    Молодцы👍❤️ЧВК "Вагнер" возв...

Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии


Республика на перепутье


Ситуация вокруг Военно-воздушных сил и войск ПВО Республики Беларусь в целом чрезвычайно похожа на ту, которую мы видим на примере других постсоветских стран, в частности, Украины. Среди патриотов и националистов (по крайней мере, украинских) популярен тезис о том, что «самое лучшее Россия забрала себе». Но он лишь демонстрирует полнейшее непонимание сути вопроса. Той же Украине после развала СССР досталось 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 из 35 построенных машин, включавшего восемь прототипов.

Даже если бы экономика «цвела», совершенно очевидно, что страна бы просто не смогла их содержать в боеспособном виде. В свою очередь, Беларусь унаследовала от СССР крупный парк Су-27: дорогих и избыточных для небольшого государства. Сейчас РБ их уже не эксплуатирует. Зато есть несколько десятков МиГ-29, которые и составляют основу белорусских ВВС. В настоящий момент их модернизируют до уровня МиГ-29БМ: такой самолет (по крайней мере, на бумаге) может применять старое советское управляемое оружие класса «воздух-поверхность», в частности, ракеты Х-29 и Х-25. В целом, получилось нечто среднее между четвертым поколением и поколением четыре с плюсом (просим прощения за такой каламбур). Но главный минус «МиГов» в их текущем виде — ресурс. Советские машины вообще никогда этим не славились. Сейчас старые истребители нужно на что-то менять.
 



Первые поставки


18 августа текущего года блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd показал первые истребители Су-30СМ для Республики Беларусь. «На состоявшихся 17 августа 2019 года в Иркутске мероприятиях по поводу 85-летия Иркутского авиационного завода (ИАЗ, филиал ПАО "Корпорация "Иркут") на территории предприятия были замечены два первых истребителя Су-30СМ, построенных для ВВС и ПВО Белоруссии», — писал блог. На фото можно было увидеть Су-30СМ с бортовым номером «01 красный» (предположительный заводской номер 10МК5 1607), а также самолет с заводским номером 10МК5 1608. Покрашены машины были одинаково: несколько аляповатый сине-серо-белый камуфляж. С другой стороны, после сердюковских серо-голубых истребителей такой даже такой квазисоветский стиль смотрится неплохо. Своего рода «ретро».

13 ноября текущего года «Интерфакс» сообщил, что первая партия российских истребителей Су-30СМ поступила в Республику Беларусь. «Первая пара боевых истребителей Су-30СМ из запланированных двенадцати прибыла в Белоруссию», — заявили тогда в военном ведомстве РБ. Напомним, что еще летом 2017 года Россия и Белоруссия договорились о поставке четырех новых «Сушек»: всего же РБ должна получить двенадцать таких машин. Поставки планируют выполнить за три года.


«МиГи» против «Су»


Пожалуй, стоит сказать о том, что же собой предоставляют новые машины. Формально Су-30СМ — один из самых новых российских истребителей, он совершил первый полет в 2012 году. На практике же речь идет о русифицированной версии российско-индийского (прежде всего, конечно, российского) Су-30МКИ, впервые взлетевшего еще в 1997 году. Для своего времени машина была более чем удачная, что и подтверждает почти невероятное по современным меркам число поставленных в Индию машин: сейчас страна эксплуатирует около 250 таких самолетов. Для сравнения, за все время «Сухой» поставил зарубежным заказчикам лишь 24 самолета Су-35С: их купил Китай ради двигателя АЛ-41Ф1С. А Су-57 пятого поколения пока что не заказала вообще ни одна другая страна мира.

Напомним также, что в конце 90-х ни у кого не было пятого поколения, как не было на вооружении Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale поколения 4++. Поэтому машина с хорошим боевым радиусом, высокой маневренностью и РЛС Н011 Барс с пассивной фазированной антенной решеткой смотрелась действительно хорошо.

Но, стоит повториться, это было тогда. На сегодняшний день Су-30СМ/МКИ уже сложно назвать современным, что и демонстрирует ограниченный интерес к нему со стороны сильных и богатых стран мира. В знаменитый индийский тендер MMRCA самолет не попал вообще, хотя там не было истребителей пятого поколения и конкурентами России были знакомые «Тайфун», «Рафаль», «Грипен», а также американские F-16 и F-18.


В случае с РБ главной альтернативой «Сухим» почти всегда видели новые МиГ-29. Особенно если учесть, что его развитие в лице МиГ-35 имеет передовую по российским меркам бортовую электронику, в частности — БРЛС с активной фазированной антенной решеткой. Чего у Су-30СМ (по крайней мере, пока что) нет. Впрочем, 35-й имеет свои недостатки и это, вероятно, в Белоруссии тоже понимают очень хорошо.

Однако даже с учетом этого далеко не белорусы оказались готовы принять Су-30 в качестве основного истребителя. Пожалуй, ярче всех высказалась белорусская независимая общественно-политическая газета «Свободные новости. СНплюс» в недавнем материале «Су-30 СМ: считаем деньги и задаем вопросы». Автор сделал акцент не на моральном устаревании машины, а на там, что такой самолет чрезмерно дорог в эксплуатации. При этом он проводит параллель даже не с советскими «МиГами», а с западными машинами.

«Дело в том, что советские/российские авиационные двигатели традиционно уступают западным не только по топливной эффективности, но и по межремонтному и назначенному ресурсу. ВВС Польши параллельно эксплуатируют советские двухдвигательные истребители МиГ-29 и американские однодвигательные F-16. Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей», — пишет «Снплюс».



Если же говорить конкретно про истребитель Су-30СМ, то, по мнению автора, Андрея Поротникова, одна такая машина за жизненный цикл «съест» шесть двигателей АЛ-31ФП. Сюда стоит добавить высокую цену самой машины: если модернизированный МиГ-29 (но не МиГ-35!) при всех своих минусах относительно дешев, то озвученная ранее в открытых источниках цена Су-30МКИ составляет 80 миллионов долларов. То есть, почти как у F-35A. «А теперь суммируем цену машин, поддержание их годности к эксплуатации и модернизацию. Получаем сумму от 185 до 210 миллионов долларов на каждую (!) машину в следующие 35 лет. А на эскадрилью, соответственно, от 2,22 миллиарда до 2,52 миллиарда долларов. Сумма немалая», — добавляет автор.


Сложно сказать, насколько конкретно эти подсчеты верны, но здравое зерно в этих рассуждениях имеет место. Как и в тезисе о том, что «сушки» обладают избыточным для Республики Беларусь боевым радиусом. Не нужно забывать, что протяженность страны с севера на юг составляет 560 километров, а с запада на восток — 650. В то же время у истребителя Су-30СМ практическая дальность составляет 3000 километров, а боевой радиус — примерно 1500.

Что по итогу? Нужно понимать, что все имеет свой срок. Если раньше Су-30 можно было назвать относительно современной машиной, то сейчас это уже не совсем так. При этом самолет довольно дорогой: как в номинальном отношении, так и в плане эксплуатационных расходов. В этой связи белорусские эксперты совершено правы, когда говорят, что их стране лучше бы подошли «МиГи» новой постройки или, скажем шведские Saab JAS 39 Gripen, несмотря на их ограниченные боевые возможности. В конце концов, вряд ли Беларусь будет воевать с кем-то из своих соседей.
Автор:
Илья Легат
Использованы фотографии:
Минобороны Беларуси
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх