Великолепный публицист Александр Роджерс опубликовал почти программную статью "Время крушения мифов". От фразы "Мир уже никогда не будет прежним" рябит в глазах. А что, собственно, поменялось на самом деле? И что поменяется? И повернётся ли Запад к России "человеческим лицом" в условиях пандемии и экономических битв?
Развенчиваем, но совсем другие мифы и думаем, что пора мобилизоваться, а не расслабляться.Цыганов Александр
Александр Роджерс пишет об обрушении – "с ужасным грохотом" – мифа "о человечности/гуманности Запада". Мол, оказывается, что в ряде стран уже "выбирают, кто будет жить, а кто будет умирать". И что налицо "страстное, ничем не замаскированное стремление нажиться на эпидемии".
Следующим, по его мнению, обрушился миф о "единой Европе" и "единстве НАТО" – в то время как "США вывезли из Италии военным бортом полмиллиона тестов, а Чехия отжала гуманитарный груз из Китая, направлявшийся во всё ту же многострадальную Италию".
"С треском лопнул" также миф о том, что "западное – значит качественное". А на деле выяснилось, что западная медицина неэффективна, производства своих аппаратов ИВЛ и ЭКМО в большинстве европейских стран нет, тесты и маски они изготовить не в состоянии, равно как и оперативно перестроить свои производства тоже не могут.
"Рыночек не порешал. Рыночек облажался", – делает неоспоримый вывод публицист левых убеждений. Причём настоящий, а не из псевдолевых, которые с недавних пор в голос решили взвыть об утраченном рае социализма. Но вот чего-то не хватает в этом согласии с Роджерсом. Некая червоточинка…
Вопрос: а что поменялось-то?
Возможно, эта червоточинка возникла из-за ставшего навязчивым рефрена во многих обзорах и публицистических эссе: "Мир уже никогда не будет прежним". Потому что сразу же мозг, как рука за пистолетом, тянется за вопросом: а что, собственно, так чудесно – или так страшно – изменилось?
Китай справляется с экономическими последствиями пандемии. Фото: Shepherd Zhou/Featurechina/Ropi/Globallookpress
Экономические кризисы уже бывали. И, в общем, ничего. Как после болезни, мир снова поднимался и продолжал работать дальше. До следующего кризиса. Что принципиально революционное открывает нынешний кризис?
А, говорят, ну как же: а коронавирус? Смотрите, какая эпидемия, как закрываются страны, как закрываются дома, производства, люди. Мол, карантинные меры быстрее и эффективнее убивают бизнес, нежели чубайсы убили советскую экономику.
Тут смешиваются две разные вещи. Конечно, эпидемия влияет на бизнес, особенно на малый и торговый, спору нет. Но разорение многих предприятий – это опять-таки вопрос экономический. И эпидемия, скажу крамольную мысль, тут ни при чём. Вон, в Китае, где заболело больше 80 тысяч человек (со смертностью 4%), что такого особенного вымерло? Да, в очаге болезни, в провинции Хубэй, временно позакрывалось немало мелких предприятий, в основном из сферы обслуживания и торговли. Но вот сегодня Китай, можно сказать, с эпидемией справился – 90% всех заболевших выздоровели, долечиваются ещё 5 тысяч заразившихся. Причём смертность вне очага заражения составила всего 0,88%. А какие карантины были! Города полностью закрывали, размером и населением с Москву!
И что, Китай настолько перекорёжило, что он никогда не будет прежним?
Так что коронавирус давайте отставим в сторону как в роли некоего инфернального преобразователя человечества. Просто согласимся с профессиональными вирусологами, которые чётко записали заболевание COVID-19 в не самые рекордные и далеко в не самые опасные. И все меры по карантину, особенно в нашей России, с нашими менее чем полутысячью инфицированных и с нашей лучшей в мире системой биологической защиты, нацелены на то, чтобы сбить эпидемическую волну на её, так сказать, взлёте. Не дать ей нанести серьёзный вред народному хозяйству.
Иное дело – мифы
Вернее, иное дело – "светочи" и "образцы демократии".
Вот, скажем, США. Там развитие эпидемии пошло взрывными темпами. Уже больше 31 тысячи подтверждённых случаев заражения, 390 умерших. Эпицентр – штат Нью-Йорк, на который приходится половина всех поражённых в Америке и 5% от всех случаев заражения вирусом SARS-CoV-2 в мире! И это – едва ли не самый развитый штат США, центр центра всего западного, всего "демократического" мира!
В Нью-Йорке (в этом штате эпицентр эпидемии в США) обезлюдела знаменитая Таймс-сквер. Фото: Joel Marklund/Globallookpress
И главное – всё равно власти штата вводят совершенно драконовские меры по карантину. Так что российские власти действительно работают на опережение.
Про катастрофу в Италии молчим, про Испанию тоже. Как и про всю Европу. И как бы нам не пришлось ещё изолировать и лечить Украину…
Да, но скажите, какие тут мифы сокрушены? Да настолько, что мир не сможет стать прежним?
Мы что, не знали про эгоистическую сущность западных варваров? Какой миф обрушился оттого, что чехи перехватили у итальянцев китайскую гуманитарку? Или оттого, что американцы просто и незатейливо стибрили и вывезли военным бортом предназначенные для Италии тесты? И какие миры должны обрушиться в нашем сознании после слов губернатора американского штата Иллинойс Джея Би Прицкера о том, что штаты буквально "сражаются друг с другом" за медицинское оборудование и лекарства? Им, по его словам, "нужны миллионы масок, сотни тысяч халатов и перчаток", – и мы разве забыли прославленную Марком Твеном в веках фразу: "Мы англосаксы, и если нам что-нибудь нужно, мы идём и берём"?
Ну. Раз больше чем за столетие с того твеновского фельетона ничего не изменилось – что изменится после окончания нынешних эпидемии и кризиса?
Или, пишет Александр Роджерс, "полностью провалились все "дефективные менеджеры с MBA". Да полноте! Они провалились ещё в 90-е годы – и наши, и западные. Приговор им давно вынесен той же экономикой, обрушенной в те годы ниже уровня обрушения на оккупированных фашистами территориях во времена Великой Отечественной войны. И на Западе игра с деривативами, с нагораживанием одних производных финансовых инструментов на другие давно уже привела к катастрофическому навесу виртуальной экономики над реальной.
И думаете, этот кризис его наконец обрушит? США и Запад начнут жить по реальным деньгам, а не по многажды перекрывающим друг друга правам заимствования? Пусть мне простят неточность употребления понятий в угоду образности, но – ведь опять ничего не поменялось. Были просто допечатаны – во всяком случае, решение такое принято – три триллиона долларов. Да Трамп попросил дать ещё триллион "для борьбы с коронавирусом". И дали! Так о каком новом мире мы можем говорить, когда по-прежнему эмиссионный центр США может тупо множить нули после единичек на банковских счетах?
Мифы – не рушатся
"Оказалось, что с внезапно возникающими трудностями лучше справляются не страны "либеральной демократии", а вполне себе "тоталитарные и несвободные", – пишет Роджерс. И да, это тоже верно. Разве что с небольшим, но важным уточнением. "Тоталитарные и несвободные" – это опять из области "мифов". Те, кто хоть год пожил на Западе, прекрасно знают, какой там на самом деле тоталитаризм. Пусть – не людей, а законов, установлений, уложений и инструкций. Более зажатых, закомплексованных, задавленных несвободой людей, чем на Западе, нет нигде. И пусть лично Трамп или Макрон не могут принять государственное решение, не согласовав его с другими властями. Но – мы уже задавали этот вопрос – сильно ли лучше от этого человеку, на которого соседи подают в суд за не подстриженную траву у его собственного дома?
России не привыкать бороться с мифами о своей стране. Фото: Софья Сандурская/АГН "Москва"
И каждый, кто может сравнить, прекрасно знает, насколько свободнее, легче, вольнее дышится в России после даже недолгой жизни в западной клетке…
А "миф" в кавычках здесь так поставлен именно из-за того, что это – не миф. Тоталитаризм против демократии, несвобода против свободы – это обычные понятия-инструменты информационной и пропагандистской войны. Слова-оружие. Миф – это когда Гера превращает Каллисто в медведицу и требует от Артемиды застрелить ту из лука за то, что с нею изменил ей муж Зевс. А тот любовницу спасает и помещает на небо. Где мы её сегодня и видим в образе созвездия Большой Медведицы. А вот если Зевс – грязный мужской шовинист, то перед нами уже не миф, а военно-информационный инструмент. Тупой, да. Но смотря для какой аудитории. Для упоротых феминисток и такой годится.
В настоящей информационной войне инструменты и потоньше, и поострее, и помощнее. В зависимости от назначения и целевой аудитории. Вон – большинство японцев уже убеждено, что атомные бомбы на них сбросили русские. Это миф? Русские отравили Литвиненко и Скрипалей, хотя уши британских спецслужб торчат из этих историй настолько волосатые, что тошнит. Для нас похождения "Боширова и Петрова" – миф, а для доверчивых западных варваров? "Белые каски" в Сирии поливали детей из шланга, чтобы изобразить химическую атаку лично Башара Асада. Миф? А после того как организация по запрещению химического оружия сделала вид, что ему верит, – что это стало?
И это если не говорить о том, что США выиграли Вторую мировую войну. Покамест русские трусливо отсиживались в руинах Сталинграда и только насиловали немок миллионами.
Нет, это не мифы. Это – батальоны, полки и дивизии на боевых картах информационной войны. И что, можно поверить, что кто-то их распустит под влиянием кризиса? Или – коронавируса?
Ой, нет. Скорее, мобилизует новые ударные отряды, чтобы в ходе кризиса отвоевать себе как можно больше…
Свежие комментарии