На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Чернышев
    Давить надо гадов. И нечего дикарей пускать в Россию.Звериная ярость: ...
  • Василий
    По Сталинскому варианту нам кое-что и перепало бы, а долбанный Хрущ отдал бесплатно, если ещё и не с доплатой.Как Хрущёв разруш...
  • Валерий
    Правильно и восстановить Прибалтийский военный округ !!!В МИД БЕЛОРУССИИ ...

Отступление из Одессы

С начала октября в Одессе началась эвакуация. Быстроходные тральщики и сторожевые катера днем и ночью сопровождали конвои до тех пор, пока последний транспорт не покинул порт.

Мне хорошо запомнилась та трудная военная осень 1941 года.

12 октября, вечером, меня вызвали на командный пункт охраны водного района Севастополя.

Оперативный дежурный передал приказание — обеспечить безопасность плавания «МО-028», направляющегося в Одессу.

Я тут же переговорил с командиром корабля старшим лейтенантом Мельником и вместе с его помощником лейтенантом Молодцовым принялся корректировать карты. Мы проложили курс от Севастополя к Одессе, нанесли минную, обстановку.

Три часа спустя катер вышел в море. Ночь прошла без происшествий, и к вечеру следующего дня корабль ошвартовался в Одесском порту.

До этого я побывал здесь в начале августа на «МО- 081», которым командовал лейтенант Остренко. Помощником командира морского охотника был лейтенант Флейшер. Тогда на борту катера находился следовавший в Одессу член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал Н. М. Кулаков.

В порт мы пришли точно в назначенный срок и без приключений, за что получили от вице-адмирала благодарность и разрешение экипажу отбыть в город для короткого отдыха. Во время войны это считалось роскошью.

Одесса жила напряженной военной жизнью. В порту и его гаванях, видневшихся с Потемкинской лестницы, проводились погрузочно-разгрузочные работы. На улицах, бульварах, утопавших в зелени было многолюдно.

И вот теперь, в октябре, город не походил на самого себя. Кругом, особенно в районе железнодорожного вокзала и в порту, чернели развалины, на улицах стояли баррикады. Заглянули в парк имени Шевченко — излюбленное место отдыха одесситов, и он поразил нас своей пустотой.

В то время на рейде скопилось много судов и различных плавсредств, готовых принять людей и боевую технику. В порту находились также корабли ОВР — быстроходные тральщики «Щит», «Взрыватель», «Якорь», «Искатель» и несколько морских охотников.

15 октября мы случайно встретились с командирами катеров: «МО-0125» — лейтенантом Степаном Гладышевым и «МО-021» — младшим лейтенантом Петром Чеслером. Подошел и механик звена катеров Василий Кириллов. Старым знакомым было о чем поговорить, но в порту начали рваться вражеские снаряды, и морские охотники вышли в море.

16 октября 1941 года запомнилось мне на всю жизнь. Мы прощались с Одессой. В 5 часов 10 минут порт покинул последний транспорт с войсками. БТЩ «Щит» принял на борт 12 офицеров и 60 бойцов, обеспечивавших эвакуацию, и взял курс на Севастополь. На внешнем рейде он вступил в охранение транспорта «Котовский».

Последним уходил из Одессы тральщик «Взрыватель», которым командовал капитан-лейтенант. При выходе из порта он поставил мины.

В течение 5—6 часов противник не знал об отходе ваших войск и продолжал бомбить и обстреливать брошенные оборонительные позиции, а также город и порт. Однако гитлеровцы спохватились. Во второй половине дня они с остервенением атаковали находившиеся в море транспорты. Один из них был потоплен вражеской авиацией. Людей удалось спасти.

17 октября мы прибыли в Севастополь.

Так закончились события, в которых довелось участвовать быстроходным тральщикам и морским охотникам. Основная тяжесть в конвоировании и охранении транспортов легла именно на малые корабли.

Теперь конвои следовали в Севастополь из портов Кавказа. Наши корабли непрерывно участвовали в длительных переходах, что требовало еще большего упорства и выносливости, чем все предыдущие боевые задачи.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх